Роялти в музыке — что это такое? Как музыканту найти несколько источников дохода

14 июл 2024

Слово «роялти» (англ. royalty) происходит от латинского корня, означающего «королевский». Он был заимствован старофранцузским языком, а потом перекочевал в средневековый английский. Поначалу словом «royalty» называли вещи, принадлежавшие королю или королеве. Сегодня им обозначаются все привилегии и доходы британской монархии.

Второе значение слова — «доходы и сборы» от использования любой интеллектуальной собственности, в том числе авторских прав и патентов. Гордое «роялти» как бы намекает, что автор — вообще-то король и имеет серьезные привилегии на рынке.


Музыка — это капитал, питающий будущее

К сожалению, большинство авторов оригинальной музыки не мыслят как предприниматели и оттого упускают неочевидные пути получать творческий доход. Мировая система защиты авторских прав, в которую все еще интегрирована РФ, несмотря на текущие санкции, позволяет создателям музыки (не обязательно популярной) иметь несколько источников средств для существования.

Мы бы сказали, что такие явно нематериальные штуки как права на фонограммы, авторское право на музыку и тексты являются капиталом, более важным и весомым, чем наличные деньги. Таким же образом, как в мире финансов существует рента с капитала, хорошо пристроенная музыка дает «ренту с прав».

Эти «королевские» доходы имеют несколько видов. Давайте же разберем, какие бывают роялти у авторов и исполнителей музыки. При этом учтем, что авторскими и смежные правами автоматически наделяется человек, создавший буквально любой чих (сэмпл, вокальный хук, гитарную фразу, эффект) в фонограмме.

А уж музыкант, самостоятельно пишущий, записывающий и исполняющий музыку, то есть обладающий всеми правами на свои треки, — воистину потенциальный король. И к этому племени принадлежат, сами того не ведая, все DIY («сделай сам») авторы, в том числе сидящие в андерграунде альтернативщики, нонконформисты и борцы с попсой.

Борьба-борьбой, но даже андерграунд сегодня капитализируется и дает кое-какие пассивные доходы. А некоторые умники умудряются зарабатывать миллионы на таких «бесполезных» штуках, как очень простые, фоновые эмбиент-треки.


Роялти, связанные с музыкальными фонограммами

Каждая запись — это потенциальный актив подобный акции в мире инвестиций. Актив может пойти в гору, а может стать «мусорной ценной бумагой». Над тем, чтобы он подрос в цене, работают сами артисты и (при наличии) их лейблы, продюсеры, издатели, маркетологи и другие вовлеченные в дело специалисты. Запись может приносить владельцам прав на нее несколько видов доходов. Вот основные:

1. On-Demand Streaming или доходы от проигрывания фонограмм на стриминговых платформах типа Яндекс.Музыки, Spotify, Apple Music. О них осведомлены более-менее все современные музыканты, хотя в начале карьеры и испытывают некоторые трудности в выборе дистрибьютора музыки, который собственно и собирает для них деньги.

2. Digital Royalties (Digital Sales) или электронные продажи. Это все, что касается трансакций типа «слушатель оплатил и скачал фонограмму на свое устройство». Площадка номер один в мире, предоставляющая музыкантам этот сервис, — BandCamp. К сожалению, недавно ее купила издательская платформа Songtradr, и проводит с ней невнятные и беспокоящие сообщество эксперименты. Но это отдельная история.

Другая известная площадка — CD Baby. Некоторые из похожих сервисов работают с правообладателями фонограмм напрямую. Некоторые — через дистрибьюторов музыки. По сути, музыкант может продавать свои фонограммы и самостоятельно — скажем, на собственном сайте. Вопрос только в том, как привлечь на него трафик.

Такие сервисы, как BandCamp, дают небольшое преимущество по сравнению с собственным интернет-магазином, поскольку могут генерировать небольшой поток случайных посетителей на «витрины» артистов. А на свой интернет-ресурс придется привлекать людей только собственными усилиями.

Однако музыканты бывают чертовски изобретательны. Например, в России отмечен по крайней мере один случай, когда независимая артиста продает свои записи… на флешке через интернет-гигант «Озон». Как говорится, почему нет?

3. Digital Performance Royalties – доходы от проигрывания музыки на «интернет-радио» типа Pandora, SiriusXM, iHeart Radio. Вот об этой штуке знают уже меньше правообладателей. И музыкальные дистрибьюторы могут упускать ручеек денег, текущий от «цифрового публичного исполнения».

Поэтому существует как минимум один международный сервис, который взялся собирать специфический роялти с цифровых радио. Он называется SoundExchange и позволяет зарегистрироваться и получать отчисления даже DIY артистам, не связанным контрактом ни с каким лейблом.

Необходимое пояснение. В настоящее время многие российские артисты отрезаны от международных платежных систем из-за санкций. Кое-какие музыкальные сервисы даже устраивают отечественным композиторам и продюсерам частную дискриминацию, никак не спровоцированную официальным санкциями государств, на территории которых зарегистрированы эти платформы.

Такова, например, уже упоминавшаяся Songtradr, по собственной инициативе выпилившая треки россиян и из дистрибуции, и из издательского сервиса. Но то отдельная загогулина одной из платформ. А вообще-то международная система защиты авторских прав настолько тщательно проработана и отполирована, что вычеркивать из нее людей по принципу гражданской принадлежности — весьма затруднительное и чреватое юридическими последствиями занятие.

Поэтому, несмотря ни на какие препятствия к работе с мировыми издателями, платформами, авторскими обществами, распространять свою музыку стоит везде, где только возможно. Будущее наступит, и реинтеграция России в мировую музыкальную культуру произойдет рано или поздно.

Если сейчас где-то зависают какие-то роялти, эти деньги никуда не исчезнут. Потому что нарушение авторских прав хоть китайца, хоть русского, хоть иранца на территории Западного мира жестоко карается законом…


4. Synch Licenses (Master Recording Use), или «синхронизация» мастер-записей. Говоря просто, это использование фонограмм в кино, сериалах, документальных фильмах, коммерческой рекламе, в ТВ передачах, в онлайн-видео, в играх и даже для сэмплирования и переработки. Все это стоит денег, которые выплачиваются правообладателям записей несколькими путями.

«Синхронизация» может происходить через лейбл (возьмет свою долю), через музыкального издателя (возьмет свою долю) или через прямое лицензирование у артиста, если он никем не «подписан».

Кстати, внимание! Все свои треки всегда стоит регистрировать в авторском обществе, желательно международном и (пока действуют санкции) не принадлежащим к странам Европейского Союза, а лучше бы расположенном в США.

Это так называемые Performance Rights Organizations (PRO) — типа BMI или ASCAP. Такие организации занимаются сбором роялти именно для авторов музыки, а не обладателей прав на сами фонограммы. Порой роли автора и правообладателя записи совпадают, к чему стоит стремиться, потому что «комбо» это хорошее, выгодное.

5. YouTube Royalties — здесь все интуитивно понятно по названию. Люди по всему миру пилят контент для видеоплатформы. Нередко они используют в качестве фона официально изданные музыкальные записи, но при этом не обращаются за лицензией.

Раньше это считалось «пиратством» и «неправомерным использованием», но теперь на YouTube работает автоматическая система распознавания фонограмм и их издателей (включая DIY артистов). Если на конкретное видео за нарушение авторских прав никто не «кинул страйк», видеоплатформа часть доходов от видео направляет правообладателю мастер-записи.

Некоторые лейблы и музыкальные издатели благодаря этому вообще не парятся из-за «неправомерного использования» фонограмм на YouTube, потому что им от него капает весомая денежка.

Обозначенные выше 5 видов роялти, связанных с мастер-записями, выплачиваются и в том случае, когда у фонограммы несколько правообладателей. В том числе смежные права могут иметь музыканты-исполнители, участвовавшие в записи, музыкальный продюсер, задававший тон продакшна и/или делавший его непосредственно, вокалист и т. п.

Доли участников в этом случае прописываются еще на этапе контрактов с лейблами и музыкальными издателями. В случае коллабораций между DIY артистами, исполнителями, продюсерами доли могут быть прописаны в договоре простого товарищества (регламентируется главой 55 Гражданского кодекса РФ)…

Есть еще несколько видов роялти, связанных с мастер-записями, но они доступны в основном гражданам США или ЕС, поэтому здесь мы о них не упоминаем.

Роялти, связанные с авторством

Авторство — это не то же самое, что владение правами или долей прав на фонограмму. Как мы уже говорили выше, иногда авторство и права на мастер-запись совпадают. Но часто бывает, что у песни есть исполнитель, продюсер, аранжировщик, но они не являются авторами. Авторы в данном случае — это композитор и поэт.

Доли авторов также прописываются в контрактах или договорах простого товарищества. И авторы, и правообладатели фонограмм (допустим, музыкальные издатели или лейблы) имеют право еще на несколько видов роялти. Перечислим некоторые из них и будем держать в уме, что кое-какие из них практически идентичны роялти, связанным с владением правами на мастер записи.

1. Mechanical Royalties (Physical) – «механические роялти», связанные с продажей музыки не физических носителях. Здесь имеются ввиду отчисления от продаж CD, виниловых дисков, DVD, кассет, флешек и т. п. Организации PRO сбором этих доходов не занимаются. Он остается на совести продавцов, с которыми у издателей, лейблов или DIY артистов и авторов заключены договора.

 

2. Mechanical Royalties (Digital) – то же самое, но при продаже файлов с фонограммами онлайн доходы собирают и доставляют авторам (и другим причастным) цифровые платформы загрузок типа BandCamp.

3. On-Demand Streaming — то же самое, что в пункте 1 главки о роялти обладателей прав на мастер-запись. Авторы музыки и текстов тоже имеют право на отчисления со Spotify, ВК.Музыки и всех-всех стриминговых платформ. Их собирают дистрибьюторы.

4. Songwriter Public Performance Royalties – это отчисления авторов от любого публичного исполнения музыки (песен). Например, в ресторанах, барах, на массовых праздниках, фестивалях, концертах — это касается как живого выступления (включая каверы), так и проигрывания записей. Также сюда относится публичное воспроизведение музыки на некоторых видах радио и ТВ (в том числе онлайн).

В мире сбором таких роялти занимаются PRO. На территории России — некоммерческая организация «Российское авторское общество» (РАО).

5. Publishing Public Performance Royalties — то же самое, что и выше, но касается произведений, изданных через музыкального издателя. Обычно доля издателя составляет 50%. Собирают такие роялти организации PRO, на территории РФ — РАО.

6. Как мы помним, в главке про роялти правообладателей фонограмм у нас встречался пункт о «синхронизации» музыки. Так вот, авторы (включая авторов текстов песен) тоже имеют право получать отчисления от всех видов использования их произведений в кино, на ТВ, в играх и так далее, если ранее они не проявили недальновидность и не продали свою долю по какому-нибудь дурацкому контракту.

7. Ringtones. Вы думали, что рынок рингтонов умер? А вот и нет. Он по-прежнему генерирует более 2 миллиардов долларов ежегодно. Часть этих денег приходится и на Россию.

Некоторые лейблы и музыкальные издатели отдельно нарезают фонограммы на рингтоны и издают их. У некоторых дистрибьюторов есть подобная функция. Рингтоны могут создавать как DIY артисты, так и артисты «подписанные». Доли в доходов от продажи мелодий для телефонов распределяются так же, как и доли доходов от «механических» роялти. Напомним, что доли авторов и исполнителей фиксируются в контрактах или договорах простого товарищества.

8. Lyric Display – роялти для авторов текстов песен. В последние десятилетия стали очень популярны интернет-сайты с текстами и их переводами на разные языки. Музыкальная индустрия это заметила и заставила крупные тематические ресурсы делать специальные отчисления для поэтов — через издателей песен. Надо отметить, что сайты оказывали сопротивление в течение нескольких лет, но в конце концов сдались.

Есть и еще несколько видов авторских отчислений, но они специфичны для разных регионов мира и могут быть неактуальны для россиян, поэтому мы о них не говорим.


РАО может собирать ваши роялти, даже без вашего согласия

«Российское авторское общество» — очень особенная организация. Отечественное законодательство дозволяет ей собирать роялти для авторов, даже если авторы понятия не имеют о существовании РАО.

Конечно, «Общество» этим пользуется. Собирает всё, что может, как бы для всех, но… не разыскивает авторов, которым должно денег. То есть, это вроде как дело авторов — обращаться туда и спрашивать: «Я Вася Пупкин. Не накопилось ли у вас каких-нибудь отчислений для меня?»

К сожалению, особенности локальных законов поставили РАО в несколько привилегированное положение. В результате «Общество» много лет сотрясали скандалы, в том числе связанные с подозрениями в мошенничестве. Дошло до того, что некоторые известные российские композиторы отказались о сбора роялти для них через РАО.

Тем не менее, если за вашими плечами несколько лет активной музыкально-авторской деятельности, то, возможно, вам стоит связаться с менеджерами этой организации. Могут быть, например, такие ситуации: вы написали музыку к короткометражному кино, получили гонорар и забыли. А оно через несколько лет попало, скажем, на «Кинопоиск» и собрало там много просмотров. Хей-хо, вам накапало немного роялти…


Заключение

В конце повторим: изданная музыка — это потенциальный рентный капитал как для автора, так и для всех людей, вовлеченных в создание фонограммы и сохранивших долю в правах. Рациональному музыканту стоит не только издавать мастер-записи, но и управлять их дальнейшей судьбой. И дело тут не в том, чтобы их слушало много людей на стриминговых платформах, хотя само по себе это прекрасно.

Автор (продюсер, исполнитель) может даже не знать, что для него где-то лежат отчисления за проигрывание музыки в такси, сети ресторанов, на региональных радиостанциях и так далее. А лучше бы ему знать и стараться все возможные отчисления максимизировать.

Наконец, если музыкальная карьера получится удачной и долгой, роялти в пожилом возрасте станут для музыканта «второй пенсией», причем превышающей в размерах реальную.

Владимир Лакодин