Виды электрогитар: какая подойдет для всех жанров?

08 мая 2024

Само собой, нам всем хочется иметь гитарную стойку этак на десять-двенадцать мест. И чтоб на ней стояло каждой твари по паре — на все случаи музыкальной жизни. Но зная на практике, что цена электрогитары уровня «рабочая лошадка», применимой и в студии, и на сцене, составляет где-то от 400 долларов США, понимаешь, что аппетиты стоит умерить.

Условно бюджетная электрогитара, которая подойдет для большинства основных жанров, при этом с хорошим соотношением «цена-качество» — вполне рациональная мечта. Вот только какие из всего многообразия удовлетворяют этому запросу? Давайте разберемся.

 

Выбор электрогитары — всегда компромисс

Универсальный инструмент нужен сессионным музыкантам, музыкантам, регулярно работающим на сцене, создателям «библиотечной», рекламной, стоковой музыки. В общем, тем для кого навык игры на электрогитаре — часть профессии. Также универсальная электрогитара очень нужна любителям, которые делают свои первые шаги в музыке и еще не определились с жанром

Сразу стоит оговориться, что некоторые экстремальные стили требуют соответствующих инструментов. Заменить 7-ми и 8-ми струнные гитары, которые применяют в отдельных «металлических» направлениях, просто нечем.

То есть, шестиструнка с сильно пониженным строем и подходящими для него струнами, в принципе, может закрыть потребность в очень низком гитарном звуке, но ее нельзя будет с комфортом применять с нормальным строем, скажем, в фанке, попсе и т. п. — потребуется менять струны.

Также считается, что нечем заменить джазовые «банки» с полым корпусом в размере 4/4. Но это вопрос дискуссионный. Кое-что действительно джазовое можно выжать и из «доски». Но это точно не 7-ми или 8-ми струнная электрогитара, так как у них широкий гриф, и многие джазовые аккорды на нем либо неудобно брать, либо вообще невозможно (если, конечно, у вас руки не размером, как у Паганини).

То есть, на выбор оказывают влияние несколько факторов: музыкальный жанр, цена инструмента, его конструкция и эстетические предпочтения музыканта. Они между собой так или иначе конфликтуют почти всегда, и окончательный выбор становится результатом компромисса.

Среди названных факторов есть два объективных — конструкция (оснастка) и цена. Вот о них давайте поговорим в первую очередь.

Какая конструкция электрогитары претендует на универсальность

По сути, их три:

1. шестиструнная электрогитара с хамбакером у бриджа и бесшумными (noiseless) синглами в среднем и нековом положениях; с тремоло, работающим в обе стороны; с локовыми колками; электроника пассивная;

2. все то же самое, но сет звукоснимателей — это два хамбакера, как вариант — три рельсовых мини-хамбакера в форме синглов, установленных, как на классическом «стратокастере» (или нормальный хамбакер у бриджа и два «рельсовых» на местах синглов).

3. «Банка» с полым корпусом размером от 2/4 и больше; с двумя хамбакерами; с тремоло Bigsby или ему подобным; с локовыми (опционально) колками; электроника пассивная.

Звучит спорно? А давайте рассудим.

«Выхлоп» и звукоизвлечение. Активная электроника или пассивная?

Сначала об активной электронике. Во-первых, она добавляет еще одну организационную зависимость — от элементов питания. Мало нам запасных струн, шнуров и прочего. Во-вторых, она дороже, чем пассивная — и в фабричном инструменте, и при его апргейде. В третьих, такая мощь выхлопа, какую выдают те же активные хамбакеры, в большинстве жанров просто не нужно. Но это не главное.

Главное то, что активная электроника, особенно в сочетании с тонкими струнами, как бы это сказать… развращает гитариста. Персональный гитарный почерк, стиль, звук прежде всего формируются звукоизвлечением. Электрогитара с активными датчиками, на которую дунешь, а она уже звучит, со временем делает звукоизвлечение музыканта вялым.

А правая рука гитариста (у правшей) становится менее подвижной. Ее движения и способы звукоизвлечения становятся однообразными. Грубо говоря, рука умеет меньше.

Это происходит потому, что играть на электрогитаре с активной электроникой и тонкими струнами слишком легко. Можно пропускать половину и больше ударов медиатором или щипков пальцами — в то время, как левая рука на грифе фактически изображает тэппинг. И всё звучит нормально.

Но дайте человеку, играющему только на таком инструменте, тот же «Телекастер» со струнами «10-46», и его звукоизвлечение окажется тусклым, вялым, нечетким. Если же гитаристу, привыкшему к большому «выхлопу», вручить акустику со струнами еще немного толще, он начнет над ней просто «умирать».

Как мы понимаем, «развращенный» активными датчиками музыкант не может быть универсалом. Он не сыграет в стилях, требующих звукоизвлечения уверенного, с четкой атакой. Или «округлого» — с пальцевой мягкой атакой, которая вместе с тем вынуждает применять значительное усилие даже на mezzo forte.

Некоторые гитаристы-универсалы специально большую часть времени занимаются на акустических гитарах со сравнительно толстыми струнами (1-я — «десятка» или «одиннадцатая»). Это заставляет пальцы обеих рук работать, напрягаться, уметь больше.

Часть «металлических» гитаристов тоже играют на средних и толстых струнах. Строго говоря потому, что для ритмических конструкций, в которых звучит типичный жанровый «chung», нужен хороший упор медиатора в струны.

Делать жирный и четкий «chung» (особенно быстрый) на тонких струнах труднее – медиатор слишком сильно гнет их у бриджа, размывается фундаментальный тон, добавляется больше атонального скрежета и скрипов.

В общем, даже для «металла» предпочтительней использовать средние и толстые струны, а также пассивную электронику. Обычный бриджевый хамбакер с современными магнитами дает вполне классный «выхлоп», годный для того же джента. Но все-таки заставляет руки тренироваться в уверенном и разнообразном звукоизвлечении.

Синглы или хамбакеры? Проблема шума и жанровые компромиссы


Вопрос дискуссионный, но для универсальной электрогитары скорей предпочтительней хамбакеры. Ну или синглы в обязательном порядке должны быть из разряда «бесшумных» – в среднем и нековом положении. Правда, noiseless синглы фактически являются хамбакерами в форм-факторе сингла. То же представляют собой «рельсовые» мини-хамбакеры.

Обычный, вполне современный сингл шумит по определению — такая уж у него конструкция. И чем больше применяется драйва, дисторшна, гейна на усилителе — тем ужасней становится соотношение сигнал/шум.

Хамбакер же фактически представляет собой два сингла, подключенных в противофазе. В результате в выходном сигнале такого сдвоенного звукоснимателя шумы катушек в значительной мере взаимно вычитаются и почти исчезают, а полезный сигнал — наоборот усиливается.

Электрогитара в формате хамбакер-сингл-сингл может быть интересна для условно «олдовых» стилей. Например, однокатушечный сингл у грифа (нековый) звучит довольно узнаваемо, и в некоторых жанрах хочется именно этого звука. Однако, он неплохо может быть сымитирован нековым хамбакером (в том числе мини-).

Пристрастие к звучанию однокатушечных синглов у некоторых музыкантов часто вызвано своего рода «религиозным гитаризмом», для которого утрированно понимаемая «аутентичность звука» почему-то важнее, чем сама музыка и эмоции, которые она несет.

Кроме того, однокатушечные синглы, особенно на магнитах типа Alnico II, могут создавать неприятности при записи. Они шумят — и при включении «в линию», и в традиционных цепочках. Подавление шума отвлекает силы звукорежиссеров и продюсеров, а также неизбежно приводит к потере части полезного сигнала, что обедняет его окраску.

Поэтому хамбакеры традиционные, минихамбакеры и «рельсовые» хамбакеры (все пассивные) больше подходят на роль друзей нашего универсального гитариста в вакууме.

Зачем тремоло, и почему не типа Floyd Rose?

Тремоло дает в руки универсальному гитаристу еще одну краску. Посмотрите на игру позднего Джеффа Бека — как ювелирно он использует обычное тремоло, как неординарно! Отказываться от этой красоты в своей палитре при нынешних относительно демократичных ценах на комплекты тремоло не очень разумно. Поэтому на нашей «универсальной» гитаре его лучше иметь. И, конечно — с локовыми колками, чтобы строй меньше плавал.

Тремоло в современных видах несколько проигрывает более сложным конструкциям типа Floyd Rose, но делает это только в смысле экстремального ослабления струн и возвращения их потом обратно без расстройки. Этот свойство позволяет делать некоторые эффектные трюки (при большом гейне на педалях и/или усилителе).

Но, положа руку на сердце, спросим себя — во многих ли жанрах нам нужды экстремальные эффекты? И готовы ли мы из-за этого платить сильно дороже и терпеть неудобства, связанные с подобными тремоло — с долгой настройкой гитары, например? С тем, что конструкция ускоряют износ струн и порожков? С тем, что тремоло требует постоянного ухода? С тем, что при исполнении того же металлического «chung» с сильным ударом по струнам, они могут внезапно расстроиться (распространенная проблема у Floyd Rose)?..

Скорее для искомой «универсальной электрогитары» нам подходит современное тремоло классической формы — на шести или двух болтах, которое способно как ослаблять, так и натягивать струны, то есть работает в обе стороны.

А в случае с гитарами-«банками» нам подойдет Bigsby или ему подобные, поскольку классическое тремоло на полуакустику не поставишь из-за ее конструктивных особенностей.

Bigsby дает несколько меньше свободы действий чем классическое тремоло а-ля «Стратокастер». Однако некоторые гитарные производители — например, Schecter — модернизировали конструкцию тремоло на «банках» так, чтобы эта проблема практически исчезла. Но об этом чуть позже.

О грифе: все зависит от размера руки

Здесь очень коротко. Если у гитариста маленькая рука и сравнительно короткие пальцы, ему скорее подойдет тонкий, узкий гриф — округлый или с переменным радиусом. Тонкий гриф — это примерно до 0,807 дюйма (20,5 мм) на 1-м ладу. Такие электрогитары производят в основном Ibanez и Schecter.

Приобрести электрогитару с узким (не тонким, а именно узким) грифом сегодня достаточно проблематично. А ведь они порой сильно нравятся людям и с большими руками (например, автору этих строк). Прекрасны были грифы у Fender Sctratocaster конца 1950-х, но такие инструменты баснословно дороги.

Однако в 1984-1985 годах в Японии, на фабрике FujiGen производилась модель-переиздание Fender ST-57 с американскими звукоснимателями и фурнитурой. Сегодня они довольно редки, ходят по рукам, но стоят до 1000 долларов США и в принципе могут быть отловлены в комиссионках и у частных лиц.

Эта модель производилась уже с японскими комплектующими примерно до середины 90-х, и такие гитары немного легче найти в России по цене 700-900 долларов США. Если заменить на них звукосниматели на мини-хамбакеры, то вы получите практически универсальный инструмент с узким, очень приятным грифом.

Для людей с нормальными и большими руками толщина, ширина и округлость грифа — вопрос личных предпочтений. Это чистая вкусовщина, а о вкусах, как известно, не спорят.

Но что же с джазом?

Принято считать, что традиционный джазовый гитарный звук — это нечто приглушенное на высоких частотах, округлое, чуть басовитое и слегка «коробочное» в районе частоты 350-400 Гц. Его принято называть mellow tone (мягкий тон). И считается, что достигается это звучание игрой на электрогитаре с полым корпусом размеров от 2/4 и выше.

Возможно ли получить джазовый звук на электрогитаре с цельной декой? Да. На ней обычно есть ручка «tone», по сути дающая эффект среза (фильтра) высоких частот. Игра с приглушенными высокими частотами на нековом звукоснимателе и с соответствующими настройками усилителя хорошо приближает звучание «доски» к «банке».

Кроме того, если мы поинтересуемся вкусами слушателей, то узнаем, что вообще-то подавляющее большинство из них не отличит звук «под банку» от звука реальной «банки». Другое дело, что многим посетителям концертов хочется видеть «настоящие джазовые гитары» на сцене и слушают они концерт «глазами». Но этим можно пренебречь.

А будет «банка» играть поп- и рок-музыку?

С хамбакерами — запросто. С ними «банка» сыграет даже вполне убедительный «металл». Мало того, отдельные современные тремоло, устанавливаемые на hollow body (пустотелые) электрогитары, позволяют гораздо больше свободы, чем упоминавшиеся выше Bigsby…

Некоторые примеры

В общем, людям, чья жанровая специализация ближе к джазу, поп-музыке, классическому року, кантри и «американе», блюзу, блюз-року, фьюжну, соулу в качестве «универсальной электрогитары» могут подойти современные hollow body модели с хамбакерами. Например, модель Schecter Corsair G. Black.


А в качестве бюджетного варианта можно рассмотреть модель Aria 212-MKII – гитару, чья дека имеет полости, но не является hollow body в полном смысле слова.


Для тех, кто в своих музыкальных занятиям ближе к линии поп-, поп-рок, фанк, рок, «металл», подойдут многие модели от Schecter и Ibanez. Скажем, «многостаночный» Ibanez SA460MBW.


А классным бюджетным вариантом станет красивый, звучный, качественно сделанный и поистине универсальный Cort G290-FAT (снят с производства, сейчас выпускается уже 2-я версия этой модели). Несколько дороже стоит Cort G300 — это как бы «старший брат» G290. Тоже очень разноплановый инструмент.


Резюме

Конечно, по-настоящему и всесторонне универсальной модели электрогитары для всех стилей и направлений не бывает. Да и мнения по поводу тех или иных гитар обычно субъективны. Однако конструктивные особенности объективны вполне.

И, исходя из них, мы видим два типа относительно универсальных инструментов: те, которые существуют в русле линии джаз-блюз-поп-рок («банки») и те, что относятся к линии поп-рок-металл («доски»). Это отчасти пересекающиеся множества, но, вероятно, гитаристу-универсалу стоит иметь две электрогитары — одну «банку» и одну «доску». Тогда он будет экипирован почти для любой музыкальной задачи.

Говоря о цене, можно отметить: в 2024 году нижний предел качества для электрогитары, с которой можно без опаски работать, лежит где-то в районе 370-400 долларов США. Однако опытный гитарист способен заставить звучать инструмент и за 300 так, будто он строит все полторы тысячи…

Владимир Лакодин