Relic'd: искусственно состаренные электрогитары и их поддельное очарование

03 окт 2024

Это, пожалуй, одно из самых спорных явлений на рынке электрогитар. Его клеймят убежденные противники и поддерживают своими деньгами сторонники среди музыкантов и коллекционеров.

Искусственно состаренные электрогитары (они же relic'd) появились на рынке в единичных экземплярах в середине 1980-х благодаря запросу некоторых американских музыкантов, желавших иметь инструменты новые, но выглядящие так, будто имеют длинную историю.

Большинство историков гитаростроения сходятся на том, что первопроходцем производства relic'd гитар был мастер Fender Custom Shop и по совместительству тогдашний глава мастерской Jay W. Black. В 1983 году он впервые «состарил» гитару Gibson Les Paul, а вовсе не одну из моделей Fender, как можно было ожидать.

Блэк взял Gibson Les Paul Junior и переделал его в «Les Paul 1959 года», добавив окантовку, кленовый топ и инкрустации. Затем он заново покрасил гитару в стиле 1950-х и искусственно состарил лак.

В 1985 году некий Vince Cunneto торговал в США винтажными гитарами и был знаком с Блэком через другого торговца гитарами по имени Jim Colclasure. Джей и Джим были хорошими друзьями и партнерами в делах.

Через руки Винса Каннето проходило много старых инструментов, и он глубоко изучал их конструкцию и типичные виды износа. Наконец ему пришло в голову изготовить «старую» электрогитару типа «Телекастер» с помощью одного из друзей. Поскольку у Винса был опыт лакокрасочных работ, он сам взялся за покраску инструмента и сам же «состарил» его.

По сути, Блэк и Каннето начали заниматься искусственным состариванием гитар параллельно. Но познакомились они чуть позже – в 1990-х, когда начали сотрудничать.


Однажды Джей Блэк пришел в студию к американскому бас-гитаристу, музыкальному продюсеру и композитору, известному как Don Was. Тот в скором времени должен был принять участие в церемонии вручения премий Грэмми и собирался ехать туда с новой бас-гитарой.

Но музыканту хотелось, чтобы она не выглядела только что вышедшей с завода, и он попросил Блэка придать басу в мастерской Fender Custom Shop винтажный вид. Так компания убедилась в том, что на такую услугу есть спрос.

Поначалу в Fender ввели лишь опцию «состаривания» готовых инструментов для музыкантов, которые сотрудничали с брендом. Рассматривать организацию производства relic'd гитар никому не пришло в голову.

Но в начале 1990-х идея начала вызревать. Блэк как раз познакомился с Каннето и узнал, что тот может делать убедительные пикгарды для электрогитар, которые выглядели как подлинно изношенные. Также выяснилось, что Винс может поставлять в Fender Custom Shop подержанные детали.

Каннето и Блэк решили, что на специально произведенные «состаренные» гитары может существовать реальный спрос. И в 1995 году они создали в сотрудничестве два прототипа будущих relic'd «Фендеров» Это были Nocaster и Stratocaster Mary Kaye, похожие на инструменты 1950-х.

Их представили публике на выставке NAMM Show, поместив в стеклянные шкафы. Гитары вызвали жгучий интерес у посетителей. Блэк прямо на мероприятии и сразу после него собрал несколько сотен заказов именно на состаренные инструменты. Это был ошеломляющий успех, и с 1995-го года в производство relic'd гитар были вовлечены все отделы Fender.

Однако дело не сразу пошло гладко. Фабрика Fender не имела разрешения на работу с нитроцеллюлозным покрытием, которое было необходимо для состаривания гитар. Меж тем своих заказов ожидали сотни музыкантов. Положение спас Винс Каннето, организовавший маленький заводик в Спрингфилде (США), где можно было производить подобные работы.

С Fender туда отправляли деки и грифы, а Каннето красил их, состаривал и возвращал обратно. Инструменты, выглядевшие словно были созданы в 1950-е, но имевшие современные звукосниматели, бриджи, тремоло и прочую фурнитуру, произвели этакий нишевой фурор. Спрос быстро рос.

Со временем в Fender Custom Shop добавили в модельный ряд relic'd JazzBass, Precision, Strat 69 и Telecaster. В 1998 году фабрика модернизировала свое производство в соответствии с требованиями местных регуляторов и получила право самостоятельно делать нитроцеллюлозное покрытие. Услуги Каннето больше не требовались...


Со временем модельный ряд «драных» гитар Fender расширялся в ответ на потребности музыкантов. Если вы сталкивались с винтажными электрогитарами и переизданиями старых инструментов (reissue) по спецификациям 1950-х годов, то, вероятно, знаете, что играть на них можно только условно «винтажную» музыку. Это вызвано тем, что звукосниматели шумят, обычные (не локовые) колки и устаревшие тремоло не позволяют исполнять многие современные гитарные трюки.

Поэтому Fender начали делать несколько линеек relic's:

NOS (New Old Stock) – это практически точные копии первых гитар бренда, включая размеры, электронику, фурнитуру, дерево и отделку. Их состаривают так, будто они хранились в шкафу или кейсе лет 40-50.

гитары Closet Classic – они имитируют инструменты, на которых недолго играли, а потом годами хранили. Для них характерны легкие потертости и прочие следы износа. Но спецификации и компоненты используются современные.

Relic и Heavy Relic – это тоже современные гитары, но имитация износа у них доходит до степени «раздолбанности». Особенно это касается Heavy Relic.

Вслед за Fender на рынок искусственно состаренных инструментов обратили внимание и другие производители. Сегодня их делают очень многие всемирно известные бренды, в том числе Gibson, ESP, Nash Guitars.

А пионеры традиции relic'd Винс Каннето и Джей Блэк давно уже не имеют отношения к Fender. Они владеют собственными мастерскими и выпускают инструменты «имени себя».


Почему состаренные гитары стали популярными, если они не подлинные?

Тут завязано много рациональных и иррациональных психологических причин. Как мы догадываемся, гитаризм – это своего рода болезнь. Некоторые музыканты очень любят подлинно винтажные гитары, например, за узкие округлые грифы, которые отлично лежат в руке. Или за «тот самый звук». Или за ощущение, что играешь на инструменте, у которого есть долгая славная биография.

Но вот цены на винтаж у неподготовленного покупателя могут вызвать сердечный приступ. Это коллекционный сегмент рынка, на котором с обычными человеческими заработками делать нечего. Цены на те же «фендера» 1950-х могут достигать десятков и даже (редко) сотен тысяч долларов.

А ведь когда-то старенькие электрогитары стоили заметно дешевле новых, что делало их привлекательными для начинающих музыкантов. Лишь с течением лет возникла из ниоткуда сама категория «винтаж».

И теперь поживший и хорошо сохранившийся инструмент однажды переходит в эту нишу (в среднем – через 20 лет после выпуска), и его цена начинает неумолимо расти. Конечно, это происходит при соблюдении нескольких условий: модель электрогитары была удачной, качество производства в годы ее выпуска поддерживалось на высоком уровне, количество выпущенных экземпляров не было астрономическим, и к настоящему времени в хорошем состоянии их осталось не так много.

Словом, значительное число гитар именитых брендов в возрасте 20+ лет – это теперь не «комиссионные товары», а «коллекционные». Поэтому новички уже не могут с выгодой приобретать их вместо новых инструментов.


Даже, скажем, японские официальные переиздания Fender, произведенные на фабрике Fujigen в 1984-1985 годах по спецификациям 1950-х, кусаются в цене. Тот же Fender ST-57 Made in Japan, покрытый черным рояльным лаком, в зависимости от степени сохранности может стоить от 1,5 до 3 тысяч долларов США. А ведь еще 10 лет назад его можно было отыскать по 700-800...

И вот как раз с этого порядка начинаются цены на relic'd гитары (само собой, в зависимости от бренда). Кастомные состаренные «Фендера» стартуют примерно с $4 600 и могут доходить в цене почти до $10 000. «Драные» Charvel можно встретить по $1 700, ESP – по $2500.

Малоизвестные и азиатские бренды продают relic'd гитары по цене от $230-350. На вторичном рынке можно найти состаренный инструмент, собранный из запчастей, за $169. Но это не то, что ищет взыскательный музыкант. То есть, не совсем настоящий relic'd, как ни парадоксально в данном случае говорить о «настоящести».

Относительно рациональные гитаристы обычно ожидают от брендовых состаренных инструментов сочетания приятных и функциональных форм, присущих винтажным гитарам, дизайна, который как бы сообщает о том, что гитара «видела некоторое дерьмо», и современной начинки, которая позволяет им звучать актуально.

Менее рациональные музыканты и коллекционеры покупают relic'd потому, что подлинный винтаж стоит дико дорого, а искусственно состаренная гитара – просто дорого. И ею таки можно хвалиться и гордиться тоже. Статусное потребление и всё такое. Ну и при этом можно будто бы «прикоснуться к истории» гитарной музыки, хотя на деле никакого прикосновения не происходит.

Самые коварные – это опытные коллекционеры, которые покупают relic'd сегодня и терпеливо ждут, когда он подорожает послезавтра. «Винтажные искусственно состаренные гитары? Что за бред!» – скажет читатель, и будет неправ. Скажем, стратокастер имени Винса Каннето Fender Custom Shop Stratocaster Vince Cunneto Relic'd 1996 года выпуска будет трудновато найти дешевле, чем за 6000+ долларов.

В плюс «поддельному» винтажу можно сказать вот что: реальная relic'd обработка делается вручную для каждого инструмента. То есть, такие гитары имеют действительную уникальность и индивидуальность и потому могут вызывать эмоциональную привязанность.


Японские relic'd инструменты

Япония является одним из ведущих производителей искусственно состаренных гитар, и, надо сказать, продукция японских мастеров ценится на мировом рынке благодаря их вниманию к деталям и высоким стандартам качества.

Лидерство здесь держит уже упоминавшаяся выше компания Fujigen, которая производит некоторые модели для Ibanez и Fender. Еще один важный игрок — компания Greco, известная своими репликами классических гитар с эффектом старения.

Также в японском сегменте выделяются гитары Tokai и Edwards (дочерняя компания ESP), которые предлагают винтажные и релик-версии своих инструментов.

Стоимость японских состаренных гитар может сильно варьироваться. Цены на более доступные модели начинаются от $1 000. Кастомные или премиальные версии могут стоить $2 000–3 000, что дешевле американских аналогов.

Как делают состаренные гитары

В этом бизнесе есть свои тайны и ноу-хау. Порой можно встретить мастера, который при помощи стоматологического инструмента вытачивает в деке дырки, которые в реальной жизни могут оставить в неухоженной гитаре древесные паразиты.

Мастера изобретают хитрые химические составы, призванные состарить металлические детали так, чтобы это выглядело аутентично, и идут на прочие ухищрения Но основные приемы relic'd обработки гитар – не секрет.

Прежде всего, мастера занимаются механическим состариванием корпуса. Они наносят на него сколы и царапины, имитируя естественные следы эксплуатации. Часто используются такие инструменты, как наждачная бумага, лезвия бритв и ножей, и даже ключи от дверей – для создания правдоподобных повреждений.

Популярны трещины и износ лака. Лак может специально подвергаться температурным воздействиям, чтобы на его поверхности появились микротрещины (крейзинг). Для получения этого эффекта гитару помещают в морозильную камеру, а затем резко нагревают.

Потертости – это тоже маст хэв в жанре relic'd. Поверхность гитары обрабатывается вручную для создания участков с изношенной краской. Также потертости создаются на краях корпуса – в тех местах, где чаше всего проявляется естественный износ.

Металлические компоненты конструкции – бридж, колки и крепежные детали – тоже подвергают искусственному старению. Для создания эффекта окисления используют уксус, растворы других кислот, соль. Они вызывают коррозию металла, что придает ему вид пожившего.

Скажем, колки могут быть обработаны кислотным паром для ускорения появления ржавчины. При этом мастера заботятся о сохранении их работоспособности.

Для придания состаренного вида грифу часто шлифуют края ладов, чтобы они выглядели «сглаженными» от долгого использования. Дерево на накладке или дерево цельного грифа могут искусственно затемнять и полировать, чтобы имитировать эффект от многолетней игры на нем. Даже «следы от пальцев» довольно правдоподобно наносят на поверхность.

Также обрабатывают заднюю сторону грифа, стирая лак в тех местах, где чаще всего двигается рука гитариста.


Далее происходит финальная обработка. После нанесения всех «эффектов износа» инструмент могут покрывать дополнительными слоями лака для стабилизации поверхности и создания тактильного ощущения настоящего старого инструмента.

Некоторые модели relic'd гитар делаются по спецификациям давно минувших лет – тех же 1950-х, например. Это касается не только формы грифа и корпуса, но и звукоснимателей, тремоло (бриджей) и колков.

Ведь многие гитаристы хотят не только тактильно ощущать гитару как винтажную, но и извлекать из нее «тот самый», «старый добрый» звук...

А велик ли мировой ассортимент?

Невелик. Вообще, бизнес на состаренных гитарах – это нишевая штука, и их производится сравнительно немного. Занимаются этим направлением либо крупные гитарные бренды, либо кастомные мастерские или мастерские мелкосерийного производства. (Очень дешевые азиатские поделки мы в расчет не принимаем).

Открытых данных о количестве производимых в мире relic'd гитар нет. Лишь косвенно можно догадаться, что та же компания Fender выпускает не более нескольких тысяч таких инструментов в год, включая лимитированные серии. А на всех мировых производителей вряд ли наберется и 50 000 в год. И потому качественные состаренные гитары по определению являются коллекционными товарами.

Владимир Лакодин