Работа в студии зависит не только от профессионализма участников процесса звукозаписи, но и от правильно выбранного оборудования, а также от организации акустического пространства, в том числе от грамотного расположения студийных мониторов.
Овладеть премудростями расположения студийных мониторов с целью получить максимально полную звуковую картину совсем несложно. Существуют универсальные советы по организации акустического пространства в студии, но ориентироваться стоит в первую очередь на свой слух и ощущения – именно они являются критерием того, что всё сделано правильно. Поэтому к советам прислушайтесь, но экспериментируйте и исходите из особенностей помещения и самих мониторов.
Чтобы выжать максимум из своих студийных мониторов, нужно грамотно организовать рабочее место, а именно расположить мониторы относительно себя, стен и горизонта. Тогда вы получите точное и сбалансированное звучание аудиоматериала по всему частотному диапазону.
Итак, начнем с перестановки. Но прежде чем что-либо расставлять, запомните главное правило: размер мониторов должен быть пропорционален размеру комнаты. Помещение около 20 квадратных метров по студийным меркам считается маленьким, в этом случае рекомендуется использовать мониторы с динамиком не более 6-7". Если же комната совсем крохотная (около 5-8 м2), категорически запретите себе использовать 8" мониторы.
Такой запрет связан с понятием стоячих волн (к слову, на 100 Гц это 3-4 метра, а на 20 Гц – уже 17 метров), когда в закрытом пространстве звуковые волны отражаются от стен, распространяются в обратном направлении и создают фронт давления, который удерживает их на одном месте. Вы можете заметить появление стоячей волны по низкочастотному гулу, который длится достаточно долго. Когда вы входите в стоячую волну, баса становится очень много, в то же время в других местах его почти нет. Это мешает сводить музыку и принимать адекватное решение по поводу того, сколько на самом деле баса содержится в миксе. То есть, если у вас маленькая комната, соотносите размер мониторов, так как она не справится с мощной звуковой энергией от больших динамиков.
Чем дальше мониторы расположены от стен, тем лучше. Однако, не всякое помещение может позволить вам отодвинуть мониторы от стен на 50+ см. Но постарайтесь оставить зазор хотя бы 20-30 см, это позволит избежать лишний отражений, наложений и искажений звуковых волн. Лучше отступить от стен подальше, что, к тому же, позволит облегчить доступ к задним панелям мониторов.
И да, избегайте углов. Не стоит размещать там мониторы, так как это усиливает отражение волн и приводит к чрезмерному усилению низких частот и искажению звуковой картины.
Ответ на этот вопрос вы найдете в инструкции к вашим конкретным мониторам. Какие-то модели производители рекомендует устанавливать только вертикально, какие-то допускают горизонтальное расположение. Обычно студийные мониторы располагают вертикально, что связано с тем, что горизонтально расположенные мониторы сужают звуковую стереокартину.
Главное правило при расположении мониторов – зеркальность. При горизонтальном расположении: твитерами наружу, вуферами друг к другу. При вертикальном расположении: тоже зеркально, вуферами вниз, твитерами вверх.
Но вы же помните, что главное в поиске отличного звука – эксперимент? Ломайте систему, и пробуйте ставить то, что должно лежать, и наоборот, а также устанавливать мониторы твитерами вниз. Пробуйте, слушайте, исходя из особенностей помещения, мониторов и вашего слуха.
Нет, не по углам помещения (их как раз нужно избегать), а по углам равностороннего треугольника, в вершинах которого расположены два монитора и ваша голова. То есть, расстояние между мониторами должно быть таким же, как расстояние от вас до каждого монитора. Именно при таком расположении вы получите наилучшую и максимально точную звуковую картину. Поэтому не поленитесь, измерьте расстояния, не полагаясь расчетам «на глаз».
Речь идет об уровне ваших ушей, именно на этом уровне должны находить твитеры мониторов. Это связано с тем, что высокочастотные волны сфокусированы и распространяются преимущественно в том направлении, куда направлен динамик. В отличие от низких частот, высокие почти не рассеиваются в пространстве.
Помня о правиле треугольника, расположите мониторы так, чтобы их твитеры были направлены прямо вам в уши. Это позволит вам четко слышать верхние частоты. При использовании подставок и мониторов с большими динамиками (более 8”), твитеры непременно окажутся выше уровня ваших ушей, что можно исправить путем переворота мониторов вуферами вверх.
Помимо симметрии в расположении мониторов относительно друг друга и вашей головы, симметрия должна соблюдаться и относительно стен помещения. То есть пара мониторов должна быть размещена в центре стены (причем длинной) на одинаковом расстоянии от стен слева и справа. Что это дает? Точное и чистое воспроизведение нижних частот, максимально сбалансированный звуковой микс. Повторимся, избегайте углов и коротких стен, чем больше расстояние от мониторов до боковых стен, тем лучше. Но при этом разместить рабочий стол и мониторы в центре комнаты - тоже не лучшее решение: расстояние от мониторов до задней стены должно превышать расстояние до боковых стен, это важно для полноты звука.
Студийные мониторы рассчитаны на большие студии, где будут выдержаны необходимые расстояния до стен и геометрия пространства в целом. Однако, в реальности студии чаще всего оказываются небольшими помещениями. Чтобы учесть особенности помещения и организации акустического пространства производители размещают на мониторах регуляторы для настройки их звучания.
Когда мониторы расположены близко к стене, происходит чрезмерное усиление баса. Чтобы скорректировать звук, на большинстве студийных мониторов установлена секция управления звуком, задача которой ослабить на несколько децибел (0, 2, 4 дБ) область низких частот, компенсируя недостатки помещения или неудачное расположение мониторов.
Если вы слышите, что звук мутный или гулкий, крутите регуляторы, настраивайте звук. При этом положение регуляторов на правом и левом мониторах могут быть различными, например, на одном мониторе регулятор находится в положении -4 дБ, когда НЧ существенно ослаблены, на другом можно выставить -2 дБ, когда бас менее ослаблен.
И речь пойдет не о звукопоглощающих панелях на стенах студии, а о том, на чем стоят мониторы. Бюджетным вариантом является расположение мониторов на столе, что является не лучшим решением. Связано это с тем, что мониторы передают вибрацию столу, которая может усиливать определенные частоты и привести к «грязи» в звуке. Поверхность стола отражает звуковые волны, которые существенно влияют на результат. При таком расположении звук уже не будет чистым, сбалансированным и оригинальным.
Казалось бы, выходом из подобной ситуации является использование подставок под мониторы, они не будут отражать звуковые волны. Но дело в том, что мониторы передают вибрацию любой твердой поверхности, на которой расположены, в том числе и подставкам. Подставки обычно располагают за столом, а с учетом того, что нужно еще отступить от стены, вы должны располагать достаточным пространством. Да и ценник подставок может некоторых расстроить.
Настоящим спасением от вибраций и отраженного звука являются звукопоглощающие изоляционные панели, которые помещаются под мониторы и стоят недорого. Панели позволяют разместить мониторы на столе, тем самым сэкономив пространство и соблюсти правило расположения мониторов на уровне ушей. В итоге вы получите защиту от вибраций, отраженных волн, возможность регулировать угол наклона мониторов и всё это за вполне приемлемую цену. Панели можно разместить как на столе, так и на подставках.
Сабвуфер сделает низкие частоты более выразительными, а звук богаче. Но прежде чем использовать его, необходимо очень хорошо отстроить мониторы, правильно расположив их. Сабвуфер должен именно естественно дополнять звук мониторов, а не раскачивать его. Отличная новость: сабвуфер можно установить почти в любом месте помещения, но желательно на одной линии с мониторами, чтобы свести к минимуму фазовые проблемы сигнала.
И снова экспериментируйте: расположите сабвуфер в одной плоскости с мониторами и послушайте, как звучат низкие частоты. Затем регулируйте положение саба, например, при слишком мощном басе, отодвиньте его подальше, в стороны. Звук низкой частоты распространяется не направленно, а как бы заполняют всё пространство, этим и обусловлена многовариативность расположения сабвуфера. Но некоторые рекомендации по расположению сабвуфера всё-таки имеются: избегать углов и резонирующих поверхностей.
Подытожив вышесказанное, ориентируйтесь в первую очередь на слух. Учитывая рекомендации по расположению мониторов, слушайте, как звучит музыкальный микс: насколько чисто и полно. Экспериментируйте, ищите и наслаждайтесь музыкой!