Реверберация: какой она бывает

09 июн 2023

Реверберация открывает целый мир возможностей для звукорежиссеров: от маленьких и уютных помещений до пышных залов, кафедральных соборов и т.д. Скорее всего, вы найдете реверберацию практически в любой музыкальной записи, а это значит, что очень важно хорошо разбираться в ней. Реверберация прошла долгий путь от эхо-кабин и пластин-отражателей до цифровых плагинов с почти безграничными возможностями. Но вопрос «Чем эти реверберации отличаются друг от друга и как узнать, какую из них выбрать для моего проекта?» мучает некоторых до сих пор. Так давайте разберемся в этом вопросе.


Что такое реверберация?

В самом общем смысле реверберация – это звук, который отдается эхом. В современной музыке реверберация – это электронное воспроизведение эха. Однако, эхо и реверберация – это не одно и то же, для тех, кто занимается микшированием, существует огромная разница между эхом и реверберацией.


Эхо имеет длительную задержку между повторениями, как если бы вы выкрикивали свое имя в Гранд-Каньоне и ждали, когда оно отразится обратно. То есть, вы четко слышите паузу между повторениями. А реверберация - это множество повторений, происходящих так быстро, что вы слышите ее скорее как «мазок» звука, основанный на оригинале. Когда мы говорим о задержке, то имеем в виду лишь какую-то долю секунды, а не несколько полных секунд, как в эффекте эха.


И снова не всё так просто. В эффекте реверберации можно выделить три части.

1.   Начало (ранние отражения) – от 1 до 30 миллисекунд, звук максимальной амплитуды.

2.   Тело – примерно от 30 миллисекунд и до любого выбранного вами значения, когда амплитуда волны постепенно снижается.

3.   Затухание – так сказать «хвост» реверберации, когда амплитуда звуковой волны падает ниже 60 дБ

 


Именно эти характеристики важны для создания нужного вам звукового эффекта. Другой важный фактор – это виртуальное помещение, которое вы создаете, его размер, форма и материал стен.

Основываясь на личном опыте, вы наверняка понимаете разницу в звуке, воспроизводимом в комнате, концертном зале или пещере. То есть размер помещения и его форма влияют на длину реверберации, в то время как его акустические особенности отражения звука, то есть материал «отделки» влияет на частотную характеристику.

Исходя из вышесказанного, можно выделить несколько типов реверберации, которые можно объединить в три группы: акустическая реверберация, механическая и цифровая. Такая классификация основана на способе создания эффекта реверберации (или на том, как этот эффект изначально был получен, так как сейчас в основном мы используем цифровые реверберации). Рассмотрим типы реверберации подробнее.

Акустическая реверберация

Акустические ревербераторы относятся к камерным ревербераторам, то есть представляют собой реверберацию в разных помещениях с их акустическими характеристиками. Раньше, для создания различных видов акустической реверберации создавались специальные так называемые эхо-камеры, то есть комнаты с определенными размерами, формами и видами отражающих поверхностей. В век цифровых технологий мы можем моделировать различные помещения и получать соответствующие ревербационные эффекты.


1.     ROOM

Когда мы говорим room, то есть "комната", мы имеем в виду небольшое помещения. Реверберация такого типа используется для создания типичного звука, который мы привыкли слышать на протяжении всего времени, проведенного в небольшом помещении. Данный тип реверберации имеет короткий затухающий «хвост» (около 0,75 секунды) и высокую интенсивность в начале.


Комнатная реверберация отличается высокой плотностью эхо-сигналов, которые придают треку колорит и теплоту, как это было бы в настоящей маленькой комнате. Вы заметите нарастание низких и средне-низких частот, которые потребуют некоторого выравнивания, если вы злоупотребляете эффектом. Она отлично подходит для барабанов и струнных инструментов (на более высоких уровнях) и для более заметных инструментов в миксе (на более низких уровнях). Комнатная реверберация создана для придания живости и цвета исходному сигналу, а также обеспечивают ощущение интимности, которого вы не получите от других ревербераторов. Это ощущение интимности создает ощущение, что музыкант играет прямо перед вами.

2.     CHAMBER (камера)

Камерная реверберация позволяет моделировать звук, созданный в специальных студиях звукозаписи. Если сравнивать данный тип реверберации с комнатной, то она будет менее заметна и более прозрачна, с менее интенсивным началом и более толстым «хвостом затухания». Камерная реверберация является более нейтральным вариантом и требует меньшей постобработки. Ее полезно использовать при работе с вокалом, соло-гитарой и любым из наиболее заметных треков в миксе.


3.     HALL (Зал)

Данный тип реверберации представляет эффект, получаемый в концертном зале, то есть большом помещении, спроектированном для создания благоприятной акустической среды. Хвосты затухания длинные (около 2 секунд) и плотные, имеют небольшую предварительную задержку, начальная стадия эффекта также начинается не сразу и имеет меньшую плотность звука. Данный тип реверберации обычно используется в миксе оркестров или соло на фортепиано, а также при исполнении эстрадных песен, особенно балладах.


4.     CATHEDRAL (Собор)

Собор тоже представляет собой большое помещение, как и концертный зал, но отличается материалом отделки с высокой отражающей способностью и меньшим количеством рассеивающих элементов, используемого при строительстве, что приводит к увеличению времени затухания (до 10 секунд). Эффект довольно слаб в самом начале, но затем звуковая энергия накапливается, что приводит к сильному смазыванию звуков. Поэтому использовать данный вид реверберации не рекомендуется использовать с песнями в высоком темпе и быстрыми ритмичными элементами, лучше выбрать медленные мелодичные треки.


5.     AMBIENCE (атмосфера)

У этого типа реверберации очень короткий хвост затухания (его практически нет, около 0,5 секунды). В основном такая реверберация сосредоточена в самом начале своего возникновения, она добавляет мало своих характеристик к исходному звучанию, что сглаживает звук и при этом заканчивается так быстро, что многие слушатели не замечают применения эффектов. Обычно такая реверберация используется для всей песни целиком. Это создает ощущение склеивания, что все инструменты звучат так, как будто они действительно взаимодействуют друг с другом и были записаны в одной акустической среде.


Механическая реверберация

Механическая реверберация достигается с использованием специальных механических устройств для отражения звука без каких-либо требований ко всему помещению. Это позволяло в свое время настроить характеристики эффекта механическим способом. На начальном этапе такие устройства весили порядка 300 кг.


1.     Пластинчатая реверберация (Plate Reverb)

Пластинчатая реверберация создается путем вибрации металлических листов, подобно мембраны динамика, и записи результата. Пластины могут иметь короткое, среднее или длительное время затухания, но почти всегда имеют очень быструю атаку с точки зрения начальных моментов эффекта с мощной и яркой энергией. Например, многие популярные альбомы Pink Floyd записывались с использованием пластинчатого ревербератора EMT 140 от ABBEY ROADS.

Пластинчатая реверберация невероятно уникальна, поскольку она производилась из большого металлического листа, подвешенного внутри коробки. Пластинчатые реверберации, в отличие от комнатных, не имитируют акустику реального помещения. Фактически, пластинчатая реверберация была самой первой искусственной реверберацией. Компания ARTURIA выпустила невероятную эмуляцию EMT 140.


2.     Пружинная реверберация (Spring reverb)

Пружинная реверберация создается путем вибрации пружины, имеет затухание от короткой до средней длины с металлическим характером. Физические пружины все еще можно найти в гитарных усилителях, хотя они становятся все более редкими. У механических пружин были проблемы, связанные с их движением, и, хотя у цифровых пружин этих проблем нет, они используются довольно редко, потому что не многим нравится этот звук. Классическая пружинная реверберация - это та, которая используется в оригинальных гитарных усилителях FENDER TWIN REVERB.


Цифровая реверберация

Цифровые реверберации включают в себя все вышеперечисленные типы ревербераций, которые можно эмулировать с помощью компьютерных алгоритмов и сэмплов, записанных в их акустической среде. К ним относятся VST-плагины для цифровой аудиосистемы, педали эффектов реверберации и встроенные модули синтезатора.


Алгоритмические ревербераторы используют цифровые алгоритмы для создания фальшивых пространств или эмуляции одного из вышеперечисленных типов реверберации.

Конверсионный сверточный ревербератор использует импульсные ответы (IRs) или образцы физических пространств для их эмуляции. Прелесть сверточных ревербераторов в том, что они звучат очень реалистично, поскольку созданы с учетом естественной реверберации.

Среди бесплатных плагинов одним из лучших можно назвать Convology XT от компании Impulse Record. Плагин поставляется с 70-ю готовыми пресетами реверберации, которые были сняты с существующих аппаратов реверберации. Данный плагин поддерживает добавление сторонних пресетов реверберации в формате WAV.

1.     CONVOLUTION (свертка)

Реверберация свертки состоит из фактической записи акустического пространства в виде выборки, которая затем анализируется и из нее создается частотный профиль. Затем используется алгоритм для моделирования этой среды. Реверберация может звучать так, как вы хотите, просто выберите подходящий сэмпл и профиль записанного звука. В настоящее время сэмплы не особо распространены, поскольку имеется возможность эмулировать любое пространство даже без сэмплов. Но, как и пружины, они существуют, и вы должны знать о них.


2.     BLOOM

Такая реверберация имеет очень тихое начало, затем увеличиваются по амплитуде и интенсивности по мере продвижения к «хвосту» затухания. Это совершенно неестественный звук, поэтому он обычно используется в экспериментальном, индустриальном, эмбиентном и электронном стилях музыки.


3.     SHIMMER (Мерцание)

Данный вид реверберации является очень ярким благодаря пропусканию через один или несколько регуляторов высоты тона. По сути, это обычная реверберация, которую вы можете создать и настроить так, как вам нравится, а затем сдвинуть на октаву вверх, чтобы подчеркнуть более высокие частоты. Такая реверберация была популярна в танцевальной музыке 1990-х, обычно ее добавляют в пэды синтезатора, любые эфирные сэмплы, струнное пиццикато и т.д. Эффект похож на пропускание реверберации через слуховой возбудитель, придающий много блеска. Звук получается очень приятным, но имеет ограниченные возможности использования.


4.     GATED

Данная реверберация похожа на комнатную по окраске и нейтральности, за исключением того длительности затухания. Особенность этого типа реверберации в том, что у нее резко отсекается «хвост» задолго до того, как он естественным образом затухнет до нулевой амплитуды. Создание этого эффекта вручную до появления компьютеров было большой проблемой. В настоящее время имеются плагины, которые могут сделать всё, что угодно. Это один из самых известных звуков, поскольку он стал чрезвычайно популярным в поп-музыке 1980-х годов.


5.     REVERSE

Представьте, что вы берете «хвост» реверберации и меняете его во времени так, чтобы вместо затухания он медленно увеличивался по громкости, а затем перемещаете его так, чтобы это происходило перед инструментом, а не после. Это обратная реверберация. В прошлом это делалось путем фактического воспроизведения ленты в обратном порядке и перезаписи ее. Этот эффект использовался в основном для фильмов ужасов, триллеров и фэнтези, а также музыки. Такая реверберация получила более широкое распространение в танцевальной музыке и таких жанрах, как дабстеп, особенно с ростом популярности «the drop», где ритм постепенно нарастает по интенсивности до крещендо.


6.     NON-LINEAR (Нелинейный)

Стандартная реверберация затухает линейно (точнее логарифмически), а любая реверберация, искусственно измененная для затухания другим способом, является нелинейной.


Нелинейная реверберация - король цифрового мира. Нелинейные реверберации трудно классифицировать, однако они очень отличаются по своему характеру. Преимущество нелинейной реверберации в том, что вы можете получить совершенно противоположный эффект, создавая потусторонние звуки. Эхо в нелинейной реверберации может продолжать усиливаться, заканчиваясь сильным крещендо. Конечно, вы не можете получить такого эффекта в реальности, что и делает нелинейную реверберацию такой аккуратной.

Вы можете использовать нелинейную реверберацию на барабанах, чтобы получить уникальное ритмическое ощущение, или применить ее к вокалу, чтобы получить отдачу, при которой сухой сигнал остается у вас перед глазами, создавая ощущение пространства. Если вы пытаетесь получить звучание 80-х, например, закрытый малый барабан, нелинейная реверберация - идеальный выбор. Они великолепно звучат на синтезаторах, пэдах и эффектах переходного звукового оформления, таких как свист.

Можно ли комбинировать реверберации?

Конечно. На самом деле, многие звукорежиссеры используют несколько ревербераций в одном миксе для создания более плотных и характерных миксов. Например, вы могли бы рассмотреть возможность использования другой реверберации для ведущего вокала в вашем миксе по сравнению с остальными инструментами, чтобы дать ему собственное пространство. Вы также можете отправить один сигнал на несколько ревербераторов.


Теперь, когда вы познакомились с различными типами реверберации вы можете переходить к экспериментам со звуком и поиску идеальной реверберации для решения своих задач. Воспользуйтесь шансом применить их к свои трекам и понять, как они звучат. Это шанс внедрить их и посмотреть, как они работают.