Расположение микрофона при записи вокала

28 мар 2024

При записи вокала важно правильно расположить микрофон не только по отношению к интерьеру помещения, но и относительно вокалиста, так как это во многом определяет характер и качество записываемого звука.

Универсального решения проблемы расположения микрофона нет, так как даже при небольших изменениях местоположения вы можете наблюдать существенные изменения в результатах записи. Кому-то нужно записать четкий вокал с эффектом присутствия, кому-то важны высокие частоты, другим – низкие, третьим – акустика и глубина помещения и т.д. Так как пожеланий и нюансов достаточно много, то и вариантов взаимного расположения микрофона и исполнителя тоже.


Поэтому давайте просто разберемся, от чего зависит то или иное положение микрофона при записи вокала и как оно влияет на звук.

Положение микрофона в студии

Для начала необходимо понять, какие факторы влияют на правильное положение микрофона в помещении и какое его расположение может быть наиболее оптимальным. Факторы, влияющие на установку микрофона в студии звукозаписи, включают акустическую подготовку помещения, расположение и уровень шумовых источников, планировку комнаты и размещение мебели.

Основное правило установки микрофона в комнате заключается в том, чтобы не располагать его слишком близко к стенам, а область за исполнителем должна иметь минимальную отражающую способность для звука.


Если вы считаете, что хорошо поработали над акустикой помещения и хорошенько заглушили его в надежде предотвратить какие-либо отражения от поверхностей, то спешим вас разочаровать. В таких помещениях излишнее количество звукопоглощающих материалов может эффективно подавлять частоты от 250 до 300 Гц и выше, оставляя в отраженном звуке только те, которые ниже 300 Гц. Это часто приводит к бочкообразному тембру записанного звука. В таком случае можно использовать фильтр на микрофоне или предусилителе, который удаляет частоты ниже определенного значения.


Положение микрофона относительно вокалиста

Далее возникает вопрос: на каком расстоянии и под каким углом микрофон должен располагаться по отношению к вокалисту. Как мы сказали выше, вариантов множество, поэтому правильным было бы задать следующий вопрос: как каждое конкретное положение влияет на качество звука?

Для начала скажем, что расстояние от микрофона до вокалиста может составлять от нескольких сантиметров до нескольких метров, в зависимости от стиля исполнения и того, какой звук вы хотите получить. Также выбор оптимального расстояния определяется микрофоном, его диаграммой направленности, уровнем шума в комнате и другими факторами.


Рассмотрим основные варианты расположения микрофона относительно вокалиста.

1. Близкое фронтальное положение

Техника размещения микрофона на небольшом расстоянии от источника звука с направлением его оси прямо вперед, то есть непосредственно у рта исполнителя является наиболее распространенным и универсальным способом записи голоса. Этот метод имеет ряд преимуществ, таких как более глубокое звучание голоса, более четкое воспроизведение согласных звуков, яркий звук на переднем плане и теплая передача звука на ближнем расстоянии. Из недостатков можно отметить подавление шипящих звуков при помощи деэссера и подавление взрывчатых звуков, а также уменьшение глубины и естественности помещения.


Расстояние между ртом артиста и микрофоном подбирается индивидуально для каждого исполнителя. Начните с расстояния 10 см и разместите микрофон непосредственно напротив рта, затем двигайте микрофон в пределах 5-15 см вперед и назад и ищите лучший баланс между сохранением теплого звучания и чистыми согласными звуками. При такой постановке микрофона всегда используйте поп-фильтр.

2.Удаленное фронтальное положение

Менее распространенный подход - это размещение микрофона на достаточно большом расстоянии ото рта исполнителя. Большинство микрофонов не подходят для такого использования из-за неровной частотной характеристики вне оси. Однако, при использовании микрофона с плоской частотной характеристикой, именно этот метод может дать превосходные результаты в акустически подготовленном помещении. Главное преимущество такого размещения микрофона - естественное звучание помещения.


Для поиска оптимального положения, начните с расстояния 30 см от исполнителя и перемещайте микрофон вперед и назад для достижения приемлемого баланса между голосом и помещением. Не записывайте слишком много звука комнаты, так как его будет сложно удалить в дальнейшем, но добавление некоторого пространства к голосу поможет достичь более естественного звучания.

3.Положение сверху

В поисках нового звучания можно попробовать поместить микрофон в верхнем положении, но для этого требуется микрофон с максимально ровной характеристикой вне оси, чтобы избежать искажения звука. Способ расположения над головой может выгодно «выстрелить», если исполнитель имеет привычку дышать ртом, у него есть проблемы с взрывными и свистящими согласными, вокалист активно использует диафрагму во время исполнения, а эффект близости делает его голос слишком плотным. Человеческая голова является носовым резонатором, поэтому стоит попробовать направить ось микрофона на носовую полость над бровями.


4.Положение снизу

Звуки высокой частоты обычно распространяются вниз от носа и рта человека. Поэтому микрофон, расположенный ниже носа и рта, обычно улавливает более чистый звук, чем микрофон, расположенный над головой. Еще одна техника расположения микрофона – диафрагмальная, то есть в районе груди. Определенную сложность в этом случае может представлять использование пюпитра, который непосредственно мешает расположению микрофона, а также может привести к отражению голоса и его искажению при записи.


Такая техника расположения микрофона обеспечивает естественную «теплоту» звучания диафрагмы. Начинать следует с расстояния 30 сантиметров от микрофона до рта исполнителя, опустив микрофон немного вниз и направив его в центр грудной клетки. Важно найти баланс между четким произнесением согласных и низкочастотным «раскачиванием», которое дает грудная клетка. Обычно, при использовании этой техники получается очень насыщенное звучание, которое отличается от результатов, получаемых при использовании метода близкого прямого положения.

Эксперименты с расположением микрофона

Допустим, вы определились с примерным положением микрофона относительно исполнителя, то есть выбрали один из четырех вышеизложенных вариантов. Что еще вы можете сделать, чтобы получить при записи желаемый звук?

Перемещение по горизонтали.

Можно поэкспериментировать с перемещением микрофона по горизонтали. Особенно это актуально, если два певца поют в один микрофон, но хочется, чтобы звучали они по-разному. Если исполнитель один, можно попробовать перемещать микрофон вокруг певца, перемещать микрофон вокруг него. И вот тут возникает сложность: исполнитель автоматически поворачивает голову к микрофону, сводя эксперимент на нет. Поэтому тут нужно запастись терпением и пробовать разные положения.

Изменение угла наклона. Изменение угла наклона микрофона также влияет на звук, особенно если используется кардиоидный микрофон с широкой диаграммой направленности. Даже самые лучшие кардиоидные микрофоны с большой диафрагмой менее чувствительны к высокочастотным звукам при отклонении от оси чувствительности, что может использоваться, например, для смягчения бэк-вокала. Такие эксперименты могут увенчаться успехом, если у вас очень хороший и дорогой микрофон, супер профессиональный вокалист и шикарная акустика помещения. Дело в том, что недорогие микрофоны сильно подвержены изменению тембра вне оси при записи высоких частот, могут появиться явные пики и провалы в частотном диапазоне, которые будут звучать неприятно.


Любые движения вокалиста могут изменить звук, поэтому лучше, чтобы он стоял неподвижно. Также важно помнить, что при отклонении микрофона ото рта вокалиста можно уловить отражения звука от других поверхностей в помещении. Поэтому рекомендуется сначала направить микрофон прямо на вокалиста, а затем, при необходимости, слегка отклонить его для получения лучшего звука.

Советы и замечания

Напоследок озвучим несколько коротких замечаний по использованию микрофонов и их расположению.

  1. Для записи голоса чаще всего используются кардиодные микрофоны, которые дают «эффект ближней зоны» при близком расположении к исполнителю.

  2. Удаленный микрофон дает естественное сочетание звука изо рта и резонаторов (головы и груди).

  3. Естественные шумы вокалиста (такие, как смыкание губ или дыхание) исчезают с увеличением расстояния от исполнителя до микрофона.

  4. Чем ближе микрофон ко рту исполнителя, тем более явными становятся низкие частоты, что. С одной стороны, придает голосу густоты и насыщенности, а с другой - бочковатости.
  5. Очень близкое расположение микрофона (в нескольких сантиметрах ото рта) обеспечивает «эффект присутствия».

  6. Чем ближе микрофон к исполнителю, тем выше соотношение сигнал/шум.

  7. При удалении микрофона от исполнителя понижается его чувствительность к незначительному изменению этого расстояния, что дает вокалисту некую свободу движений.

  8. Если вокалист поет с явным придыханием или имеет проблемы со свистящими и шипящими звуками, отдайте предпочтение верхнему расположению микрофона.

Рассмотрев основные принципы расположения микрофона при записи вокала еще раз подчеркнем, что строгих правил не существует. Также не существует стандартных и обязательных норм, которых следует придерживаться. Идеальное для вас расположение микрофона определяется путем экспериментов, но с учетом основных принципов, которые были изложены выше.


Важно помнить о необходимости использования аксессуаров для профессиональных микрофонов, таких как поп-фильтры, ветрозащиты, антивибрационные держатели, поглощающие экраны и т.д. Пробуйте новое в поиске нового звука!