Рэп как жанр на данный момент является одним из ведущих в сфере музыкального бизнеса и популярности среди населения. Музыка рождённая в чёрных гетто стала насколько разнообразной благодаря конфронтации двух «школ» хип-хопа – East Coast и West Coast. Из-за соперничества этих течений, возникла очень широкая база, предоставляющая нам кардинально разное звучание, как в своё время это произошло с гитарной музыкой. Однако если в гитарной музыке поводом для развития служили технологические прорывы в области концертной звукорежиссуры и гитарного усиления, то здесь мы можем пронаблюдать буквально войну криминальных кланов, банд, так или иначе влияющих, или владеющих основными лейблами звукозаписи, как для восточного, так и для западного побережья. Имея разные взгляды на то как должна выглядеть хип-хоп культура, никто не стеснялся доказывать свою точку зрения на языке силы. Сегодня мы рассмотрим подробнее то как появился этот жанр, выделим основные различия этих двух течений и узнаем чем по итогу закончилась война двух побережий.
Хип-хоп как субкультура возникла в США приблизительно в начале/середине 70-ых годов, в Нью-Йорке. Первое время, хип-хоп представлял собой своебразные DJ-сеты, где артисты ставили пластинки со старой «чёрной» музыкой и освежали их звучание, путём зацикливания каких-либо частей трека.
Поверх получавшейся конструкции, МС выкрикивал кричалки, для поддержания интереса публики к происходящему на танцполе. Одним из первых артистов, которые это придумали, был Клайв Кемпбелл, он же Kool Herc.
Со временем, МС стали переключать внимание публики с происходящего на вечеринке, на свои собственные истории, конфликты, проблемы и самое главное на так называемые «бифы» друг с другом. По сути это был формат рэп-баттла, в котором задача исполнителя была в том, чтобы доказать или опровергнуть претензии к отдельно взятому исполнителю в музыкальном формате.
Война побережий, как и в целом конфликт рэперов из Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, был продиктован в первую очередь различиями в быту. Пока В Нью-Йорке афроамериканцы находились за чертой бедности и прибегали к криминалу скорее из необходимости сводить концы с концами, то в Лос-Анджелесе во всю процветал бандитизм и тенденция объединения в банды, т. е. криминальный образ жизни был скорее осознанным выбором, нежели вынужденным решением. Это же касалось и тем для песен, пока рэперы восточного побережья рассказывали о тяжести жизни в гетто, желании выбиться в люди, рэперы западного побережья мечтали стать главой банды, или же рассказывали нам о жизни и быте членов банд, коими сами нередко и оказывались. Тем не менее, для государства оба лагеря были просто преступниками, в связи с чем довольно долгое время рэп был не самым желанным жанром, ни на радио, ни уж тем более для мероприятий связанных с награждением музыкантов за их творческие успехи.
История East Coast'a и всего рэпа в частности началась в 1977 году, когда на территории Нью-Йорка случилась крупная по масштабам гроза, в результате которой город был обесточен почти на сутки.
Этим не могли воспользоваться маргинальные слои населения, коих было предостаточно, ведь в 1973 году был отмечен колоссальный уровень безработицы и уровень недовольства населения таким положением дел не был ни для кого секретом. Что уж говорить о жителях чёрных гетто, в которых безработица, смешанная с исторической обидой на расовую сегрегацию, стала достаточным аргументом для местных, чтобы поживиться.
В итоге были ограблены сотни жилых домов и более 1500 магазинов, было зафиксировано около 1000 поджогов, а общий ущерб, по разным оценкам, составил от 300 млн до миллиарда долларов. По данным The New York Times, в эту ночь каждый полицейский сделал как минимум по 130 выстрелов. Некоторые — в воздух.
Вот, что рассказывал журналистам сержант полиции Роберт Мерфи :
«Это ночь зверья. Мы ловим пять-шесть мародеров, но на их место встает еще сотня. Мы бежим к магазину, который грабят, и люди вокруг предупреждают мародеров о нашем появлении. Все, что мы можем — это ненадолго отогнать бандитов. Но они тут же направляются на другую улицу и начинают грабить её».Чтобы отвлечь силы и внимание властей, мародеры поджигали уже ограбленные здания и в городе заполыхали пожары.Так на Бродвее полностью оказался охвачен огнем участок длиной в два километра. По итогу к утру следующего дня, Нью-Йорк пополнился сотнями молодых ди-джеев, битмейкеров и т. д.
Стилистически рэп восточного побережья представлял собой серьёзную музыку на тему сложностей уличной жизни, социального неравенства и полицейского произвола, упор был на желание лирического героя выбиться что называется «из грязи — в князи». Сделали вклад в популяризацию жанра в середине 80-ых такие культовые группы и исполнители как:
• Beastie Boys
• Run-D.M.C
• Public Enemy
• Wu-Tang Clan
• Notorious B.I.G.
• Jay-Z
• Dr.Dre
• Ice Cube
• Eazy-E
«Оставайся с Паффи, бро. Он сделает тебя звездой».
«Не несите хр*нь, я все ещё думаю, что этот ни**ер мой бро! Трек написан хр*н знает когда, до всего этого. Все это д*рьмо давно пора нормально обговорить. Это то, что я повторяю себе каждый день. Мне просто нужно с ним поговорить. Я никогда не диссил Тупака и никогда не поверю, что он думает, будто я мог так с ним поступить. Не с ним, не мог!».Разумеется, никто Бигги не поверил. Сам же Тупак отвечал:
«Даже если этот трек не обо мне… Но разве он не должен был подумать, что выпускать такое сейчас… Ну, типа «да, трек не о нем, но я не буду дропать его сейчас, ведь он может решить, что трек о нем».
В это время появляется генеральный директор студии Death Row Records — Шуг Найт.
Он предлагает выплатить залог в обмен на то, чтобы Тупак подписал контракт с лейблом. Недолго думая, Тупак согласился, ведь он жаждал мести!
«Шуг, поверь мне, вместе мы на куски этих ни*еров порвём, уничтожим Bad Boy, уничтожим Бигги, порвём всех этих уродов! Я нужен тебе, ты нужен мне. Хип-хоп – это West Coast!».Тупак вышел из тюрьмы под залог и сразу же подписал контракт с Death Row Records. Выпустив хит California Love, спродюсированный Dr. Dre, он раздал с десяток интервью где поливал грязью и Бигги и лейбл Bad Boy Records, а позже выпустил дисс Hit ‘Em Up, где намекал на половую связь с женой Бигги, критиковал его вес и грозился стать «убийцей плохих парней» (отсылка на название лейбла Бигги).
По воспоминаниям жены Бигги, он очень переживал утрату своего друга, на публике появлялся в чёрном и почти не комментировал намеки, что он «заказал» Тупака. 9 марта 1997 года почти зеркально повторились события сентября в Лас-Вегасе. Неизвестный открыл огонь по пассажирскому месту, Бигги получил 4 огнестрельных ранения и умер в больнице так и не приходя в сознание.
Артисты Death Row Records догадывались что в этом замешан Шуг Найт и массово стали покидать лейбл, не желая ассоциаций с преступным миром, Snoop Dog позже обвинит Шуг Найта в обеих смертях, и в феврале 1997-го вместе с главой Bad Boy Records организует пресс-конференцию, на которой артисты обоих побережий объявят об отсутствии друг к другу претензий.
«Я не хочу говорить о вчерашнем дне. Я хочу поговорить о завтрашнем дне. Мы должны собраться вместе, пожать друг другу руки, призвать к миру и двигаться вперед», — заявил Snoop Dogg.
В результате разного подхода к одной и той же технологии сэмплирования, мы получили кардинально разный музыкальный продукт, отличающийся стилем, формой, способами повествования. После завершения конфликта между побережьями, они начали активно перемешиваться и поглощать друг друга, по итогу дав нам очень разнообразный жанр, несмотря на его мнимую простоту. Многие рэп исполнители отошли от сэмплирования в пользу танцевального саунда, а например такие исполнители как Dr. Dre возвели в абсолют идею сэмплирования чужих песен.
В результате чего специально нанимали музыкантов, для исполнения и комбинирования тех или иных сэмплов. Будучи одним из самых популярных жанров музыки в мире, рэп давно вышел за рамки музыки улиц, став инструментом самовыражения для всех.