Что такое «студийный» микрофон? Все очень просто. Это микрофон, который используется в студии. Он может быть динамическим, конденсаторным и любым другим. Если он решает поставленную задачу и делает это хорошо, то какая разница, какой это микрофон?
Конечно же, на студиях чаще всего применяют конденсаторные микрофоны. Это связано с их характеристиками, о которых вы узнаете чуть позже. Динамические используют в основном для записи инструментов, а также иногда экстрим-вокала.
Сегодня мы расскажем о том, какие микрофоны бывают, для чего применяются, а также на что нужно обратить внимание при выборе.
Виды микрофонов
В первую очередь микрофоны принято разделять по типу преобразователя на динамические и конденсаторные.
• Динамические – микрофоны с мембраной, на которой жестко закреплена катушка, двигающаяся в неподвижном магните. На катушке наводится ЭДС, позволяя нам регистрировать звуковые волны.
• Конденсаторные – микрофоны, состоящие из двух пластин, расположенных по типу конденсатора. Одна из пластин подвижна, что дает нам изменение емкости при воздействии звуковых волн.
Ленточные микрофоны, применяемые в студиях, являются разновидностью динамического. Угольные и электретные микрофоны мы рассматривать не будем, хотя область их применения широка. Например, угольные микрофоны иногда используют во время записи игры на губной гармошке.
Дополнительные параметры
Диаграмма направленности
Следующим параметром, который мы рассмотрим, будет диаграмма направленности микрофона. Она показывает нам, с какой стороны микрофон наиболее чувствителен, а его АЧХ – наиболее ровная.
По типу направленности микрофоны бывают направленные и ненаправленные (всенаправленные).
В студийных микрофонах наиболее часто используются три диаграммы направленности:
• кардиоида,
• круг,
• восьмерка.
• Кардиоида – обозначается перевернутым сердечком. Показывает, что микрофон будет хорошо улавливать звук, пришедший прямо в мембрану. Тыльная же сторона микрофона «почти» ничего не слышит.
• Круг – обозначается кружочком, такие микрофоны являются «ненаправленными», принимают звук с любой стороны.
• Восьмерка – обозначается значком «перевернутой восьмерки», значком «бесконечности». Этот значок показывает нам, что микрофон хорошо ловит звук с передней и задней стороны капсюля, но при этом почти ничего не ловит по бокам.
Применяя микрофоны с разной диаграммой направленности, либо переключая её на самом микрофоне, можно добиться совершенно разного звучания. Например, кардиоидный микрофон хорошо подойдёт для записи голоса исполнителя, круг подчеркнёт объём «комнаты», восьмёрка позволит записать пару бэк-вокалистов в один микрофон.
Схема предусилителя
Одним из немаловажных параметров микрофона является схема предусилителя, на которой он собран. Это могут быть ламповые, трансформаторные, бестрансформаторные, транзисторные, гибридные технологии. Выбор будет основываться исключительно на ваших предпочтениях. Считается, что ламповые микрофоны дают более мягкое, тёплое, «ламповое» звучание, в то время как полупроводниковые предусилители более прозрачны.
Максимальное звуковое давление (SPL)
Этот параметр покажет, какое давление выдержит диафрагма (чувствительный элемент) микрофона до искажения звучания. На текущий момент, практически на всех микрофонах этот параметр установлен равным (или выше) болевому порогу человека. Однако не стоит думать, что микрофон выйдет из строя, когда вашим ушам станет больно. Например, звук с бас-барабана пишут с довольно близкого расстояния, давление там очень большое. Вы же слушаете его совершенно с другого расстояния, да ещё и не по оси. В связи с этим конденсаторные микрофоны для записи бас-барабана практически не применяются.
Частотная характеристика
Она показывает нам, какие частоты микрофон в целом способен уловить. Чем шире частотная характеристика, тем более полнодиапазонно будет звучать записываемый звук. У большинства конденсаторных микрофонов этот параметр будет в области слышимости для человека, то есть от 20 Hz до 20 kHz. У динамических этот параметр скромнее, обычно от 50Hz до 16 kHz.
Такие параметры, как чувствительность, эквивалентный уровень шума, соотношение сигнал/шум и другие, в рамках этой статьи мы рассматривать не будем. В большинстве современных микрофонов эти параметры очень хороши, а для домашней записи даже избыточны.
Переключатели
Также на микрофонах вы можете увидеть один или несколько переключателей. Чаще всего это обрезной фильтр нижних частот (HPF), а также переключатель PAD, который является аттенюатором и понижает уровень на 10 либо 20 dB.
Какой микрофон подойдет для меня
А теперь рассмотрим, какой микрофон будет предпочтительнее в зависимости от ситуации.
Запись вокала
В этом случае больше всего подойдут широкомембранные микрофоны кардиоидной направленности. Возможность подрезать лишний низ (HPF) будет приятным дополнением. Микрофоны с большой диафрагмой лучше передают нюансы звучания, а кардиоидная направленность позволит сократить площадь звукового охвата, уменьшив тем самым проникновение посторонних шумов. Примером может служить микрофон Rode NT1/2, sE X1 S, sE 2200 и вплоть до Neumann U87 и другие.
При необходимости записи агрессивного вокала, гроула, скрима хорошие результаты можно получить, применяя динамические микрофоны. Отлично себя зарекомендовали такие модели, как Shure SM-7B, Beta-58. Также для более харАктерного звучания можно порекомендовать использование красящих ламповых микрофонов и/или предусилителей.
Предусилители
Здесь немного подробнее остановимся на предусилителях. Практически любому студийному микрофону нужен предусилитель. Чаще всего в этой роли выступают встроенные предусилители звуковой карты. Многие производители, такие как RME, Steinberg, Digidesign, UA, устанавливают на своих звуковых картах очень качественные предусилители, позволяющие получить чистое и прозрачное звучание. Для большинства задач этих предусилителей более чем достаточно.
Однако в некоторых ситуациях хочется придать голосу особый «окрас», добавить «песочка», подчеркнуть плотность. В таких случаях необходимо выбирать внешние предусилители. Можно начать с гибридных моделей от производителя ART. Они добавят «художественной грязи». При наличии соответствующего бюджета рекомендуем обратить внимание на Audient iD14, API 512, Warm Audio WA12.
Запись инструментов
Отметим, «инструментальные микрофоны» названы так довольно условно, чаще всего это просто малогабаритные устройства, которые удобно располагать близко к инструменту без особых помех для исполнителя. В большинстве случаев инструменты записывают теми же микрофонами, что и вокал.
Хорошим вариантом при записи инструментов будет использование двух микрофонов, например, подобранной стереопары, AB, MS, XY. Однако при должном умении записать инструмент можно и совершенно разными микрофонами, один из которых должен быть большемембранным.
Особняком стоит запись ударных инструментов, для них как раз необходимо использование специализированных микрофонов. Чаще всего это динамические, выдерживающие большое звуковое давление, модели. Например, AKG D112 MKII, Shure Beta 56A, Sennheiser E901/E902/E903. Они имеют специализированные крепления – для удобства установки именно на ударной установке.
Особенности записи в домашних условиях: ответы на вопросы клиентов
Рассмотрим некоторые особенности применения микрофонов при записи в домашних условиях. И ответим на некоторые вопросы, которые клиенты задают нашим менеджерам.
Какой микрофон убирает шум?
Никакой! Если вы используете малюсенький компьютерный микрофончик и отчетливо слышите, что он шумит на записи, не нужно думать, что дорогой микрофон станет «убирать» шум. У любого микрофона есть так называемый собственный шум. Он постоянный. От него не избавиться. И тут более дорогой микрофон, конечно же, покажет себя лучше. Но если у вас шумно в комнате, свистит кулер системного блока, кричит ребёнок, более дорогой микрофон только ещё отчетливее запишет эти звуки. В этом случае вам поможет фильтр отражений, например, sE reflection filterPRO, а также «звукоизоляция» комнаты, в которой происходит запись. Об этом мы писали в предыдущих статьях.
POP-фильтр убирает шум комнаты?
Нет! Это устройство предназначено для борьбы с «взрывными» согласными, «б», «п». POP-фильтр ослабляет поток воздуха, летящий в микрофон при произнесении этих согласных. Никаких шумов он не убирает.
Дорогой микрофон лучше дешевого?
Конечно, лучше! Только, в чем? И для кого? Конечно же, характеристики «дорогого» микрофона заведомо лучше. Но всегда нужно руководствоваться одним принципом: необходимо и достаточно! Если вы пишете звук на кухне, покупать микрофон за 2–5 тысячи евро нет никакого смысла, если вы YouTube-блогер, серьезный «вокальный» микрофон вам также не нужен. Однако заметим, что при записи вокала и инструментов «дорогой» фирменный микрофон даст лучший результат по «посадке» записанного звука в общий микс, а также такие микрофоны гораздо лучше ведут себя при коррекции записи на этапе сведения.
Если я куплю дорогой микрофон, я стану лучше петь?
Ну только если стоимость микрофона вас ооочень мотивирует! В остальном, нужно понимать, что микрофон просто записывает сигнал, градиент давления, который приходит на мембрану. И совершенно не важно, сколько он при этом стоит.
Нужно отметить, что, например, с помощью некоторых микрофонов можно немного скорректировать общий характер, общую тембральную окраску звучания, но НЕ исправить вокал. Такие микрофоны, как AKG C3000-B, Neumann M149, имеют довольно агрессивное звучание. И если ваша вокалистка «еле мяукает», можно придать чуть больше выразительности ее «нежному» вокалу.
Если я всю комнату изолирую поролоном, звучать будет лучше?
И снова нет! Таким методом вы просто переглушите комнату, звучание станет «сухим и безжизненным». О том, как правильно «подглушить» комнату, можно прочитать на нашем сайте.
Вместо заключения
В качестве пожелания: чем точнее вы опишете консультанту в магазине вашу задачу, тем быстрее он сможет подобрать оборудование именно для вашего случая. Вряд ли кто-то будет предлагать вам сложное дорогое оборудование, в котором вы явно не разберётесь. Слишком велика вероятность возврата.
Успехов в работе.
Берегите себя.
Автор текста Альберт Сафронов, Поп-Мьюзик