Саунд дизайн — что это, как научиться, с чего начать? Часть 1

20 июл 2024

Для создания реалистичного звука костра вам понадобятся: старая соломенная сумка или шляпа; лист бумаги; мелкие сухие веточки, подобранные на улице, и умение дуть в микрофон.

Чтобы получить кинематографичные глубокие удары, которые принято называть booms, придется раздобыть ржавый железный лист толщиной 1,5-2 мм (ну ладно, можно не ржавый) и особым образом махать им в воздухе перед микрофоном или полевым рекордером.

Используя исходники, полученные при помощи манипуляций с названными предметами, и применяя стоковые плагины любой цифровой рабочей станции (например, Reaper, Ableton Live, Cubase), можно получить звуки потрясающей убедительности.

Слушатель действительно поверит, что слышит звук костра или отдаленный удар затерянного в дождливых джунглях огромного барабана. Вот эта странная работа и есть «саунд-дизайн», если говорить очень коротко.

Где применяется саунд-дизайн и какой

Проще сказать, где он не применяется. Нафаршированы саунд-дизайном интерфейсы и операционные системы мобильных и компьютерных систем, мессенджеры, мобильные приложения, аудиовизуальный контент в соцсетях, реклама, электронные игры всех видов, ТВ традиционное и цифровое, онлайн-кинотеатры, инди-кино и кино большое, поп-музыка. Даже для работы фитнес-браслетов и мультиварок специалисты создают звуковое оформление.

Условно весь саунд-дизайн на свете можно поделить не несколько пересекающихся «потоков»:

1. Природные шумы и тональные естественные звуки. Они возникают в процессе существования и взаимодействия неорганической материи и биологических существ. Их записывают при помощи мобильной аудиотехники. Такие записи принято называть «полевыми». Саунд-дизайнеры обрабатывают их в цифровых рабочих станциях (DAW) делают пригодными для использования в аудиовизуальном контенте. Смешивают между собой, получая сложные текстуры.

К этой группе относится все, что наши уши могут услышать в природной среде: звуки ветра, дождя, грозы; плеск волны; звуки движения камней; скрип деревьев; журчание ручья; шум водопада и так далее.

Биологические существа также издают множества звуков, которые окружают нас в повседневной жизни — от писка комара до лая собак, от пения птичек до рева быка.

У каждой местности на земном шаре, есть собственная звуковая среда. Где-то доминируют обезьяны-ревуны; где-то шумят и поют киты; где-то тоскливо кричит выпь и мертвые с косами стоят (молча).

 

2. Индустриальные, бытовые, городские шумы и тональные звуки. К этому потоку относятся все звуковые колебания, издаваемые искусственными предметами — от старого фарфорового чайника до скоростного электровоза на магнитной подушке, от гудения проводов трансформаторной подстанции до падения стальной иголки на пол.

Искусственная среда, особенная городская, очень сложна и разнообразна. Если выключить в доме все источники звука и присесть у окна с навостренными ушами, можно услышать целое звуковое «кино». Днем, вечером и ночью это будут три разных «фильма».

И в каждом из них можно расслышать множество слоев — например, «транспортный» (машины, гудки, старт или торможение, ровное движение, движение с эффектом Допплера, звуки велосипедов, мотоциклов, самокатов, детских колясок и т. п.).

Или, скажем, слой «человеческий» (голоса, шаги, бег, смех, кашель, речь, крики, визг, открывание дверей, перетаскивание мебели, выброс мусора, сигналы смартфонов, специфическое щелканье зажигалок).

Трудно даже перечислить более-менее полно элементы звуковой картины, в которую сплетаются лишь два слоя — «транспортный» и «человеческий». А ведь на них накладываются еще и слой «биологический» (птички, насекомые, кошки, собаки, шум и скрип деревьев, шуршание травы) и слой «мертвой природы» (ветер, дождь, град, гром, шум реки).

Во множестве аудиовизуальных произведений — от рекламы до компьютерных игр, от театральных постановок до кино, необходимо использование как природных, так и индустриальных и бытовых звуков. Записью, обработкой и выстраиванием из получившихся «атмосфер» (фоновых звуков) и one shots (одиночных «выстрелов») некоей драматургии и занимаются саунд-дизайнеры.

3. Foley или повседневные шумы. Названы они в честь американского художника по звуковым эффектам Джеймса Донована Фоли (1891-1967), который изобрел множество техник озвучания кинофильмов. Он был одним из пионеров звукового кино. В частности изобразил первый крик Тарзана в фильме Universal «Тигр Тарзан» (1929).

Саунд-дизайнеров, которые занимаются созданием повседневным шумов, часто называют «foley artists». К настоящему времени существует богатая традиция не только записи настоящих шумов, но и имитации их в студии. Помните, вначале мы говорили о создании звука костра из дыхания и палок? Этот случай как раз иллюстрирует профессиональную специализацию на foley.

Повседневные шумы используются в широком спектре аудивизуального контента: от роликов видеоблогеров, до AAA игр и киношных блокбастеров. Также существует отрасль производства специальных готовых библиотек сэмплов с повседневными шумами, облегчающих работу саунд-дизайнерам и звукорежиссерам.

 

4. Фантастические шумы и тональные звуки. Как говорится, «то, чего на белом свете вообще не может быть» (с). Звуки скрещенных лазерных мечей, звуковая имитация движения космических кораблей, милое мурчание маленьких монстров, страшный рев огромных чудовищ, речь инопланетян, деятельность роботов, выстрелы из оружия будущего.

А еще — звуковое оформление событий, которое усиливает драматургию происходящего на экране: всевозможные wooshes, wooshbangs, risers, signals и так далее. Таких звуков не бывает ни в природе, ни в «индустриальном» человеческом мире. Саунд-дизайнеры выдумывают их, чтобы эффектно озвучить пролет истребителя из «Звездных войн», удар Шрека с правой по морде очередного злодея, падение Локи на горы битого камня и так далее.

То же касается звуков «магии» в кино и играх, звуков фэнтезийной «боёвки», работы стим-панк агрегатов или, скажем, техники их XXXI века. А также звуков «инопланетной» природы – как в «Аватаре» или той же франшизе о «Чужих».

Это очень творческая область саунд-дизайна, которая требует недюжинной фантазии и крепких звукорежиссерских навыков.

5. «Атмосферы», эмбиент. Дроны, фоновый шум, вызывающий ощущение пространства с неким объемом, «мелкие» звуки, заполняющие это пространство. Тоже своего рода саунд-дизайнерский жанр, который призван как бы поместить зрителя или любителя игр в правдоподобный, вовлекающий контекст.

6. Саунд-дизайн в современной поп-музыке, музыке для кино, сериалов, игр и рекламы. Отдельная область искусства звукового дизайна, сильно пересекающаяся с другими. Сфера расцвечивания музыкальных фонограмм эффектами довольно широка, но в каждом жанре применяются как сходные, так и сильно разнящиеся технические подходы.

Например, особый вид саунд-дизайна — это тот, что участвует в создании интерактивной музыки для игр. Ее отличает то, что в отличие от «статичных» фонограмм в кино, рекламе и т. п., она динамична и может в широких рамках меняться в зависимости от событий в игре и действий игрока.

Такая музыка записывается «послойно» с изначальным пониманием того, что слои будут проигрываться все вместе довольно редко — только в кульминационные моменты, а в основном будут использованы по нескольку штук за раз.

Естественно, в интерактивной музыке участвует и саунд-дизайн, и его авторам приходится тщательно продумывать возможные варианты звуковой драматургии.

Звуковой дизайн обильно применяется в рекламной музыке и особенно широко — в рекламе кинофильмов с сериалов (трейлерах). Также его много в киномузыке, и современные композиторы очень часто являются еще и саунд-дизайнерами.

В поп-музыке чемпион по саунд-дизайну — это электроника и смежные жанры. Слышали, сленговые выражения типа «сделать райз перед дропом»? В данном случае это о создании атмосферы предвосхищения вступления мощного припева, которая должна вызвать у слушателя нарастающее ожидание, а затем дофаминовое «ах!», когда «дроп» состоится…


7. Интерфейсно-индустривальные звуки. Люди много взаимодействуют с техникой — тачскринами, кнопками, мышками, рычагами, фейдерами, переключателями, слайдерами и прочим. Людям нравится, когда от устройств они получают обратную связь после действия. Например, виброотклик. Или… правильно, звук.

Также интерфейсно-индустриальные звуки служат поддержанию безопасности. Они предупреждают пользователя техники о возникших ошибках, о неправильных действиях, о том что наступило время того или иного действия, о том что необходимое действие было пропущено и т. п.

Изобретением всех этих звуков тоже занимаются саунд-дизайнеры, и это не такое легкое искусство, как могут подумать некоторые музыканты.

8. Элементы саунд-дизайна (сэмплы) для других художников звука. Как мы уже упоминали выше, в мире существует развитая индустрия производства библиотек сэмплов и сэмпл-паков с элементами саунд-дизайна — от foley до фэнтези и sci fi эффектов. Компании и одиночки создают интересные жанровые наборы, звуки из которых нередко используют как есть — для скорости и при создании неэксклюзивных аудиовизуальных продуктов. Например, в рекламе.

Либо сэмплы используются как основа для создания собственных звуков — скажем, наслоением (лееринг) и/или при помощи других техник, которые довольно многочисленны.

Внимание! При использовании библиотек сэмплов следует внимательно читать тексты лицензий. В них четко объясняется каким именно образом можно использовать купленные звуки в коммерческом производстве.

Как научиться азам саунд-дизайна? Два пути — формальный и неформальный

Всех физически и психически здоровых людей можно условно поделить на две категории: те, кто предпочитает получать формализованное профессиональное образование, и тех, кто обожает учиться самостоятельно.

Первые чаще всего стараются подстелить себе соломки (диплом), чтобы иметь формально подтвержденный социальный и профессиональный статус. Также такие люди часто склонны быть ведомыми в обучении. Для усвоения профессии им требуется, чтобы кто-то знающий и авторитетный много раз показал им «как надо», дал понятный алгоритм действий, провел по нему за ручку.

Люди с подобным складом психики прочно усваивают знания и навыки, проходя стандартизированные программы обучения — в вузах и на курсах. И это стоит денег, нередко больших.

В 2024 году, в России, заочный онлайн-курс саунд-дизайна, длящийся 8-9 месяцев, обойдется примерно в 280 000 рублей. Столько стоят курсы, авторами которых являются действующие профессионалы, работающие в кино, рекламе, производстве игр, поп-музыки.

Если говорить о формальном высшем образовании, то в глубинке можно найти вузы, предлагающие программы обучения саунд-дизайну по цене от 30 000 рублей за год обучения. Большинство провинциальных вузов просит от 60 до 100+ тысяч за курс. В столичных вузах цена может доходить 540 000 рублей / год. Неправда ли, очень неслабо за «корочку» художника по звуку, которая ничего в жизни не гарантирует?

Такие цены вводят в сомнение тот тип творческих людей, который предпочитает всему учиться самостоятельно. Во-первых, те же 280 тысяч позволили ли бы построить дома весьма функциональную, хоть и скромную студию. Во-вторых, стоит поинтересоваться темой, как легко обнаруживается, что…

…все базовые знания по современному саунд-дизайну доступны онлайн совершенно бесплатно.

Чемпион по насыщенности уроками, советами, описаниями техник — это англоязычный YouTube. Десятки и сотни саунд-дизайнеров со всего мира используют видеоплатформу как инструмент контент-маркетинга. Вкратце вот зачем: они создают ролики о своей работе, в том числе обучающие, это привлекает аудиторию, среди представителей которой встречаются потенциальные заказчики саунд-дизайна. И все довольны — начинающие получают обучающий контент, а его авторы — клиентов.

Странно было бы не воспользоваться этим положением дел. Именно на YouTube вы можете узнать, как сделать убедительный звук костра и даже крупного пожара, используя собственное дыхание, подручные и природные материалы, а также довольно простые в применении музыкальные плагины.

Там же, вы можете научиться делать кинематографичные удары, взрывы и даже барабаны… с помощью картонных коробок, листов металла, старых железных бочек и прочего городского мусора.

Там же вы научитесь делать эффектные «дроны» из хвостов реверберации, примененной к синтетическим и органическим сэмплам. То же касается всевозможных wooshes, risers, signals, downers, «атмосфер» и многих других элементов саунд-дизайна.

 

Здесь стоит отметить, что тон в мировом аудивизуальном, музыкальном, рекламном, игровом производстве по большей части задают студии и компании, работающие в США. И в этой среде нет предубеждения к самоучкам. Мало, того в индустрии саунд-дизайна (в том числе музыкального) самоучки количественно преобладают.

Постепенно американская традиция доверия к упорным и креативным спецам, получившим средний и высокий профессиональный статус благодаря самообразованию, распространилось на страны Европы и Россию.

Строго говоря, игровым студиям, музыкальным издателям (которые в том числе занимаются саунд-дизайном), инди-киношникам (а порой даже и большим студиям) совершенно наплевать на то, есть у саунд-дизайнера какой-нибудь диплом или нет. Всех интересует его портфолио — то, что он реально может.

С чего начать обучаться саунд-дизайну?

Если вы из тех, кто предпочитает формальное образование, то с поиска курсов, которые созданы и поддерживаются дизайнерами с именами, участвующими в реальном произведстве медиа-продуктов. Мы намеренно не называем компании и образовательные учреждения, которые такие курсы предлагают. Здесь каждый выбирает на свой страх и риск.

То же касается и профильного образования в вузе. Ищите в «Вузопедии», в поисковиках, среди знакомых и знакомых знакомых. Копите деньги, а об остальном вам расскажут на занятиях.

Но если вы будущий самоучка, то в этом случае мы бы рекомендовали следующие шаги:

 

 

Стоит отметить, что обучение на достойных онлайн-курсах может помочь завязать контакты с профессионалами нескольких смежных индустрий. В этом есть небольшое преимущество формального удаленного обучения.

С этой точки зрения обучение в вузах в основном имеет смысл, если они расположены в Москве, либо в Петербурге. К сожалению, почти все сериальное и кинопроизводство сосредоточено в столицах, и чтобы активно стажироваться на реальных проектах и строить свою сеть профессиональных контактов, нужно в этих городах жить.

Производство игр рассредоточено по стране гораздо сильнее. Также разбросаны по регионам студии рекламного и прочего видеопродакшна. Некоторые действительные профессионалы из провинции могут преподавать в местных вузах.

В общем, прежде, чем выбирать учебное заведение и готовить деньги на оплату обучения, стоит подробно узнать, кто именно там преподает. Невредно пообщаться и с выпускниками специальности «саунд-дизайн» — на предмет того, помог или не помог им в профессии конкретный вуз…

И, пожалуй, стоит с самого начала осознать еще одну вещь. Саунд-дизайнер — не только и не сколько технический специалист. Это действительно художник, который занимается драматургией звука в сложном контенте. И даже в производстве «саунд-дизайна для саунд-дизайнеров» (сэмплов) продюсеры звуковых библиотек формируют их вокруг некоей концептуальной идеи.

Продолжение следует…

Владимир Лакодин