Организация концертов живой музыки становится всё более сложной задачей, что связано с развитием и постоянным усовершенствованием технологий живого звука. Поэтому работа на сцене требует серьезной подготовки и технического оснащения, а также специального человека, мониторного звукорежиссера, отвечающего за звук, который будут слышать музыканты на сцене.
Задача мониторного звукорежиссера заключается в том, чтобы артисты на сцене слышали себя и друг друга. Необходимо не просто предоставить каждому музыканту персональный микс, но и минимизировать влияние мониторного звука на звук в зале, избежав при этом акустической обратной связи.
Сценический мониторинг ориентирован на удовлетворение специфических требований каждого исполнителя, при этом работа и подстройка происходят в режиме реального времени, что требует от звукорежиссера быстрой реакции и хладнокровия. Мониторинг сцены осуществляется с использованием большого числа отдельных мониторов. Но прежде чем правильно настроить сценические мониторы, их следует правильно подобрать, учитывая особенности модели, ее возможности и требования артистов.
Сценические мониторы необходимы музыкантам на сцене, чтобы ориентироваться в звучании во время живого выступления. Каждый монитор по отдельности создает свое звуковое поле в определенной части сцены, причем характеристики этого поля строго индивидуальны для данного монитора и не зависят от основного звука, ориентированного на зал. Таким образом, каждый музыкант на сцене слышит «свой» звук из своего монитора.
Сценические мониторы можно разделить на 4 основных типа:
мониторы drumfill;
мониторы sidefill;
напольные мониторы;
персональные акустические системы
Мониторы drumfill и sidefill представляют собой небольшие порталы и используются во время проведения концертов на небольших сценах, например, во время клубных выступлений. Они имеют обычно небольшую мощность, которая определяется местом проведения выступления и стилем исполняемой музыки.
Мониторы drumfill используются барабанщиками, так как были созданы именно для них, что и следует из названия. Такие мониторы устанавливаются слева и справа от ударника. Установка мониторов drumfill требует определенного пространства и достаточного расстояния, чтобы звук от них не испортил общее звучание в зале.
Иногда для устранения данного риска используют особые вибраторы, которые размещают на подиуме (или другой возвышенности), чтобы барабанщик хорошо слышал низкие частоты. Некоторые НЧ-вибраторы (buttkicker) устанавливаются на стул барабанщика и работают совместно с персональными ушными мониторами.
Мониторы sidefill используются также в портальных и клубных акустических системах и позволяют артистам слышать в интерактивном режиме звук, который слышат зрители. Расположение соседних мониторов sidefill не влияет на друг на друга, но нужно контролировать уровень их громкости, чтобы избежать взаимного влияния.
Напольные мониторы (wedges) также можно разделить на активные и пассивные, в первых процессор и усилитель размещаются непосредственно внутри корпуса монитора. Напольные мониторы имеют свои конструктивные особенности. Так, очень важно, чтобы они имели клиновидную форму и не менее двух полос, что позволяет устанавливать их на сцене под разными углами, регулируя направление звукового потока, мощность и звуковое давление. Корпус напольных мониторов выполняется из высокопрочных материалов и дополняется защитной решеткой. Главная задача напольных мониторов - максимально точно и четко воспроизводить вокальный диапазон. Звук, выдаваемый ими, должен быть разборчивым и не искаженным, и совсем не обязательно совпадать со звуком, который слышит зал. Мониторы должны иметь высокое звуковое давление, чтобы точно воспроизводить пики живого сигнала, не обработанного компрессорами. Благодаря громкоговорителям высокой мощности, размер динамика мониторов становится всё меньше. На смену 15-дюймовым приходят 12-ти и даже 10-дюймовые динамики. Наиболее миниатюрными и эффективными являются коаксиальные мониторы, в которых высокочастотная головка излучает звук через отверстия в магнитной системе громкоговорителя.
Персональные акустические системы или ушные мониторы набирают всё большую популярность в последнее время и даже изготавливаются на заказ под конкретного музыканта. Основной плюс данных мониторов заключается в свободе перемещения музыканта по сцене и при этом в гарантированном качественном звуке. Также ушные мониторы помогают изолировать слух музыканта от акустического окружения, персонализируя получаемый звук. Минусом ушных мониторов можно считать то, что они не подходят гитаристам, так они слышат только персональный микс на отдельной дорожке и не слышат сценический звук, идущий от усилителя.
Выше мы обозначили, что правильная настройка сценических мониторов – задача звукорежиссера. Но что значит правильная настройка? Как понять, что она правильная и как ее реализовать? Это, конечно, целая наука, но попробуем осветить некоторые основные моменты.
Во-первых, звук в зале и звук на сцене – это не одно и то же. Для музыкантов звук на сцене первичен, затем он обрабатывается звукорежиссером и поступает в зал в измененном виде, более «интересном» для слушателей.
Во-вторых, настройка мониторов должна быть выполнена до начала концерта. Например, необходимо выполнить калибровку электроакустического тракта мониторов до настройки инструментов и микрофонов, что спасет вас от акустической обратной связи во время концерта и обеспечит идентичность звучания инструмента во всех мониторах. Техническая процедура настройки преследует цель калибровки мониторных трактов на рабочий уровень звукового давления 103 дБ.
Минимум, который понадобится для настройки - это анализатор спектра и конденсаторный микрофон с круговой диаграммой направленности. В качестве анализатора обычно выступает ноутбук, имеющий звуковую карту, линейный звуковой вход и соответствующую программу.
В результате вы должны получить сухой звук из монитора с сознательной нехваткой низких частот. Мониторы должны иметь одинаковую АЧХ и усиление. При этом инструмент или голос отовсюду должен звучать одним тембром.
Правильное размещение мониторов является не менее важным элементом успешной работы, чем их настройка. Что делают опытные звукорежиссеры при расположении мониторов на сцене?
Направляют мониторы в лицо артистам, а не в сторону акустических инструментов.
Избегают направленного излучения мониторов в сторону микрофонов.
Мониторы для ударника располагают сбоку от барабанов и кладут на бок, что позволяет сузить диаграмму направленности по горизонтали и избежать попадания звука от них на микрофоны томов и оверхедов.
Избегают расположения двух рядом стоящих мониторов, так как это может вызвать дополнительную интерференцию и привести к неравномерному звучанию.
Грамотно используют направленность инструментальных акустических систем. Например, наклон гитарного кабинета назад-вверх или разворот басового кабинета в сторону помогут снизить уровень «лишнего» звука.
Инструменты со схожим тембром разводят по разным мониторам, что позволяет повысить разборчивость звука.
Организация правильного звука на сцене – задача непростая, и решается она звукорежиссером совместно с артистами, чтобы последние могли чувствовать себя на сцене максимально комфортно и хорошо слышать себя и других музыкантов. Для этого необходимо обеспечить профессиональное микширование в каждом из сценических мониторов с учетом того как микрофоны снимают звук с каждого инструмента во время выступления. Чтобы слишком большая громкость в мониторах не вредила слуху музыкантов, особенно при плотном графике выступлений, необходимо использовать лимитеры громкости. Поэтому настоящий профессионал не только обеспечивает достойный звук на концерте, но и принимает активное участие в его подготовке, что подразумевает подбор мониторных систем и их настройку.