Представьте звук, который обволакивает, как теплый бархат, способен рыдать с пронзительностью человеческого голоса, бушевать, как шторм, и убаюкивать нежнее колыбельной. Это – голос виолончели. Инструмент, который долго шел к своей славе, скромно сопровождая ансамбли, пока не вырвался на авансцену, чтобы стать одним из самых узнаваемых и любимых в мире. Почему же сегодня его часто ставят выше даже царственной скрипки? Давайте погрузимся в мир этой удивительной королевы басового регистра.
Корни виолончели уходят в XVI век, когда итальянские ремесленники, вдохновлённые развитием музыки и потребностью в новых тембрах, начали экспериментировать с формой и размерами струнных инструментов. Первые прототипы виолончели (от итал. violoncello – "маленький контрабас") появились в Кремоне - родине великих мастеров Амати, Страдивари и Гварнери. Они создавали инструменты для придворных оркестров и церковных капелл, где требовался богатый диапазон звуков. Однако первые виолончели отличались от современных: они были больше по размеру, имели разное количество струн (пять или шесть) и использовались преимущественно как басовые инструменты в ансамблях.
Виолончель изначально входила в «семейство» струнных, созданное по аналогии с голосами людей: скрипка - сопрано, альт - меццо-сопрано, виолончель - тенор, а контрабас - бас. Но в отличие от скрипки, которая сразу стала звездой оркестра, виолончель долгое время оставалась в тени. Лишь в XVII веке, с развитием барочной музыки, композиторы начали осознавать её потенциал. Антонио Вивальди, например, написал более 25 концертов для виолончели, подчеркнув её способность к лирическим и технически сложным партиям.
Окончательный «выход в свет» состоялся в эпоху классицизма. Виолончель стала незаменимой частью симфонического оркестра, а её роль в камерной музыке (особенно в дуэтах с фортепиано) приобрела самостоятельное значение. Моцарт, Бетховен, Шуберт - все они писали для неё произведения, которые сегодня считаются классикой. Но настоящий расцвет инструмента начался в XIX веке, когда мастерство виолончелистов достигло невероятных высот, а сами инструменты получили усовершенствованную конструкцию, которая позволила виолончелистам играть быстрее, громче и с большим динамическим диапазоном.
Первоначально виолончель была лишь фундаментом оркестра и басовой поддержкой в камерных ансамблях. Ее сольный потенциал раскрывался постепенно. Важнейшую роль сыграли виртуозы-композиторы:
Луиджи Боккерини (XVIII век). Написал десятки сонат и концертов, по-настоящему выведя виолончель в солисты.
Иоганн Себастьян Бах. Его 6 «Сюит для виолончели соло» – абсолютный шедевр, Эверест для любого виолончелиста, раскрывающий все технические и выразительные возможности инструмента.
Людвиг ван Бетховен. В его сонатах для виолончели и фортепиано и особенно в «Тройном концерте» виолончель уже равноправный партнер скрипке и фортепиано.
Антонин Дворжак. Его «Виолончельный концерт си минор» (конец XIX века) – одна из вершин романтического репертуара, мощная, лиричная и виртуозная, окончательно утвердившая виолончель как солирующий инструмент первой величины.
Если скрипка похожа на изящное существо, то виолончель - это воплощение гармонии и силы. Её размеры (полноразмерная виолончель примерно 1,25 метра в длину при длине корпуса 75-77 см) позволяют сочетать глубину басовых тонов с ясностью верхних регистров. Но именно в деталях скрывается секрет уникальности. Чем же создается неповторимый тембр виолончели?
Корпус - сердце инструмента. Две изогнутые деки (чаще всего из ели (верх) и клена (низ и бока)) соединены обечайками. Внутри – дужка (распорка, передающая вибрации). Резонаторные отверстия – эфы – особая f-образная форма которых позволяет звуку свободно выходить, создавая эффект объёмного звучания.
Гриф более длинный и широкий, чем у скрипки. Изготавливается из твердого черного дерева. На нем нет ладов – виолончелист находит ноты пальцами на струнах, развивая безупречный слух и мышечную память.
Колковая коробка и колки - массивная "голова" с колками для настройки струн. Часто украшается резной "улиткой".
Подгрифок (струнодержатель) - нижняя точка крепления струн. Передает их колебания на деку через пятку (или через специальные крепления у современных инструментов).
Струны. Исторически – жильные, сейчас чаще металлические или синтетические с металлической обмоткой для басовых струн. Натяжение высокое. Струн, как правило, четыре (C, G, D, A – До, Соль, Ре, Ля большой октавы), но существуют и пятиструнные модели с дополнительной верхней струной «ми», расширяющей диапазон.
Эндпин (шпиль) – основное отличие. Металлический стержень, упирающийся в пол. Он поддерживает тяжелый инструмент и передает вибрации в пол, усиливая звук. Без него игра на виолончели в современном виде была бы невозможна.
Смычок. Тяжелее и короче скрипичного. Состоит из трости (чаще из фернамбукового дерева), колодки и натянутого конского волоса. Канифоль на волосе создает необходимое сцепление со струной.
Чем же виолончель отличается от скрипки и альта? Во-первых, диапазон: её звук ближе к человеческому голосу (особенно в среднем регистре), что делает его особенно проникновенным. Во-вторых, способ удержания: виолончель ставят на пол с помощью подставки (или колена в старых моделях), а не держат под подбородком. В-третьих, техника игры: виолончелисту приходится работать с более тяжёлым смычком и длинными струнами, что требует особой координации и силы.
Игра на виолончели - это баланс между физической выносливостью и тонкой чувствительностью. Виолончелист должен уметь контролировать вес смычка, угол наклона, давление на струну, чтобы добиться нужного тембра. Например, техника понтикато (игра возле подгрифника) создаёт призрачный, «стеклянный» звук, а вибрато (колебание пальца на струне) добавляет выразительности.
Особое место занимает артикуляция: отрывистые ноты (стаккато), плавные переходы (легато), акценты. В современной музыке виолончелисты часто используют нестандартные приёмы: удары смычком по корпусу, игру на коленях (как в джазе), или даже использование электронных эффектов.
В сравнении со скрипкой, где акцент делается на скорости и точности, виолончель требует большего внимания к динамике и «раскрашиванию» звука. Это как разница между скороговоркой и поэзией - оба искусства, но каждое со своей эстетикой.
Почему же современная виолончель часто воспринимается как более популярная или доступная, чем скрипка?
1. Диапазон и тембр. Диапазон виолончели (от мощного баса до нежного сопрано) почти идеально совпадает с диапазоном человеческого голоса (баритон/тенор – альт/сопрано). Ее звук воспринимается как нечто врожденно понятное, эмоционально близкое, "говорящее" с нами напрямую. Скрипка же, с ее более высоким, "парящим" звуком, хоть и невероятно выразительна, иногда кажется чуть более "отстраненной", "инструментальной".
2. Поза исполнителя. Виолончель стоит на земле, обнимается музыкантом. Это выглядит и ощущается более естественно, "заземленно", чем положение скрипки под подбородком. Музыкант как бы сливается с инструментом.
3. Виолончель обладает мощью, глубиной и чувственностью, которые прекрасно вписались в современную поп- и рок-культуру. Ее звук легко аранжируется для электроники, не теряя души. Виолончель на рок-сцене – это ярко, необычно, запоминающеся.
4. Сольный Репертуар XX-XXI вв. Композиторы XX и XXI веков часто отдавали предпочтение глубине и тембральной насыщенности виолончели в сольных и камерных сочинениях: Шостакович, Бриттене, Пендерецкий, Губайдулина.
5. Медийность. Такие харизматичные виолончелисты, как Йо-Йо Ма, Миша Майский, Жаклин Дю Пре (чья трагическая история добавила ореола), группы вроде 2Cellos или Apocalyptica, вывели инструмент на первые полосы и в топы чартов. Они показали, что на виолончели можно играть все – от Баха до AC/DC.
Если раньше виолончель ассоциировалась с симфоническими залами и камерными ансамблями, то сегодня её звук проникает во все жанры.
Интересно, что виолончель стала символом «медитативной» музыки. Её звук часто используется в терапии и медитациях для снижения стресса - научные исследования подтверждают, что вибрации низких частот успокаивают нервную систему.
Виолончель вездесуща в лучшем смысле слова, ее можно услышать повсюду:
Симфонический оркестр. Виолончель - фундамент струнной группы, ее "грудной голос". Отвечает за глубину, мощь, лирические соло.
Сольные концерты. От барочных концертов Вивальди до монументальных концертов Дворжака, Элгара, Шостаковича, Шнитке.
Уличные музыканты и онлайн-пространство. Мощный, но не режущий звук виолончели прекрасно подходит для живых выступлений на открытом воздухе, а виртуозные или душевные каверы собирают миллионы просмотров в популярных соцсетях.
А ещё виолончель - любимый инструмент в кинематографе. Например, в фильме «Мост в Терабитию» её звук олицетворяет детское воображение, а в «Докторе Живаго» - суровость русской зимы.
1. Самым ценным музыкальным инструментом в мире считается виолончель Страдивари, известная как "Дюпор". Её создал знаменитый мастер Антонио Страдивари в 1711 году. Название она получила благодаря выдающемуся виолончелисту Жан-Луи Дюпору, который владел её много лет. На поверхности инструмента есть небольшой след - по одной из версий, его оставил Наполеон, пытаясь играть на виолончели и обхватывая её ногами в сапогах со шпорами. Много лет виолончель хранилась у барона Кнопа, а затем 33 года на ней ежедневно играл легендарный Мстислав Ростропович. После его смерти ходили слухи, что японская организация купила этот инструмент за 20 миллионов долларов, но родственники музыканта это опровергают. Возможно, он до сих пор находится в семье. Мстислав Ростропович, великий виолончелист XX века, сыграл важнейшую роль в развитии жанра. Он исполнил более сотни новых произведений, написанных специально для виолончели.
2. "Давидова" Страдивари - одна из самых знаменитых виолончелей работы Антонио Страдивари (1712 г.). Принадлежала великому русскому виолончелисту Карлу Давыдову, вдохновившему Чайковского на написание "Вариаций на тему рококо". Сейчас играет на ней Йо-Йо Ма
3. "Огненная" соната для виолончели и фортепиано Дмитрия Шостаковича (1934 г.) была написана в такой сложной, новаторской манере, что на премьере публика... шикала! Сейчас она – признанный шедевр.
4. В 2010-х годах компания «Carbon Fibre Violoncelli» создала виолончель из углеволокна, которая не боится перепадов температур и весит всего 3 кг. Сейчас существуют электронные модели, которые выглядят не совсем классически, но открывают музыкантам широкие возможности.
5. В 2019 году виолончелист из Южной Кореи установил рекорд по скорости игры на виолончели, сыграв «Полет шмеля» за 1 минуту 20 секунд.
6. В зоопарках Японии виолончель используют для успокоения животных - слоны и тигры реагируют на её звук гораздо спокойнее, чем на другие музыкальные инструменты.
7. Однажды в Париже прошёл необычный конкурс, участником которого стал великий виолончелист Пабло Казальс. Тестировали звучание старинных виолончелей (работ Страдивари и Гварнери) и современных фабричных моделей - всего 12 инструментов. Чтобы исключить предвзятость, свет в зале выключили. По результатам эксперты отдали современным виолончелям в два раза больше голосов за красоту звука. Казальс, услышав это, заметил: «Я предпочитаю старые инструменты. Они могут быть менее красивыми в звучании, но у них есть душа. Современные же - красота без души». Казальс очень любил свои инструменты. Например, в один из смычков он вставил сапфир, подаренный ему королевой Испании.
8. Финская группа Apocalyptica, исполняющая рок-музыку, стала международной сенсацией. Уникальность коллектива в том, что музыканты играют на четырёх виолончелях и ударных. Такое необычное использование мягкого и лирического инструмента принесло им мировую известность.
9. Всего Антонио Страдивари изготовил около 80 виолончелей, из которых сохранилось примерно 60. Их стоимость самая высокая среди всех музыкальных инструментов.
10. Необычный ансамбль из Санкт-Петербурга под руководством Ольги Рудневой состоит из 8 виолончелей и одного рояля - довольно редкий состав для музыкального коллектива.
11. В 2014 году южноафриканец Карел Хенн установил рекорд Гиннеса, сыграв на виолончели без перерыва 26 часов подряд.
12. Ещё один любопытный факт: виолончель - любимый инструмент учёных. Например, в проекте «Music and Memory» её звук используется для помощи пациентам с болезнью Альцгеймера, так как низкие частоты активируют участки мозга, связанные с воспоминаниями.
Виолончель - это не просто инструмент. Это голос, который говорит на языке эмоций, понятном всем, независимо от культуры и времени. Её история - это история человеческого стремления выразить невысказанное, а её популярность сегодня - доказательство того, что классика не умирает, а трансформируется. В эпоху, где музыка становится всё более цифровой, виолончель напоминает нам о ценности живого звука, в котором дрожит дыхание мастера и отражается целая вселенная чувств.