Клавишные инструменты занимают особое место в музыке и, в частности в рок-музыке, хотя и не являются повсеместно используемыми. Например, без электрооргана Hammond или синтезатора Moog сложно представить музыку 1960–1970-х годов. Но не роком единым жив музыкальный мир, а в поп-музыке или джазе, например, фортепиано играет ведущую роль.
Практически каждый выдающийся клавишник внёс значительный вклад в развитие музыки. Они создали произведения, которые вошли в историю музыки и стали классикой, продолжая влиять на творчество современных музыкантов.
Сегодня поговорим о наиболее значимых музыкантах-клавишниках, которые оставили яркий след в мировой музыкальной истории.
Рэй Манзарек был настоящим музыкальным гением The Doors, двигателем коллектива. Клавишные Рэя лежали в основе всей музыки группы. Его игра завораживала с самого начала, и его уникальное электроорганное звучание было одним из самых ярких в 1960-х годах. Партии Манзарека невозможно спутать с другими, не было никого похожего на него ни до, ни после. Его разнообразная игра включала как психоделические органные пассажи, так и лёгкие воздушные фортепианные проигрыши.
Виртуозность Рэя проявляется в том, что на концертах, когда в группе не было постоянного басиста, он одновременно исполнял свои основные партии на электрооргане и басовую партию на электропианино. Этот факт просто поражает воображение. Длинные соло Манзарека — это отдельная история. Их красота, мелодичность и гипнотическая привлекательность навсегда останутся в золотом фонде рок-музыки.
Клавишные Алана Прайса стали визитной карточкой группы The Animals. Благодаря его уникальному голосу и великолепным органным соло, творчество коллектива запомнилось многим. Алан Прайс не изобрёл новое звучание клавишных, но популяризировал его, сделав доступным для широкой аудитории. Своей игрой он показал, каким должен быть электроорган в роке. Впоследствии использование электрооргана стало популярным среди музыкантов конца 60-х и начала 70-х годов, и многие исполнители начали включать партии этого инструмента в свои песни.
Вангелис — греческий композитор, клавишник и музыкант, который прославился своими саундтреками к фильмам. Его музыка стала символом инноваций и эксперимента в области электронной музыки. Вангелис внедрил в свои концерты новые технологии, такие как iPad и айфоны, чтобы воспроизводить нужный звук. В паре с другими клавишниками он создал технологию, которая использует планшетные компьютеры для улучшения синтеза звука и поиска новых способов исполнения и записи музыки.
Знаменитый клавишник Pink Floyd был самоучкой и играл на фортепиано нестандартно, так, как в профессиональных кругах это делать «не принято». Однако в его неподражаемом стиле есть свой шарм. Наверное, именно отсутствие шаблонов и ограничений повлияло на формирование уникального звучания Рика Райта.
Да, возможно, Райт интерпретировал общепринятые правила игры на клавишных по-своему. Но его утончённые фортепианные партии и великолепные синтезаторные переливы поражают воображение. Не говоря уже о том, что они стали неотъемлемой частью музыки Pink Floyd.
Американский клавишник и виртуоз, участник группы Dream Theater, известен своей техничностью и умением сочетать быстрые и сложные партии с мелодичностью и атмосферной игрой.
Рудесс привлёк внимание международной публики в 1994 году, когда читатели журнала Keyboard Magazine признали его «Лучшим новым талантом» за его сольный альбом Listen.
Его вклад в мировую музыку заключается в том, что он помог развитию прогрессивного рока и создал уникальные сольные альбомы в различных стилях — от джаза и фьюжна до рока и спокойной фортепианной музыки.
Кен Хенсли был участником группы Uriah Heep и обладал талантами музыканта, певца и композитора. Его основная заслуга заключается в виртуозной игре на клавишных инструментах и сочинении множества популярных композиций, вошедших в историю музыки.
Хенсли создавал неповторимые и волшебные звуковые ландшафты, открывая слушателям новые музыкальные горизонты. Он стал ключевой фигурой в формировании магического и волшебного стиля Uriah Heep, создавая тексты песен и развивая свой уникальный стиль игры на клавишных.
Джон Лорд был английским клавишником и композитором, который внёс значительный вклад в мировую музыку. Он стал сооснователем хард-рок-группы Deep Purple в 1968 году и оставался её постоянным участником до 2002 года. Лорд известен своим новаторским подходом к сочетанию рока с классическими и барочными формами, особенно в период хард-рока Deep Purple. Его фирменное клавишное звучание сыграло важную роль в развитии хэви-метала.
Джон Лорд был известен тем, что подключал свой орган Hammond к усилителям Marshall, чтобы его громкость соответствовала громкости гитариста Deep Purple Ричи Блэкмора. Вместе с Ричи Блэкмором они создавали две независимые музыкальные линии, которые переплетались и соперничали друг с другом в каждой песне. В отличие от напора риффов и ярости соло Ричи, Джон впечатлял сложностью и изяществом своей игры на органе Hammond.
Британский клавишник и композитор, наиболее известный как участник групп The Nice и Emerson, Lake & Palmer (ELP). Он оказал значительное влияние на развитие прогрессивного рока. Эмерсон обладал уникальным стилем игры на фортепиано, органе Hammond и других инструментах, таких как клавесин, орган, Moog, аккордеон и т.д. Его композиции отличались сочетанием элементов классической, джазовой, блюзовой и рок-музыки.
Он также добился признания в качестве сольного исполнителя, создавая собственные композиции и саундтреки к кинофильмам. Наиболее известен Эмерсон тем, что во время выступлений использовал орган Hammond, а иногда даже трубные органы, что придавало его музыке особую глубину и насыщенность.
Чик Кориа написал несколько джазовых стандартов и внес вклад в развитие джаз-фьюжна в конце 60-х годов. Он и Майлз Дэвис являются одними из основоположников этого направления. Он уникален тем, что использовал кольцевой модулятор для обработки звучания своего электропианино.
Его группа His Return to Forever использовала и акустические, и электронные инструменты, а также больше ориентировалась на латиноамериканскую музыку, чем на рок. Кориа сотрудничал со многими исполнителями, особенно с Херби Хэнкоком, и часто выступал с ним дуэтом. Особенностью Кориа как клавишника было умение сочетать различные музыкальные жанры и импровизировать.
Невозможно переоценить влияние Стиви Уандера на R&B. В 70-х годах он изменил звучание жанра, используя синтезаторы и другие электронные инструменты. Он стал олицетворением R&B музыки, в которой соединил фанковый фортепианный стиль с конгами, барабанами, бонго, мелодекой, синтезатором и губной гармошкой. Уандер — один из самых успешных музыкальных исполнителей в истории, его альбомы разошлись тиражом более 100 миллионов экземпляров. Он получил звезду на Голливудской аллее славы, был включён в Зал славы ритм-энд-блюзовой музыки, Зал славы авторов песен и Зал славы рок-н-ролла.
Уандер не ограничивал себя рамками одного жанра или звучания. Его игра на фортепиано отражает пренебрежение музыкальными границами, поэтому он занимает почётное место среди лучших музыкантов.
Рик Уэйкман — легенда прогрессивного рока. Он стал известен благодаря выступлениям с группой Yes в 70-х годах XX века. За это время он также создал несколько концептуальных альбомов и сформировал свою собственную рок-группу English Rock Ensemble.
Уэйкман играет на акустических фортепиано, электропианино, органе Hammond и синтезаторах. В своё время он был сторонником Mellotron — инструмента, в котором используются предварительно записанные магнитофонные ленты, активируемые клавишами на клавиатуре. Вместе с Дэвидом Биро он разработал Birotron, где вместо магнитных лент использовался формат 8-дорожечной кассеты. Однако производство Birotron оказалось дорогостоящим, а цифровые инструменты не позволили инструменту стать популярным.
Особенности Рика Уэйкмана как музыканта и клавишника включают его виртуозность, классическое образование и способность создавать яркие и запоминающиеся мелодии. Уэйкман — настоящий творец в мире клавишных инструментов, гений, который разработал собственный подход к игре на синтезаторе и проложил себе путь в музыке. Его невероятная техника сочетается с новаторством в области объединения электронных клавишных и оркестра, что выливается в незабываемое музыкальное представление.
Хотя Мэйс является признанным новатором в области джазового фортепиано, ему нравилось сочинять классическую музыку, используя новую передовую гармоническую эстетику и структурные разработки. Он также считал себя серьёзным современным композитором, работающим над созданием классических произведений.
Он самостоятельно научился компьютерному программированию и синтезу музыки, в конечном итоге сотрудничая с производителями клавишных Kurzweil и Korg для разработки новых звуков.
Херби Хэнкок сыграл ключевую роль в формировании постбопового звучания в джазе. На протяжении всей своей карьеры он легко осваивал новые инструменты. Научившись играть на электрических клавишных, он начал сочетать их звуки с акустическими. В более поздних работах Хэнкока прослеживается влияние современных классических композиторов, а также электроники. В 1970-х он экспериментировал с электронной музыкой, используя синтезаторы и другие электронные инструменты. Кроме того, он работал в киноиндустрии, создавая саундтреки к фильмам.
Хэнкок — один из самых влиятельных джазовых пианистов XX века, но его музыкальная карьера не ограничивается только этим жанром. После непродолжительного сотрудничества с Майлзом Дэвисом он сосредоточился на сольной карьере и начал экспериментировать с фьюжн, соулом, фанком и электронной музыкой. Благодаря превосходному чувству импровизации и мастерству владения инструментом, Хэнкок мог делать всё, что ему приходило в голову.
Элтон Джон — один из самых успешных музыкальных исполнителей в истории. Его вклад в поп-музыку неоценим, особенно это касается его новаторского подхода к игре на клавишных инструментах.
Элтон Джон — классический пианист, но он также любил рок-н-ролл и смог гармонично объединить в своей музыке виртуозную сложность и лёгкое звучание. Фортепианные партии Элтона часто кажутся сложными для исполнения, так как они не всегда соответствуют вокальным мелодиям. Однако, чтобы получить удовольствие от его музыки, не обязательно разбираться во всех тонкостях академической музыки.
Японский музыкант Китаро заслуживает признания за его вклад в музыку нью-эйдж и использование электронных инструментов. Он быстро влюбился в звучание аналогового синтезатора, прежде чем переключился на клавишные и присоединился к прогрессивной рок-группе the Far East Family Band. Большая часть музыки Китаро несет в себе послание мира и внимания к духовности.
Китаро известен своей уникальной техникой игры и смешением музыкальных культур. Он использует синтезатор для создания разнообразных звуковых эффектов, таких как океан, зимний берег или летний пляж, создавая музыкальные композиции, не имея даже начального музыкального образования, следуя своему творческому вдохновению.
Джефф Даунс являлся музыкантом группы Yes, но не ограничивался ею, также он входил в состав таких коллективов, как the Buggles и Asia. Он вошел в Книгу рекордов Гиннесса за игру на 28 клавишных инструментах на сцене в течение одного выступления. Особенности Джефф Даунса как пианиста включают его мастерство в различных жанрах музыки, таких как прогрессивный рок, спэйс-рок, хард-рок, поп-рок, новая волна, нью-эйдж и электроник-рок. Он также известен своими сольными альбомами в стиле нью-эйдж.
Рэй Чарльз был не только талантливым поэтом и певцом, но и виртуозным пианистом, создавшим собственный неповторимый стиль. Он объединил джаз, блюз и R&B, открыв миру новый жанр — соул. Хотя музыкант потерял зрение в раннем возрасте, это не помешало ему достичь успеха. Его музыка вдохновляла многих знаменитых артистов, от Элвиса Пресли до Стиви Уандера.
Билли Престон заслуженно считается одним из величайших сессионных клавишников 1960-х годов. Он сотрудничал со множеством известных музыкантов того времени, включая Рэя Чарльза, Литтл Ричарда, Арету Франклин и Боба Дилана. Также Билли принимал участие в записи легендарного альбома The Beatles «Get Back».
В свои молодые годы Джейкоб Кольер уже стал знаменитым музыкальным гением, известным своей виртуозностью и оригинальностью. Его талант позволяет ему свободно экспериментировать с различными музыкальными направлениями, такими как джаз, блюз, фанк и R&B, и получать за это престижные награды.
Кольер обладает невероятной способностью сочетать простоту и открытость с невероятным мастерством игры на фортепиано, которое он использует на своих концертах. Именно за этим инструментом он выступает перед публикой, демонстрируя своё умение создавать уникальные аранжировки и интерпретации классических произведений.
Один из самых успешных музыкантов XX века, Билли Джоэл, смог сделать фортепиано невероятно популярным. Его песня «Piano Man», которая впоследствии стала его прозвищем, прославила его на весь мир.
В своей песне Джоэл рассказывает о периоде своей жизни, когда он выступал в нью-йоркских барах, играя на пианино. Сейчас Билли Джоэл занимает почётное место в Зале славы рок-н-ролла, а его портрет можно увидеть в галерее Steinway Hall — он единственный неклассический музыкант, удостоившийся такой чести.
Джерри Ли Льюис — настоящая икона рок-н-ролла. Благодаря своему таланту он вывел фортепиано на первый план этого музыкального направления. Его выступления отличались зрелищностью и энергией, а свою театральность он использовал для усиления эффекта. Во время своих концертов Льюис нередко отправлял в полёт свой стул для пианино, и сам инструмент едва выдерживал напор музыканта — он часто играл на нём ногами или даже головой.
Композитор и клавишник Берни Уоррелл стал знаменитым благодаря участию в проекте Parliament-Funkadelic. Каждый поклонник фанка и соула знает, что Уоррелл чувствует себя в этих жанрах как рыба в воде. Он умел извлекать из чёрно-белых клавиш такую энергию, что даже самым опытным бас-гитаристам оставалось только завидовать молча.
Клавишники — неотъемлемая часть музыкальной индустрии, их вклад в развитие музыки не может быть недооценен. Они создают уникальные композиции, экспериментируют со стилями и жанрами, вдохновляя других музыкантов. Клавишники продолжают развиваться и расширять границы возможностей своих инструментов, доказывая, что музыка — это искусство, доступное каждому.
Конечно, это далеко не весь перечень исполнителей, которыми может гордиться мировая сцена. А кто из пианистов является кумиром лично для вас?