Когда сердце музыканта требует музыки, он найдет как извлечь ее из чего угодно, будь то морская раковина, тыква или коробка из-под сигар. Именно последние послужили основой для необычного музыкального инструмента – сигарбокса (Cigar box guitar), который зародился в Америке почти 150 лет назад, но до сих пор имеет своих поклонников.
Итак, история создания сигарбоксов началась в 1862 году. Именно тогда в США был введен акцизный налог на табак, в результате чего сигары стали укладывать в специальные коробки, вмещающие от 20 до 100 штук сигар. Коробки помечались специальной печатью для налоговой. Сигары пользовались большой популярностью на западе США, особенно их любили посетители салунов, поэтому раздобыть сигарную коробку было совсем несложно.
В то время, после гражданской войны, на хлопковых плантациях в США активно использовали труд афроамериканцев, которые отличались свое музыкальностью, но не имели денег на изготовление и покупку музыкальных инструментов. Большая часть африканской музыки основывалась на использовании струнных инструментов. Адаптируясь к той среде, в которой им приходилось жить, люди создавали свои инструменты из того, что было в доступе: различные коробки и ящики, банки, провода и т.д.
Одним из таких инструментов стала гитара, корпус которой был изготовлен из сигарной коробки, что и послужило ее названием – сигарбокс (Cigar box guitar). Сигарбоксы изначально были инструментами бедных рабов, они не требовали никаких вложений и изготавливались буквально «на коленях».
Постепенно инструмент набирал популярность, в газетах появлялись фотографии и инструкции о том, как изготовить гитару из сигарной коробки. Например, планы банджо из сигарной коробки были опубликованы Дэниелом Картером Бирдом, соучредителем бойскаутов Америки, в 1884 году в рамках Рождественского вечера с дядей Эносом. В этих планах было пошаговое описание изготовления пятиструнного банджо без ладов, которое можно было изготовить из сигарной коробки.
К концу 19 века изготовление сигарбоксов было распространено уже по всей Америке. Их использовали в джазовой музыке (группа Razzy Daddy Spasm, Новый Орлеан), в идишских водевилях (Ларри Файна из the Three Stooges), во время работы в лесах и на плантациях, а также на войне.
Большая часть первых сигарбоксов имела одну или две струны и не имела ладов, поэтому поиск способа игры на них привел к появлению слайд-гитар. В двадцатых годах прошлого века начала зарождаться блюзовая музыка, и некоторые известные исполнители начинали учиться играть на гитаре именно с сигарбоксов. Например, американский блюзовый исполнитель слепой Вилли Джонсон, научился играть на однострунной гитаре, созданной из сигарной коробки его отцом. В качестве слайда он использовал перочинный нож и подбирал мелодии на слух, играя лишь на одной струне. В последствии Джонсон разработал особую технику игры на слайд-гитаре, когда основная мелодия исполнялась на одной струне, а остальные пять струн «гудели».
Многие известные музыканты, звезды блюза и рок-н-ролла (Карл Ли Пе́ркинс, Би Би Кинг, Чарли Кристиан) начинали свой музыкальный путь именно с самодельных сигарбоксов, а некоторые из них (например, Charlie Christian, Blind Willie Johnson, «Beans» Hambone) даже записывались с этим инструментом.
Сигарбоксы внесли существенный вклад не только в историю музыкальной культуры Америки, но и стали частью самой истории. Такие гитары имелись у многих солдат времен гражданской войны, именно игра на гитарах из сигарных коробок была популярным вариантом отдыха между боями.
Великая депрессия 1930-х годов способствовала второму рождению самодельных музыкальных инструментов. В тяжелые времена, когда не было денег и инструменты были не всем доступны, люди любили сидеть на крыльце с гитарой и петь блюз. Гитару из сигарной коробки мог изготовить каждый: простой инструмент, в котором в качестве резонатора использовалась пустая коробка из-под сигар, а струны крепились к деревянной планке (например, к черенку от лопаты или метлы) и к коробке.
С развитием музыкальной промышленности фабрики стали выпускать бюджетные варианты акустических гитар, они стали доступнее для простого американца, поэтому самодельные гитары из сигарных коробок стали постепенно терять популярность и вытесняться фабричными гитарами. Исключение составляли отдаленные штаты, лагеря лесорубов в Висконсине, где много мужчин жили долгое время в тесном помещении все вместе. Для развлечений и в качестве отдыха они изготавливали инструменты из сигарной коробки (гитары, скрипки).
В настоящее время гитары из сигарных коробок испытывают свое перерождение, что связано с ростом числа их производителей. Количество исполнителей, которые любят и умеют играть на таких инструментах также растет. Такой подъем популярности связан с интересом к культуре DIY (англ. Do It Yourself), дешевизной и простоты изготовления гитары, а также с уникальностью ее звучания и умения играть на ней.
Желание играть на сигарбокс-гитаре отнюдь не означает, что вы обязательно должны изготовить ее самостоятельно или найти того, кто сможет это сделать. Всё большее число производителей занимаются изготовлением сигарбоксов. Более того, они добавляют к ним звукосниматели, эквалайзеры и т.д. Или вы сами можете доработать свою гитару, например, установив в нее металлические конусы и получив резонаторную гитару, о которой мы писали ранее.
Каждый год в американском городе Хантсвилл (штат Алабама) проходит фестиваль «Cigar Box Guitar Extravaganza» посвященный игре на сигарбокс-гитарах. Там же расположен магазин, в котором можно приобрести сигарбокс на любой вкус. А вот музей гитар из сигарных коробок расположен в другом американском городе - Нью-Александрии (штат Пенсильвания), экспозиция музея содержит около 60-ти экспонатов, среди которых старинные гитары и современные модели. Куратором музея является гитарист Шейн Спил, который сам играет на этих инструментах.
Среди современных музыкантов, играющих на сигарбоксах, можно отметить следующих: A. J. Gaither, April Mae & the June Bugs, Belinda Gent, Ben Prestage, Chickenbone John (John Wormald), Gary Copeland (Spence’s Rye), Gerry Thompson, Glenn Kaiser, Hollowbelly (John Farr) и другие.
Для сигарбокс-гитар используются различные настройки. Наиболее распространенными являются:
для трех струн: A – e – a или G – d – g
для четырех струн: A – e – a – c #' или G – d - g – b
для трех струн: A – d - g
для четырех струн: d – g – b – e’
Джазовая настройка: A – e - g
Гавайская настройка: A - e – f#
Настройка четырехструнного банджо: D – G - b – d
Сигарбоксы сыграли важную роль в становлении блюза, джаза, привели к созданию слайд-гитар, дали путевку в жизнь многим известным музыкантам, которые впоследствии стали настоящими звездами блюза и рок-н-ролла. Что важно, эти на первый взгляд грубые и примитивные инструменты афроамериканских рабов не остались в прошлом, а продолжают продаваться, изготавливаться мастерами, собирают фестивали и расширяют армию своих почитателей.
Сигарбоксы переживают сейчас свой очередной ренессанс, выходя на профессиональный уровень изготовления инструментов с сохранением аутентичного вида и звучания. И хотя о подобных инструментах многие и не знают, их можно услышать и увидеть в фильмах, на концертах, фестивалях и на крыльце какого-нибудь американского дома. Откройте и вы для себя сигарбокс-гитару и послушайте на что она способна.