В 2003 году журнал Rolling Stone опубликовал список 500 самых лучших музыкальных альбомов всех времён, львиной долей которых являются альбомы вышедшие в «золотую» эпоху рок музыки. Однако ни для кого не секрет, что за последние десятилетия музыка значительно упростилась, в угоду массовости. Как же так вышло?
Классическая музыка, точнее то что мы называем классической музыкой, произросла, как ни странно, благодаря религии. Ведь сами занятия музыкой и её исполнение были частью религиозных мероприятий.
В связи с чем, первая нотная грамота и нотный стан, такой каким мы его знаем сейчас — это заслуга монахов католической церкви. Да, музыка существовала и на востоке, но их нотная грамота отличалась от западной и не нашла такой же массовости.
Следом за эпохой просвещения, музыка начинает просачиваться в слои населения далекие от религии, а ближе к началу нового времени окончательно закрепляется в качестве досуга и развлечения для господ. Продиктовано это было и наличием свободного времени, которого не было у большей части населения, и конечно же наличием денег.
Несмотря на элитарность, музыкальные композиторы не оставались знаменитостями после своей смерти. Только в самом конце XVIII века наметился поворот к переоценке музыкальных ценностей и возвеличиванию композиторов прошлого, таких как:
►Иоганн Себастьян Бах,
►Антонио Вивальди,
а также более поздних,
►Людвиг Ван Бетховен,
►Вольфганг Амадей Моцарт.
Вслед за этим, рос и уровень жизни обычных людей, под давлением всё более прогрессивных технологий, а также массовой индустриализации государств в середине, конце XIX века. Это развязывало руки населению в плане изучения музыки и создания целой индустрии вокруг неё. Безусловно, существовало и «народное» творчество, однако скачок в плане музыкального образования и конкуренция с другими все более многочисленными композиторами, случилась именно на рубеже XIX-XX веков.
Джаз — это музыкальный жанр, зародившийся в США в конце XIX века. Истоки джазовой музыки можно проследить в афроамериканских общинах Нового Орлеана в конце 1800-х годов. Эти общины представляли собой плавильный котел различных культур, и их музыка отражала это разнообразие. На музыку афроамериканцев оказали сильное влияние ритмы и мелодии западноафриканской музыки, а также блюз, который был популярной формой музыки на юге США.
Несмотря на сложность жанра, в каком-то смысле в своём зачаточном состоянии джаз был неким упрощением классической музыки, путём исключения некоторых правил оттуда. Впоследствии же, джаз стал «интеллектуальным» жанром.
Однако музыкальная индустрия не стояла на месте и массовому потребителю нужно было что-то более близкое, чем джаз.
●Электрогитара,
●Контрабас,
●Ударные,
●Фортепиано,
●Саксофон.
Сразу бросается в глаза упрощение в плане ритма музыки, так как жанр по большому счёту танцевальный.
Олицетворением рок-н-ролла до сих пор является Элвис Пресли, наречённый «королём рок-н-ролла» ещё в 1956 году и оказавший огромное музыкальное и стилистическое влияние на молодое поколение не только США, но и всего мира.
Однако уже скоро, выходит на сцену жанр охвативший практически весь мир.
«Музыкальная революция» произошла благодаря развитию электроники – появляется доступное массам усилительное оборудование, на рынке можно свободно достать микрофоны, появляются и модернизируются новые музыкальные инструменты – выпущена первая электрогитара.
Начинаются эксперименты с искажением звука, что приводит к появлению рок-музыки. Отличалась она от рок-н-ролла отходом от кантри и танцев в сторону текстов и «агрессивного», «загадочного», «жирного» звучания, в зависимости от жанра.
Также в рок музыке довольно частое явление провокационное, местами аморальное поведение для музыканта: разбивание, поджог своих инструментов на сцене, текста про насилие, протест обществу.
Ближе к 90-ым годам жанры принимали все более экстремальный характер и в плане выходок на сцене и в плане звучания.
В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки и стилистически представлен множеством направлений внутри жанра.
Появился жанр среди чернокожего населения в Бронксе, районе Нью-Йорка. Изначально являлся танцевальной музыкой, которая делалась благодаря примитивным техникам сэмплирования того времени: брались старые записи с фанком, соулом и прочей «афроамериканской классикой» и нарезались на сэмплерах на маленькие фрагменты, которые потом зацикливали для увеличения продолжительности трека. Поверх этой конструкции, MC (Master of Ceremony), бывшие по сути в роли конферансье, говорили зарифмованные фразы, тем самым поддерживая интерес аудитории к происходящему на танцполе.
Популярность жанра росла, вследствие чего ди-джеи совместно с эм-си записывали музыкальные сэты на кассеты, попутно распространяя их на вечеринках. Впоследствии жанр всячески усложнялся, со стороны эм-си, увеличивался упор на текст и подачу, при полном отсутствии вокала как такового.
Вместо этого на первое место выходило искусство речитатива, требующего от исполнителя минимальных знаний в области вокала, а также чувства ритма. Текста же стали рассказывать о проблемы жизни в гетто, криминале и принципах «Короля каменных джунглей», где выживает сильнейший.
Впервые термин «pop song» в английском языке прозвучал ещё в 1926 году, однако корни этого жанра уходят в историю намного глубже. Как ни странно, непосредственным предшественником поп-музыки была народная музыка, а также позднее появившиеся уличные романсы и баллады.
Ключевые особенности этого жанра — простой ритм и акцент на вокалисте, а не инструментале. Поп-музыка формировалась вместе с другими жанрами, из-за чего сейчас мы можем увидеть в ней некие черты хип-хопа, соула, диско, танцевальной музыки, рока и т.д.
В 1950-1960 ые был распространён «традиционный поп», в нашей же стране это называлась «эстрада» или «эстрадная музыка».
Ближе к 80-90ым годам поп-музыка всё больше впитывала в себя черты самых разных жанров, сводя все к общему знаменателю — доступности восприятия для любого неподготовленного слушателя.
Огромное значение здесь имеет также и визуальное представление песен: видеоклипы и концертное шоу. Поэтому многие поп-исполнители стараются придерживаться экстравагантного имиджа. В группу поп-исполнителя зачастую входят и танцоры, и статисты, и прочие люди, ни коим образом не задействованные в исполнении музыки, но при этом играющие важную роль для концертного шоу.
Резюмируя выше описанное, обратим внимание на то что с каждой «музыкальной революцией» музыка была ближе и ближе к самым разным слоям населения, от бедных до богатых. Темы, которые выбирались для эдакого «локомотива» жанра, также претерпевали изменения в сторону более общих проблем для общества. Если рассматривать музыкальную индустрию со стороны выпускаемой продукции, то мы заметим довольно неутешительную тенденцию.
На графике показано, что схожесть музыкальных композиций с течением времени увеличивается. Чем ниже точки графика опускаются по оси координат, тем выше схожесть. Как оказалось, больше всего похожи друг на друга композиции, выходившие с 2012 по 2016 годы. По мнению некоторых экспертов в области музыки, в настоящее время создание песен стало едва ли не автоматическим процессом, отличающимся от того, что было пару десятков лет назад.
Аудио и видеоредакторы, возможность передавать отдельные элементы композиции по сети привели к тому, что сейчас 100 песен можно создать за меньшее количество времени, чем раньше уходило на написание 2-3 композиций — в том случае, если ими занималась группа людей в одном помещении.
Другими словами, не музыка стала проще, а проще стало её производство. А уже как следствие, увеличилось количество «простой» музыки. Более того, в отличие от XVIII-XIX века, в XX-XXI веке спрос на музыку значительно вырос, мы слушаем её в транспорте по пути на работу, на работе, в торговых центрах, на вечеринках и т. д. Однако для ценителей музыкального искусства по-прежнему существуют действительно сложные для понимания жанры музыки. Так что с уверенностью можно сказать только одно — музыка, есть неотъемлимая часть нашей жизни и это здорово!