В этой статье мы расскажем о ламповых микрофонах: устройстве, принципе работы, отличиях от других видов, причинах популярности, особенностях использования в современных студиях.
Тайны лампового звука
«Теплый», «жирный», «мясистый», «правдивый»… ламповый звук. Эти и другие выражения можно часто встретить на различных форумах, в статьях любителей и профессионалов звукозаписи, в рекламе и отзывах. Принято считать, что лучше лампового микрофона может быть только другой ламповый микрофон. Более дорогой, конечно.
Давайте попробуем разобраться в том, что собой представляет ламповый микрофон, и стоит ли за него отдавать немалые деньги.
На фото – ламповый микрофон. Лучше лампового микрофона может быть только дорогой ламповый микрофон
Немного истории
Об эталонах
В прошлом веке, когда индустрия полупроводников еще не получила должного развития, и транзисторы были довольно шумными, все студийные конденсаторные микрофоны были ламповыми. Кстати, современные ламповые микрофоны не сильно отличаются от своих прообразов из 40-х годов.
И до сих пор суждение о том, что какой-то микрофон звучит словно модель 50-х и т. д., считается отличным комплиментом производителю. Поэтому они считают за честь подчеркнуть связь своей продукции с микрофонами 40-х или 70-х годов. Заметьте, это отнюдь не дань прошлому, не снобизм, а объективная оценка по многим параметрам.
На фото: Старый микрофон NEUMANN U47, который использовали в звукозаписи с 1949 по 1965 гг.
Усовершенствованные модели
К концу прошлого века ситуация слегка изменилась, и в профессиональных конденсаторных микрофонах в качестве преобразователя импеданса стали использовать малошумящие полевые транзисторы. Данные микрофоны стали наиболее распространенными в студиях звукозаписи, эдакие «рабочие лошадки», которые честно делали и делают свое дело.
Новая волна
Но относительно недавно у музыкантов и студий звукозаписи вновь проснулся интерес к ламповым предусилителям, которые размещают в корпусе конденсаторных микрофонов. Сейчас наблюдается настоящий бум ламповых технологий, причем изготовители стараются воспроизвести именно старое ламповое звучание, иногда используя для этого в своих микрофонах шипящие лампы 40-х годов и того же возраста трансформаторы. Что удивительно, микрофоны со столь «древней» начинкой могут стоить раза в два дороже аналогичных моделей, собранных на современной элементной базе, которые обеспечивают стабильное и бесшумное звучание в течение долгого времени. Причем раритетные микрофоны покупают не в качестве особого украшения студии, а в качестве микрофонов, равных которым по звучанию нет.
Немного физики
Любой конденсаторный микрофон имеет предусилитель, который расположен в самом корпусе и имеет высокоомный вход. Этот предусилитель представляет собой или полевой транзистор, или лампу. Необходимо усилить сигнал уже в самом микрофоне, так как он очень слабый и на пути по длинному кабелю до внешнего предусилителя может существенно исказиться. В ламповом микрофоне, соответственно, имеется ламповый (а не полупроводниковый) усилитель. Обычно лампа располагается в микрофоне ближе к капсюлю, чтобы уменьшить различные искажения, шумы и наводки.
На фото – микрофон с ламповым усилителем. Микрофоны с ламповым усилителем сейчас на пике популярности и стоят в несколько раз дороже обычных
Блок питания для лампового микрофона идет с ним в комплекте и совершенно необходим, так как для работы лампы требуется очень качественная фильтрация напряжения. Блок питания формирует фантомное напряжение 48В или 12В для накала лампы и анодное – 120–200В.
Но и это еще не все. После предусилителя, также внутри микрофона стоит трансформатор, который преобразует сигнал из небалансного в симметричный балансный (XLR) для защиты от помех. Звук микрофона во многом зависит от этого трансформатора, а хорошие трансформаторы стоят больших денег.
Все ламповые микрофоны устроены и работают одинаково, как и 70 лет назад, ибо схемотехника ламповых усилителей конденсаторных микрофонов практически не изменилась с момента ее изобретения. Просто нет различных вариантов включения лампы, она работает только вот так и никак иначе.
Немного о звуке
Так почему же музыканты предпочитают ламповые усилители мощности транзисторным? Звучание ламповых микрофонов ласкает им слух, потому что там нет нечетных гармоник. Есть четные гармоники, которые звук не «пачкают», а лишь украшают. И в режим насыщения при перегрузках ламповые усилители входят плавно, поэтому меньше искажают сигнал.
Эффект усиления
Стоит отметить еще одно положительное качество ламп. Речь идет о коэффициенте усиления. Одна радиоэлектронная лампа (триод/пентод) может заменить по усилительным свойствам минимум два-три транзистора и даже одну микросхему, в которой несколько десятков транзисторов. То есть при тех же выходных параметрах в ламповом усилителе сигнал претерпит лишь одно единственное преобразование (от катода и сетки к аноду), то есть скопируется только один раз. В транзисторном же усилителе на выходе мы получим третью или четвертую копию. Причем мы говорим не о цифровом копировании, а об аналоговом, поэтому каждый следующий каскад усиления меняет сигнал безвозвратно.
На фото – поэтапное снятие лампового корпуса.
Электронная лампа и ее усилительный каскад дают ряд очевидных преимуществ:
Ламповый микрофон, безусловно, надежен. Срок службы лампы – десятки лет, а если используется лампа, изготовленная в СССР с маркировкой «В» (военная), то и сотни. Также можно не бояться разбить лампу, ведь для этого вам придется либо разобрать микрофон, либо забивать им гвозди.
1. Наберитесь терпения. Включив микрофон, вы услышите… тишину, потому что в течение 5–7 секунд происходит накал лампы. Сигнал появляется позже. А вот готов к записи микрофон будет только через 10–15 минут, так как ему нужно «прогреться».
2. Всегда сначала коммутируйте и только потом включайте всю систему в сеть. Это обязательное правило поможет уберечь вашу аппаратуру от возможных перепадов напряжения в сигнальных сетях.
3. Не экономьте на поп-фильтрах. Соблюдайте дистанцию примерно 10 см от микрофона до рта (при записи вокала), а при хорошо поставленном голосе 15–20 см, если позволяет акустическое оформление студии. Это позволит избежать вам лишней «грязи», свистящих и шипящих, да и звук получится более естественным.
4. Соблюдайте условия хранения. Не стоит хранить ламповые микрофоны в герметично закрытых пакетах, если возможен перепад температур при транспортировке или хранении. При охлаждении влага выделится и осядет на мембранах и других элементах. Помните, что после записи вокала микрофон желательно не убирать сразу, а дать ему просохнуть (минимум 24 часа).
В настоящее время более 85 % микрофонов, используемых в студиях звукозаписи, на радиостанциях и сценических площадках, — конденсаторные. Разница в звучании ламповых микрофонов, по сравнению с транзисторными, все больше привлекает внимание студийных звукорежиссеров. Ламповые микрофоны придают звуку характерную «окраску», которая может хорошо восприниматься конкретным слушателем, однако другие ее могут и не заметить.
Покупать ли дорогостоящий ламповый микрофон для получения «теплого и лампового звука», решать только вам.