Так много разных дилеев

19 мая 2024

Так много разных дилеев


Впервые появившись в музыкальном мире в середине прошлого века, дилей навсегда вошел в обиход музыкантов всех жанров и всех инструментов - гитаристов, клавишников, вокалистов и т.д. Невозможно представить кантри без слэпбек дилея или пост-рок без объёмного эха, создающего бесконечные звуковые ландшафты. А как звучала бы U2 без него?

За три четверти века дилей прошел путь от двух студийных пленочных рекордеров, размером с небольшую тумбу, до крохотной педали размером с шоколадный батончик сникерс. Также, как и размеры, эволюционировал и звук дилея, породив несколько разных типов, серьезно отличающихся друг от друга. О типах дилея, их истории и применении и пойдёт речь в этой статье.

Здесь же, во вступлении, мы, во-первых, сделаем оговорку, что дилей в этой статье будет в первую очередь рассматриваться, как эффект для гитары. Во-вторых, у нас уже есть статья о дилеях, в которой вы можете узнать всю базовую информацию об этом эффекте.

Итак, на дворе конец 40-х - начало 50-х годов XX века…

Tape-delay или плёночный дилей


Если не упоминать о природном эхе, который можно услышать, например, в горах, крикнув и услышав через какое-то время свой же собственный голос, то первым из дилеев, который звукоинженеры когда-либо применили в записи, был плёночный дилей.

Одна из первых моделей была создана руками Лестера Уильяма Полсфуса (тот самый знаменитый Лес Пол) в 1945 году. А записью, которая популяризировала эффект среди масс, считается песня Элвиса Пресли - That’s allright Mama, где на гитаре был применен слепбэк дилей (эхо с минимальной задержкой и минимальным же количеством повторений).


Как же этот эффект был достигнут? При помощи двух с разной скоростью записывающих рекордеров!



Владелец звукозаписывающей студии Sun Records в городе Мемфис - Сэм Филлипс - установил в своей студии две пленочных звукозаписывающих машины марки Ampex 350. Первая была основной, в неё подключалась большая часть музыкантов. Вторая же писала с замедленной скоростью, в неё и подключался инструмент или микрофон, на котором и хотели использовать дилей. В свою очередь, эта машина также подключалась к основной. И из-за разности скоростей записи, возникал эффект эха. В Blue Moon его можно услышать более ярко и выражено, т.к. скорость второй машины ещё ниже


И подобная техника в звукозаписи считалась основной вплоть до 1953-54 года, когда изобретатель Рэй Баттс создал Echosonic - гитарный комбо-усилитель со встроенным пленочным дилеем. Среди первых его обладателей стал кантри-музыкант Чет Аткинс, поменявший свой новенький Fender Twin Reverb на Echosonic. Можно сказать, что именно изобретение Echosoinc’а перевело дилей из разряда технически сложных, студийных эффектов в категорию доступных всем.

И здесь мы сделаем остановку и рассмотрим, как работал дилей в Echosonic (и, на самом деле, все последующие).



Схема такая же простая, и как два составленных рекордера. Есть три магнитных головки - записывающая, воспроизводящая и стирающая. Сигнал поступает в предусилитель, потом записывается на пленку, и воспроизводится, проходя через выходной усилитель, а часть сигнала через контроль обратной связи (фидбэк) возвращается в предусилитель, чтобы опять попасть на запись. И благодаря каждому из элементов, влияющих на звук и появляется характерный, теплый звук пленочного эха. Стоит отметить еще, что предусилитель создавал настолько неповторимый звук, что некоторые музыканты использовали тейп-дилей без собственно дилея, просто прогоняя звук через предусилитель и добиваясь пленочной сатурации (эти предусилители впоследствии стали выпускать отдельно).

Возвращаясь к истории, позже, в том же 53-м, миланская компания Binson выпустила тэйп-дилей Echorec. Механизм работы echorec отличался от вышеописанного, т.к. в его работе вместо привычной пленки и катушек использовались магнитные барабаны (отдаленно напоминающие флоппи-диск). В последствии модель была обновлена до Baby Echorec и Echorec 2

В период с 1959 года до 1970 года на свет вышли три знаменательных модели, которые также заслуживают упоминания - это Echoplex, модели EP-1, EP-2 и EP-3.



Первая из них в общем-то была просто отдельным юнитом, извлеченным из комбика Рэя Баттса - Echosonic. А наибольшее признание из них получила третья генерация - EP-3. Ее характерное отличие от предыдущих поколений заключалось в использовании транзисторов, вместо привычных ламп в схеме усиления. Интересно, что создатель - Майк Баттл - был настолько уверен, что использование транзисторов приведет к провалу продаж третьего поколения, что ушел из компании после запуска производства. Однако, именно эта модель стала наоборот самой продаваемой и продержалась в производстве с 1970 до 1991 года.



Следующим ключевым событием в мире пленочного дилея стал выпуск в 1974 году на рынок Roland Space Echo RE-201. Модель, с которой часто и ассоциируют звучание пленочного дилея. Уникальная на тот момент схема Space Echo использовала единственный тон-вал (вал, крутящий плёнку) и позволяла пленке свободно “плавать” в ленточной камере. Подобная инновация улучшила звуковые качества самого дилея, положительно сказалась на надежности дилея и увеличила срок жизни плёнки.



А ещё у RE-201 были свой пружинный ревер, эквалайзер и три магнитных головки, что вкупе позволяло строить невероятный по объёму и палитре звук. Для роланда же space echo стал бестселлером, который они выпускали вплоть до 90-х. А количество артистов и разброс жанров, которые использовали RE-201 о г р о м е н. От Пола Маккартни до Миши Мансура (Periphery), от неоклассики до метала.


Из последующих моделей стоит отметить Korg SE-500 (и его гитарная версия SE-300), Multivox Multi Echo и Univox Echo-Tech.

И здесь мы плавно переходим к девяностым-нулевым и всяческим гитарным педалям. Базово, большая часть педалей tape-delay - это эмуляция тех самых юнитов, о которых мы говорили ранее. Однако, в наше время выпускают педали и юниты с настоящей плёнкой.

Человеком, который продолжал продвигать использование аналогового подхода, можно назвать Майка Фуллера из Fulltone. Он провёл годы, изучая и воссоздавая EP-1 и EP-3. Результатом этой усердной работы стали Fulltone Tube Tape Echo и Fulltone Solid State Tape Echo. Два дилея, которые в точности повторяли звук тех самых старых машин, с одним весомым отличием - они были намного надежнее.



Из других производителей также еще стоит отметить датскую фирму T-Rex и их бутиковый дилей Replicator, который они выпустили относительно недавно - в 2015 году.

Что посмотреть из пленочных дилеев сейчас?


Рынок пленочных дилеев богат и разнообразен. И вот на выбор несколько моделей, разного бюджета и разной степени аутентичности:

●Boss RE 202 (новое переиздание Boss RE-20, который в свою очередь был Boss RE 201 в миниатюре);
●Strymon El Capistan (один из лучших tape-delay в принципе);
●Dunlop ECHOPLEX DELAY EP-103 (помните Echoplex EP-103? Это его мини версия);
●TC Electronic GAUSS;
●TC Electronic FLASHBACK 2 DELAY (вообще, это мультидилей, но он хорошо выдаёт звук пленки).

Oil-can delay или электростатическое эхо


Примерно в то же время, что появилась и начала массово применяться магнитная плёнка и дилей на ее основе, появилась и другая необычная технология, позволяющая достичь эффекта эха, имя ей — Oil-Can delay (нет, не “нефть может задерживать”, хотя в какой-то степени буквальный перевод и соответствует смыслу).



Прекрасным летним днём, а именно 30 июня 1959 года, молодой Рэй Любов из фирмы Tel-Ray оформил патент на устройство электростатического эха. Своё же окончательное название дилей получил из-за одного из составляющих элементов. Правда, запатентованное Рэем устройство помимо дилея также могло дать эффект вибрато и ротари (вращающегося динамика).
Схема работы же этого загадочного дилея сильно сложнее и предыдущего по тексту пленочного, и следующего по тексту аналогового. В сердце Oil-Can был алюминиевый диск, одна из сторон которого была анодирована. И, так как одна сторона была чистым алюминием, а вторая была анодирована, этот диск работал как конденсатор. Сам же диск был подвешен к моторчику, а две специально разработанные резиновые прокладки разбрызгивали жидкость на диск, а затем удаляли ее при движении. Это стирание позволяло предотвращать самоосциляцию (характерный для всех дилеев эффект, когда дилей заводится и бесконечно повторяет своё же эхо. Наглядный пример - концовка Karma Police от Radiohead). А скорость работы моторчика определяла темп дилея.



Характер же звука такого дилея можно описать как бархатистый и журчащий.



Этот дилей чаще находил применение вместе с электроорганами и другими клавишными, но широкой известности среди гитаристов так и не получил.

Что посмотреть из Oil-Can дилея сейчас?


Что раньше, что сейчас такой вариант эха пользуется малой популярностью и производителей, выпускающих даже эмуляцию этого необычного дилея весьма мало:

●Catalinbread Adineko Oil Can Delay;
●Old Blood Noise Endeavors Black Fountain;
●И мультиделеи, типа, Strymon Timeline (режим Filter) или The Source Audio Nemesis.

Analog aka bucket-brigade delay


Забудем, как и большая часть музыкантов, об Oil-can дилее и вернемся к пленочному. Пленочный дилей при всех своих преимуществах имел два существенных минуса, которые портили опыт обращения с ним. Эти минусы - ненадежность и плохая транспортабельность. Плёнка изнашивалась, портилась, рвалась, а само устройство было достаточно хрупким и не самым простым в ремонте. Что ограничивало его использование, к примеру, в концертной деятельности.

Решением этой проблемы стал чип под названием Bucket Brigade Device, который в 1969 году был разработан компанией Philips Research. Изначально этот чип предназначался для компьютеров и телевизионных камер, но так получилось, что он сыграл ключевую роль в создании нового поколения звуковых эффектов (дилей, реверберация, хорус и т.д.)

Первыми дилеями на основе BBD были Sound Concepts SD 50 и Ace Tone EH-100. Их основным предназначением стало добавление эффекта пространства в домашних хай-фай системах и кинотеатрах.

Только спустя семь долгих лет безумный гений Electro-Harmonix Майк Мэттьюз использовал BBD для создания Memory Man - первого широко известного аналогового дилея. А затем, в 77-м году, Boss представил аудитории свою вариацию analog дилея - Boss DM-1, обновив её в 81м году до широко известной DM-2.

Разберем принцип работы bucket-brigade дилея (спойлер - он несколько сложнее, чем пленочный).



В схеме используется восемь составляющих:

-первый из них - это микшер сигналов, который принимает сигнал от гитары и копирует его. Один отправляет на выходной микшер, второй отправляет далее по схеме - в компрессор.
-Сигнал гитары очень вариативен в громкости, и чтобы избежать перегрузки и лишнего шума, этот сигнал проходит через компрессор, далее попадая в фильтр высоких частот.
-Кроме избыточной громкости BBD плохо дружит с высокими частотами. Как раз с ними и борется фильтр высоких частот, окончательно подготовив гитарный сигнал к работе с чипом.
-А вот и, собственно, сам bucket-brigade чип. Чтобы понять, как он работает представьте себе бригаду пожарных, передающих друг другу ведра с водой. Представили? Точно также работает и чип - конденсаторы внутри работают как «ведра», передавая сигнал. Их непрерывное “заполнение” и “освобождение” замедляет сигнал, вызывая задержку при его прохождении через чип.
-Тик или таймер, элемент задающий темп или скорость работы. Ручка Rate/Speed отвечает именно за него.
-Теперь следует сигнал вернуть в его изначальный вид. И для этого в работу включается фильтр, готовящий сигнал к экспандеру.
-А экспандер в свою очередь делает обратную компрессору работу, возвращая (настолько, насколько возможно) сигналу его динамику.
-Теперь часть сигнала пойдёт в выходной микшер, а часть вернется во входной микшер, став тем самым фидбэком

Помните аналогию про пожарных? Когда они передают друг другу ведра с водой, то она так или иначе проливается. То же самое касается и работы дилея — из-за работы всех фильтров, компрессора и экспандера качество эха ухудшается. Например, становится сильно меньше высоких частот, повторы приобретают приятный, шелковистый, темный характер.

Как и в случае плёночного дилея, палитра музыкантов и жанров огромна. Но. Есть один человек, который построил на аналоговом дилее звук всей своей группы - Эдж, гитарист ирландской группы U2. Лучше примера демонстрации BBD, да и дилея в принципе, нет.


А вот схема, используемая Эджем:


Что посмотреть из аналоговых дилеев сейчас?


Здесь всё просто, первые два имени вы уже слышали - Electro-Harmonix Memory Man/Memory Boy и Boss DM-2w или DM-101. Если нужны варианты ещё, то вот вам список:

●BEHRINGER VD 400 VINTAGE DELAY;
●JOYO R-10-NASCAR-DELAY;
●TC Electronic ECHOBRAIN ANALOG DELAY;
●TC Electronic BUCKET BRIGADE ANALOG DELAY;
●TC Electronic FLASHBACK 2 DELAY (снова он);
●MXR carbon copy analog delay.

Digital delay


Итак, у нас уже были плёночные дилеи и Oil-Can, затем, на чипе BBD, но прогресс шёл, и цифровые технологии все шире внедрялись и обживались в мире музыкального оборудования.

Любопытный факт - на самом деле цифровой дилей использовали на студиях еще до BBD дилея. В 1971 году компания Eventide выпустила модель DDL 1745. По качеству звука, она была сильно впереди и плёночного, и аналогового дилеев. Сигнал цифрового дилея чище, меньше перегрузок, динамика шире, нет посторонних шумов. Плюс, открываются новые возможности по обработке звука. Но на тот момент всё омрачала стоимость - если пересчитать на современные деньги, то в долларах выйдет что-то порядка 28 тысяч. В рамках больших студий такие суммы казались позволительными, но для рядовых пользователей это была неподъемная сумма. Кроме суммы отпугивали и некоторые особенности первых цифровых дилеев - неидеальная работа с некоторыми инструментами (гитарами, например), серьезные требования по питанию и размеры (всё это были крупные рэковые юниты).



Eventide не была единственной компанией, которая выпустила цифровой дилей в 70-х - у DDL 1745 были конкуренты от Lexicon и от Pulse Audio, но их объединяли те же недостатки. Их исправляли с новыми моделями, но принципиальное изменение пришло только с появлением DSP, цифровых сигнальных процессоров. Они-то и сформировали нынешний вид и технические возможности цифровых дилеев.

И, если не заострять внимание на рэковых процессорах, типа, TC Electronics 2290 или Korg SDD 3000, то первым стомбоксом считается Boss DD-2.

Boss DD-2 использовал в своей схеме процессор от флагмана Roland - модели SDE-3000. Благодаря чему у DD2 был такой богатый, дружелюбный к гитаре звук.



Помимо Boss, из культовых цифровых дилеев стоит отметить Line6 DL4. Выпущенный в 1999 году, он оказал весомое влияние на гитаристов поколения нулевых. Универсальный, гибкий в настройках, а главное, очень музыкальный и подбивающий на эксперименты. Среди его пользователей в своё время были Эд О'Брайен (Radiohead), Мэттью Беллами (Muse), Джон Фрущанте (Red Hot Chilli Peppers). Или, к примеру, Ноэль Галлахер:


Что посмотреть из цифровых дилеев сейчас?


Здесь выбор педалей огромен. Можно начать с упомянутых Line6 DL4 mk2 или Boss DD3-t или DD-8. А вообще вот вам, как и ранее, список:

●TC Electronic Flashback 2 Delay (да, опять);
●TC Electronic THE PROPHET DIGITAL DELAY;
●Nux NDD-6 Duotime;
●Strymon DIG digital delay.

Multi-delay pedals, когда не может быть мало дилеев


Продолжая тему цифровых дилеев, стоит упомянуть о цифровых комбайнах, которые могут выдавать звук ни одного типа дилея, а сразу несколько и в разных вариациях. Первые варианты появились в 80-х в виде рэковых процессоров, а позже и в виде педалей. Собственно, про один из них мы и рассказали выше - Line6 dl4.



Заметная часть дилеев на рынке в данный момент - мульти-дилеи. И, если вы только погружаетесь в мир дилеев - это лучшая точка для входа. Вы попробуете всё и сразу, после этого (если вообще захотите) можете углубляться в один из видов дилея. А можете сменить его на такой же мульти-дилей, но выше классом, а, значит, и лучше звуком.

Что посмотреть из мульти-дилеев сейчас?


Первое, что напрашивается - TC Electronic Flashback 2 Delay, отличный дилей, который может сразу дать целую палитру самых разных звуков. Непросто так мы советовали его всю статью. К тому же TC Electronic - один из пионеров цифровых обработок звука. А так, вот вам список:

●Mooer Reecho Pro;
●Nux NDD-6 Duotime;
●Electro-Harmonix (EHX) Canyon Delay / Looper;
●Strymon TimeLine Multi Delay или Eventide TimeFactor (если хотите окончательный и ультимативный вариант).

Granular delay


В нашем веке эволюция дилея не остановилась. Эксперименты с этим эффектом привели к появлению гранулярного эха - вещи крайне своеобразной, но от этого и очень интересной.



Собственно, что это такое и как это работает. Гранулярный дилей основан на принципе гранулярного синтеза, который в свою очередь является одним из методов синтеза звука, оперирующего звуком в микросекундном масштабе времени. Этот метод весьма похож на семплинг, вот только размеры семпла куда меньше.



Если говорить сильно упрощая, то гранулярные дилеи берут ваш входной сигнал, нарезают его на крохотные кусочки, затем воспроизводят эти кусочки с разной задержкой. При этом большая часть гранулярных дилеев также оборудована питч-шифтером, различными модуляциями и вообще может воспроизводить эти кусочки звука в случайном порядке. Вследствие чего на выходе вы можете получить лоу-фай звук с большим количеством глитчей, который будет максимально непохож на гитарный.

А что посмотреть из гранулярного дилея?


На самом деле в силу относительной новизны этого дилея и его своеобразности, вариантов педалей на рынке не так много, но каждая из них может сильно и сильно удивить. И, да, крупные бренды пока не замечены в выпуске этого эффекта. Соответственно, в списке будут педали от мелких и бутиковых фирм, стоимость которых может неприятно поразить:

●Hologram Microcosm Multi-Mode Granular Looper/Delay;
●Red Panda Particle V2 Multimode Granular Stereo Delay;
●Chase Bliss Audio MOOD MkII или Chase Bliss Habit;
●Montréal Assembly Count to 5 Granular Delay;
●Walrus Audio Fable Granular Soundscape Generator.

Бонус-секция. Акустический дилей или the cooper time cube


Надеюсь, вы не утомились после прочтения статьи, ведь в качестве небольшого подарка будет ещё один тип дилея, весьма необычный и в такой же мере забавный.

Итак, акустический дилей. Самый натуральный и естественный, но одновременно самый редкий и самый неудобный дилей на свете. Успешно реализован он был только в виде юнита, именующегося “the cooper time cube”. Идея этой машины принадлежит доктору Дуэйну Эйч Куперу, а реализована она была компанией UREI (United Recording Electronics Industries) в 1971 году.

Сей девайс представлял из себя деревянный ящик, внутри которого на пружинах (чтобы избежать излишней вибрации) был закреплены закрученные спиралью специальные “акустические эхо-трубы”, которые по факту были… садовыми шлангами. Что? Да! Еще в конструкции были использованы небольшой динамик и микрофон с капсюлем от Shure SM-57.



Надо ли говорить об удобстве использования? Степень задержки регулировалась исключительно длиной шланга. Но даже в лучшем случае такой задержки не хватало, чтобы получить слэпбек. Однако, даже его использовали. К примеру, ZZ Top в Tush, прислушайтесь к гитаре:


Заключение


Дилей появился стараниями экспериментаторов, движимых желанием сделать записанную партию плотнее, мощнее и интереснее. И с момента своего появления он стал неотъемлемой частью музыкального мира. Вы найдёте его в каждом процессоре гитарном или вокальном, найдёте в комбиках и в микшерах. А записей, использующих его - сотни тысяч, если не миллионы. И среди них точно есть те, которые вам очень нравятся. Так что, если у вас еще нет дилея, то… почему бы прямо сейчас не пойти и не взять себе один?