Телефоны, гарнитуры, клавиатуры, мыши – это то, к чему мы давно привыкли. С каждым годом список устройств, имеющих беспроводное подключение, неуклонно растет, весь мир стремится к использованию беспроводных технологий. Производители отказываются от разъемов, даже зарядные устройства становятся беспроводными.
И если беспроводными микрофонами мы пользуемся уже давно, то вот беспроводной мониторинг вещь относительно новая, тем не менее пользующаяся популярностью у профессиональных музыкантов.
Сегодня мы расскажем, что из себя представляют системы беспроводного мониторинга, сравним их с проводными системами, рассмотрим некоторые модели, а также определим основные критерии выбора устройств.
Система персонального мониторинга
Сложно найти музыканта, который не любит хороший звук на сцене. Сложно найти звукорежиссера, умеющего этот хороший звук сделать. В защиту звукарей стоит сказать, что не все площадки позволяют организовать качественный мониторинг. Нет мониторного микшера/инженера, нет нужного количества AUX-линий, иногда на сцене и вовсе нет мониторов. И это лишь малая часть проблем. Я думаю, всем известна песня Бьянки – «Звук говно», текст которой вполне отражает действительность.
Если вам повезло и вы работаете в хорошем зале, то у вас будет как минимум четыре линии мониторинга. Если вам повезло, у вас будет даже backline. И вот с этого места начнем разбирать проблемы, связанные с мониторингом. У профессиональных музыкантов в этом отношении все хорошо, они умеют играть «тихо», но с необходимым драйвом. В связи с этим даже в пару линий мониторинга они вполне себя слышат и все довольны. Но эта статья не для них. Мы пишем в первую очередь для начинающих музыкантов, которые хотят улучшить качество своих выступлений. Сделать «примочку» погромче, навалить басы, кардан и вокал, переходящий в крик. «Чем громче – тем лучше!» – вот девиз начинающих исполнителей. Звукорежиссер, работая с такими музыкантами, вынужден «разгонять» мониторные линии до предела. И вроде бы все должно быть хорошо, играем громко, слышим себя громко, но в связи с переотражениями в ограниченной коробке сцены – слышим кашу!
Музыканты просят сделать мониторы еще громче, и становится только хуже. Есть всего два выхода из этой ситуации.
Научиться играть тихо и «вкусно» и… использовать системы персонального мониторинга.
1. Защита слуха. Система персонального мониторинга чаще всего представляет собой внутриканальные наушники, что позволяет сделать прослушивание довольно тихим, без потери разборчивости, ведь звук поступает напрямую к вам в ухо.
2. В отличие от стандартного мониторинга, когда специализированные акустические системы лежат на авансцене, беспроводной мониторинг позволяет вам свободно двигаться по сцене, без риска попасть в слепую зону, вы всегда слышите одинаковый мониторный микс.
На мой взгляд, уже этого достаточно, чтобы серьезно задуматься об использовании этих систем, но только при условии частых выступлений, ведь стоят они достаточно дорого.
К плюсам персонального мониторинга в целом можно отнести также возможность регулировать микс индивидуально. Многие производители предлагают системы с двумя входными линиями. Соответственно, вы сможете регулировать уровень, например, между группой и своим вокалом. Также, если в вашем распоряжении есть свой звукарь, имея комплект персонального мониторинга для группы, вы сможете практически на любой площадке иметь отличный мониторный микс.
Но помните, что подобное можно реализовать только при наличии достаточного количества мониторных линий на сцене.
Одним из существенных минусов является, конечно же, стоимость. Можно долго рассуждать, что подобное оборудование не может быть дешевым, тем не менее в сложившейся экономической ситуации – это минус.
Второй минус уже был озвучен. Почувствовать плюсы персонального мониторинга возможно только при наличии достаточного количества мониторных линий. К сожалению, большинство залов, клубов имеют малогабаритные (читай «дешевые») микшерные пульты, соответственно выдать на сцену более двух мониторных линий будет довольно тяжело, а иногда и вовсе невозможно.
Сложность настройки нескольких комплектов можно было бы отнести к минусам, но, на мой взгляд, любой нормальный звукарь должен это уметь. Конечно, придется задуматься о радиочастотном планировании; если на сцене еще и куча радиомикрофонов, разбираться с подключением и настройкой, распределением мониторных миксов.
Также нужно понимать, что беспроводные системы всегда дадут худшее качество звучания по сравнению с проводными. Даже при текущем уровне развития технологий. Стоит заметить, что в персональном мониторинге есть и проводные системы, далее мы рассмотрим их, а пока скажем, что они будут отличным вариантом для группы, играющей спокойную музыку.
При использовании внутриканальных наушников мы отлично, четко слышим мониторный микс на удобной нам громкости. НО (!) плохо слышим разговор на сцене, ведь внутриканальные наушники имеют довольно сильную звукоизоляцию. Этот момент придется предусмотреть. Возможно использование, например, подвесных микрофонов либо индивидуальных. На крупных концертах ситуация сильно осложняет жизнь звукорежиссеру.
Это происходит из-за того, что использование, к примеру, одного наушника требует сильного увеличения громкости (читать «звукового давления») системы мониторинга для перекрикивания сценических стационарных мониторов.
Соответственно, ситуация, когда используется комбинированный мониторинг, хоть и в значительно меньшей степени, вызывает аналогичные осложнения.
Одним из отличий радиомикрофонов от радиомониторных систем является то, что радиомикрофоны – это чаще всего системы с двумя передатчиками и соответственно – двумя антеннами. Мониторные системы, наоборот, имеют одну антенну и все связанные с ее использованием проблемы: меньшую мощность, большую восприимчивость к помехам и так далее. Поэтому на серьезных мероприятиях желательно применение внешних, специализированных антенн.
Также нужно понимать, что у беспроводных мониторных систем меньшее разделение каналов. Ко всему прочему, частотный диапазон таких устройств тоже меньше. Таким образом, если вы применяете стереомиксы, панорамирование должно быть гораздо более широким.
Как мы можем видеть, у этой категории устройств есть и достоинства, и недостатки. Соответственно, решение об использовании принимать именно вам.
Рассмотрим некоторые устройства поближе.
Начнем, пожалуй, с проводного персонального мониторинга от фирмы Behringer.
Behringer Powerplay P1
Устройство позволяет подключать два источника звука, например, левый и правый либо два разных мономикса. Пользователь сам может выбрать громкость и баланс между каналами. Устройство портативное, работает от батареи или от внешнего блока питания. Предусмотрена возможность крепления на поясе. Такой тип устройств будет отличным выбором для музыкантов, которые не перемещаются по сцене.
Из плюсов отметим наличие лимитера, возможности переключения стерео/моно, металлический корпус, приятную цену. На мой взгляд, привязка к проводу – это единственный недостаток системы.
У фирмы Behringer также есть проводная система на 16 станций, работающая по Ultranet.
Отличной системой начального уровня будет Pasgao PR 90. Система имеет традиционную компоновку из передатчика и поясного приемника/приемников.
Pasgao PR 90
Устройство обеспечивает до 160 каналов в каждом диапазоне, позволяет подключать неограниченное количество приемников сигнала, имеет информативный дисплей на приемнике и передатчике. Лимитер, эквалайзер, переключатель стерео/моно, регулировка баланса каналов – все это есть в этой довольно недорогой и легко расширяемой системе.
Интересные возможности предлагает система от фирмы Shure. Имея приемник двойного назначения, она может работать в проводном и беспроводном режиме, который подходит для создания расширенной системы мониторинга с большим количеством индивидуальных миксов.
В этой ценовой категории, помимо прочих особенностей, уже предусмотрено наличие различных фильтров, компандера, а также анатомических наушников в комплекте.
Мониторная система Sennheiser EW 300. Профессиональная система, оснащенная приемником с системой Adaptive-diversity. В приемнике кабель от наушников используется как вторая антенна. Таким образом достигается улучшение качества применяемого сигнала.
Sennheiser EW 300
Устройство имеет полный набор функций, помогающий в профессиональной работе. Именно эти мелочи делают работу с оборудованием фирмы Sennheiser приятной и удобной.
Из особенностей отметим пятиполосный параметрический эквалайзер, пилот тон и систему Squelch для защиты канала при выключенном передатчике. Синхронизация приемника и передатчика через IR-интерфейс, функция Auto-Lock для защиты от случайного изменения настроек, компандерная система HDX, функции усиления высоких частот, контакты на корпусе приемника для зарядки. Также отметим большое число совместимых аксессуаров для построения профессиональной системы с широчайшими возможностями.
При выборе беспроводного мониторинга советуем обращать внимание на следующие моменты:
Наличие лимитера – обязательно!
Желательно наличие двух раздельных входов. Так вы сможете сделать свой вокал/инструмент громче на фоне микса.
Обратите внимание на количество приемников, которые можно подключить к передатчику, либо количество систем, которые можно использовать одновременно.
Приятным, но необязательным дополнением будет наличие металлического корпуса.
Если вы много выступаете, активно пользуетесь подобными системами, логичным вариантом будет заказ индивидуальных анатомических вставок.
Выбирайте устройства с возможностью использовать наушники разных фирм.
Приобретая бюджетный мониторинг, особенно при его покупке с китайских сайтов, настоятельно рекомендуем сверять разрешенные частоты с законодательством РФ.
А вот лайфхак для начинающих исполнителей, желающих использовать беспроводной персональный мониторинг. Можно приобрести недорогой FM-трансмиттер с возможностью подключения внешней линии. Таким образом вы сможете передавать мониторный микс либо сумму с микшерного пульта по радиоканалу. Приемниками в этом случае выступают обычные, миниатюрные FM-приемники, например, встроенные в большинство телефонов.
Берегите ваши уши.
Успехов в работе.