Сведение и мастеринг: типичные ошибки при подготовке микса к финальной обработке

23 фев 2024

Работа студий мастеринга и частных специалистов чаще всего потоковая. К 2024 году количество треков, публикуемых на музыкальных стриминговых платформах достигло 120 000 в день (!), и все они прошли финальную обработку либо руками инди-музыкантов, либо при помощи сервисов автоматизированного онлайн-мастеринга, либо усилиями мастеринг-инженеров.

Последние имеют дело с сотнями треков в год каждый и, как можно догадаться, не любят получать на мастеринг миксы, с которыми возникает слишком много возни. Или те, что в принципе трудно спасти, после того, что с ними сделали на этапе записи и сведения.

У специалистов по мастерингу за годы существования цифровой звукозаписи накопились списки типичных и постоянно повторяемых музыкантами ошибок, которые они совершают при подготовке микса к полировке. Давайте рассмотрим, что конкретно не хотят видеть и слышать мастеринг-инженеры в файлах, присланных заказчиками.


1. Битрейт и частота дискретизации не совпадают с теми, что были в первоначальных настройках проекта при записи и сведении

Стандарт, который полностью устраивает специалистов по музыкальному мастерингу — 48 kHz/24 bit. Если проект изначально был настроен в 44,1 kHz/24 bit – это также подходит. Формат Audio CD (44,1 kHz/16 bit) — вполне допустим. Главное — при подготовке стереофайла микса (mixdown, bounce) – сохранять ту глубину битрейта и частоты дискретизации, которые используются внутри проекта трекинга/сведения.

Стоит помнить, что при понижении битрейта и частоты дискретизации до 44,1 kHz/16 bit во время вывода стереомикса возникают ошибки квантования (но не того, которое является выравниванием нот по сетке в DAW), привносящие в конечный файл шум. Обычно предотвращением этого занимаются мастеринг-инженеры, применяя алгоритмы dithering при рендеринге в формат Audio CD из форматов более высокого разрешения. Не нужно пытаться делать за них эту работу.

Однако, если следуя моде, вы вели запись и сведение с частотой дискретизации 96 kHz и выше, сделать стереомикс лучше в 48 kHz/24 bit. В этом случае понижение разрешения не добавляет заметных шумов в трек. Кроме того, специалисты по мастерингу искренне раздражаются, когда им присылают файл песни размером в 1 гигабайт или, что еще хуже, альбом гигабайт этак на 12-15.

2. На мастер-шине при выводе микса работали какие-то меняющие звук плагины

За исключением плагинов измерения уровней громкости на основном стерео-выходе DAW (мастер-шине) не должно быть включено, ничего. Все, что хоть как-то вмешивается в звучание трека — под запретом. Никаких лимитеров, эквалайзеров, максимайзеров громкости, сатураторов и т. п. Как говорит большинство мастеринг-инженеров, «Мне НЕ НУЖНА частично мастерённая песня. Это моя работа — решать, что должно присутствовать на мастер-шине, исходя из жанра и стиля».

3. Пиковые уровни громкости задраны под 0 децибел (или превышают порог искажения)

Еще на этапе трекинга инструментов и продакшна необходимо заботиться о том, чтобы ни одна дорожка проекта не залезала в «красную зону» искажений. В идеале фейдеры громкости виртуального пульта стоит сразу настраивать примерно на -10 дБ.

«Тихий» микс ни в коем случае не напрягает специалиста по мастерингу, он его наоборот радует. Потому что для эффективной работы требуется так называемый запас по громкости (headroom).

Идеальным исходником для мастеринга считается фонограмма, у которой в самой громкой и насыщенной части пики не превышают -6 дБ. Хотя инженеров нередко устраивает и показатель вплоть до -3 дБ. Звучит парадоксально, но сделать микс громким легче, если исходник не компрессирован и был сведен с хорошим headroom.

4. Чрезмерная сатурация

Мастеринг-инженеры предпочитают получать «скучные миксы». Если в фонограмме много дисторшна — например, ленточной сатурации, это уже никто не сможет исправить. Всё, что при сведении сделано скрежещущим, зверски ярким, ревущим, хрипящим — необратимо. Поэтому любое насыщение вокала, барабанов и любых других инструментов в треке следует делать очень осторожно.

5. Овер компрессия отдельных инструментов

О том, что на мастер-шине при выводе mixdown не должно быть никаких компрессоров и лимитеров, мы уже говорили. Они сужают динамический диапазон (разницу между самыми тихими и самыми громкими звуками) фонограммы, часто слишком плоско «срезают» атаки и оставляют мастеринг-инженеру мало пространства для маневра. Манипуляции с динамическим диапазоном, в том числе многополосная компрессия — разная в разных частотных спектрах — это все-таки работа специалиста по мастерингу.

Часто бывает так, что сами музыканты или режиссеры сведения, не трогая мастер-шину и оставив достаточной запас по громкости, умудряются перекомпрессировать вокал и/или другие инструменты внутри микса.

В результате он получается не сбалансированным. И в мастеринг-студии часто невозможно «разжать» задавленные в «расчёску» элементы фонограммы. Об этом стоит помнить и применять компрессию при сведении с оглядкой.

Строго говоря, в присланном на мастеринг файле специалист не хочет видеть никакие срезы пиков, характерные для сильной компрессии и лимитирования. В отдельных жанрах, таких как дабстеп, металл или трейлерная музыка, жесткая компрессия частично допустима, но в разумных пределах.

Некоторые мастеринг-инженеры об этой проблеме говорят так:

«Представьте, что женщина идет к парикмахеру с ожиданием, что получит интересную прическу, но длина волос у нее при этом — сантиметров этак семь. Стилист будет очень ограничен в своих возможностях».

6. «Тонкий» микс

Мастеринг-инженеры часто сталкиваются с миксами, в которых ведущий вокал, гитары и синтезаторы содержат много «высоких» низких частот в районе 500 Гц. Обычно это дает ощущение «жестяного» звука и «тонкого» микса. Иногда — «коробочного», если много чего бубнит на 400 Гц. При сведении стоит об этом вспоминать и применять обрезные фильтры для тех частотных областей, которые неэффективны для конкретных инструментов.

Ощущение «тонкости» микса также возникает, когда панорамирование сделано недостаточно продуманно. Например, штуки по четыре гитар или синтезаторов разведены в крайние точки слева и справа. В этом случае в фонограмме возникает эффект big mono, который обедняет ее звучание и тоже ограничивает возможности специалиста по мастерингу.

7. Применено множество стерео «расширялок»


Они сейчас очень популярны и обычно (если это не эффект Хааса) работают с фазами аудиосигналов. А это ведет к опасности фазовых искажений, которые на мастеринге практически невозможно исправить.

А если при сведении применено слишком много эффекта Хааса, это опять-таки переводит микс в разряд big mono, что тоже не радует мастеринг-инженера.

8. «Узкий» микс

Другая крайность — размещение большинства инструментов близко к «центру» фонограммы. Обычно эту ошибку сочетают с обильным применением стерео реверберации, которая не спасает микс. Все-таки над расположением инструментов на виртуальной сцене стоит думать тщательней.

Некоторые специалисты по мастерингу рекомендуют проверять миксы на автомобильных аудиосистемах. Если там они звучат «узко», «скученно», значит таковы они и есть.

9. Безудержное наваливание низких и высоких частот

Очень частая проблема. Миллионы современных музыкантов пишут свои треки в наушниках (причем в бытовых), сводят в них же или используют hi-fi колонки. На таком «мониторном» оборудовании очень трудно контролировать количество баса и высоких частот в фонограмме.

Обычно инди-музыканты случайно или намеренно наваливают жуткое количество гулкого баса. В том числе самого низкого — ниже 50 Гц. Это «крадет» громкость микса, и на мастеринге может быть исправлено с некоторым трудом и не всегда.

Примерно то же самое происходит с высокими частотами. Гонясь за «кристальностью» звука и «воздухом», музыканты оставляют в миксе слишком много аудиосигнала в полосе выше примерно 7-10 kHz.

Либо (особенно в электронной музыке) задирают «цыканье» в райне 4-7 kHz. Причем эта область может быть еще и сатурирована. В ней нередко накладываются друг на друга высокие частоты десятка инструментов. Все это вместе дает очень неприятное высокочастотное давление на мозг слушателя, и на мастеринге такая проблема не всегда может быть эффективно решена.

 

10. В песнях завален основной вокал

По наблюдениям мастеринг-инженеров, этим грешат 50% рок-групп и 25% рэперов. Либо сознательно, либо бессознательно они стараются «спрятать» вокальную партию, которая, как им кажется (иногда справедливо), плохо спета или записана с артефактами. Результат обычно предсказуем: ни опытный специалист в студии мастеринга, ни обычный слушатель не в состоянии понять в таком миксе половину текста.

На мастеринге такое исправить почти невозможно. Инженеры советуют музыкантам прежде, чем отправлять трек в формате песни на финальную обработку, дать послушать его друзьям и попросить их повторить слова, которые они слышат.

11. Много «свиста» сибилянтов в вокале

Забыли применить де-эссер при сведении? Тогда на мастеринге взрывные шипящие вокалиста вылезут на первый план так сильно, что это будет просто невыносимо, и мастеринг-инженер станет ломать голову, как вырезать все эти «сщсс» и не повредить при этом другим инструментам в песне.

Позаботиться о контроле сибилянтов следует на этапе сведения. Умеренное применение де-эссеров предотвращает возникновение «свиста».

12. Дорожки трека не подготовлены: рассинхнрон, обрезанные «хвосты» и прочее

Вот вам удивительно, а мастеринг-инженеры довольно часто получают миксы, в которых инструменты играют не синхронно, где обрезаны затухания реверберации и других пространственных эффектов, слышны щелчки на стыках лупов (loops), а в вокале не убраны «слюни» и прочие артефакты записи.

Все эти проблемы необходимо решать даже не во время сведения, а еще на этапе продакшна. Это даже не проблемы, это косяки, которые на мастеринге исправлены быть не могут.

13. Микс не проверен на высокой громкости

Нередко сведение производится на средней или низкой громкости, и в этом случае музыканты упускают некоторые еле слышимые ошибки. Меж тем в процессе мастеринга всё, что было не слышно в «пачке», замаскировано и не замечено, вылезет в полный рост и начнет бросаться в глаза, то бишь в уши.

Фонограмму, которая готовится к отправке мастеринг-инженеру, хорошо бы проверять на высокой громкости. Вы можете обнаружить неприятные сюрпризы буквально за две минуты при проигрывании на 90-100 дБ физического звукового давления (громкости из колонок) — например, микс окажется адски ярким, или в нем обнаружится тонна суббаса. Все это следуют убрать до этапа мастеринга.

14. В фонограмме много шумов

Нередко оказывается, что трек, присланный в студию мастеринга, нашпигован низкочастотным гулом, высокочастотным шипением и прочей грязью. Кроме того, что эти вещи плохо слушаются, они съедают headroom и «крадут» громкость.

Такие артефакты могут быть вызваны множеством причин — скажем, в вокал, который записывали в акустически не подготовленной комнате, примешался шум улицы. Или был выставлен высокий уровень записи для микрофона, а вокалист «шептал».

Треки с шумами нужно либо переписать, либо попытаться отфильтровать шум на этапе сведения. Чаще всего его можно заметить в тихих местах трека, а также в самом его начале (иногда в конце, если аранжировка предполагает длинное затухание).


15. Бас и бочка играют в одном и том же частотном диапазоне

Плохо подобранные басовый барабан и бас, которые явно пересекаются в низких частотах от 50 до 75 Гц, как правило, погашают фазы звуковых синусоид друг у друга. В результате либо бас, либо бочку плохо слышно. Такое на мастеринге исправить в принципе нельзя.

Это скорее проблема аранжировки, чем сведения, потому что сведением решается тоже не слишком эффективно. Просто нужно тщательнее подбирать звук бочки и баса, подумав о потенциальном конфликте заранее.

16. Высокочастотные инструменты слишком резкие

Инди-музыкант или режиссер сведения вольно или невольно может сделать скрипки, колокольчики, тарелки, синтезаторы и прочие высокочастотные инструменты слишком громкими и отчетливыми (кстати, эту проблему можно услышать на высокой громкости).

На мастере всё это выскочит на первый план и начнет страшно давить. А мастеринг-инженер будет мучиться, пытаясь убрать излишнее давление, но не потерять при этом высокие частоты на заднем плане (что маловероятно). Лучше загодя позаботиться о том, чтобы всякие звоны и свистульки не выносили мозг.

17. Много чего записано в стерео, в результате — проблемы с фазой

Современные возможности звукозаписи часто толкают музыкантов и звукоинженеров к тому, чтобы записывать все подряд двумя микрофонами — от акустических гитар до вокала, струнных, электро и бас-гитар (или стереомикрофонами). А проверять получившиеся записи на моно совместимость люди забывают.

Часто это приводит к фазовым проблемам. Мастеринг-инженер включает трек в моно, и часть инструментов из него просто исчезает. Или, скажем, в миксе можно услышать странные примеси, напоминающие флэнджер (хотя он там и не ночевал) и эффект Допплера. Так выражаются взаимные частичные вычитания фаз.

Здесь стоит либо еще во время трекинга тщательно проверять записи, либо уж писать все инструменты в моно…

Выше мы перечислили ошибки, наиболее часто совершаемые в процессе записи, музыкального продакшна и сведения. Если они не были «отловлены» до подачи микса на мастеринг, они непременно выскочат на звуковую сцену и будут мешать мастеринг-инженеру делать его работу хорошо. Пожалейте специалиста и не приносите ему миксы с косяками. Иначе как вы собираетесь получить достойный финальный результат?

Владимир Лакодин