Что такое протокол Dante? Как используется и где применяется? В чем его плюсы относительно аналогового подключения «косой» обсудим в этой статье!
Помимо концертных площадок, звуковая аппаратура используется в довольно широком списке мест и учреждений. От аквапарков до конференц-залов, от футбольных арен до кинозалов и театров. Но для понимания коммутационной схемы мы рассмотрим именно концертную звукорежиссуру, так как она нагляднее для понимания применения протокола Dante.
Как правило, все действия технического персонала на площадках в первую очередь сводятся к организации пультовой места, где располагается звукорежиссёр с микшерным пультом, к которому ведутся кабели для подключения аппаратуры со сцены или с рэковых стоек, которые, в свою очередь, стоят в закулисье, реже — за или перед сценой. Количество коммутации старались сократить, в связи с чем индустрия предоставила решение. Кабель мультикор, или, как его называют на сленге, «коса». Представляет он из себя несколько кабелей, собранных в один большой, несущий, например, десяток или несколько десятков концов XLR с одной и с другой стороны.
Такой кабель решал проблему с организацией прокладки звукового тракта, однако несколько затруднял поиск неисправных элементов кабеля. Ведь в случае поломки необходимо вскрывать весь кабель для того, чтобы вытащить или заменить его на исправный. При этом оставлять коммутацию на видном месте, особенно на больших мероприятиях — моветон. В связи с чем техническому персоналу необходимо прокладывать кабели не напрямую, а по периметру площадки, что значительно увеличивает длину звукового тракта. До появления технологий, использующих сетевую коммутацию аппаратуры, так называемых AV-over-IP сетей, весь сигнал передавался по кабелям. Этот подход имел свои недостатки, из которых стоит выделить:
● Необходимость выделения пространства под большое количество коммутации, идущей от сцены до пультовой.
● В случае неисправности какого-либо канала тяжело локализовать и устранить поломку.
● Из-за большой длины звукового тракта увеличиваются наводки кабеля, загрязняется и уменьшается количество полезного сигнала.
В связи с активным развитием в середине ХХ веке культурно-массовых мероприятий индустрия искала пути решения вышеописанных проблем и ближе к XXI веку нашла их.
В 2006 году компания Audinate создала протокол Dante, основанный на более ранних технологиях с использованием AV-over-IP сетей. Dante — это название комбинации оборудования и сетевого протокола для обеспечения, подключения и осуществления передачи несжатого цифрового сигнала с минимальной задержкой. Простыми словами: с помощью кабеля Ethernet и оборудования с поддержкой вышеописанного протокола мы можем подключить большое количество аппаратуры, что незаменимо, например, в условиях концертной звукорежиссуры. Похожая технология существовала еще с 1991 года и называлась CobraNet. Однако она уступала Dante по множеству параметров. Для сравнения характеристики CobraNet:
● Работа на 100 Мбит/с.
● Сетевые задержки 1,33 - 5,33 мс.
▌Для справки: человек может слышать задержку звука не меньше значения в 30мс.
● На одном сетевом интерфейсе может работать до 128 каналов(64 канала в оба направления).
Несмотря на очевидные преимущества относительно подключения «косой» технология имела свои недостатки. Например, количество одновременно работающих каналов. Несмотря на то что 64 канала звучит довольно солидно, в реалиях концертной звукорежиссуры этого количества может не хватать. В связи с чем придется прибегнуть либо к установке дополнительного терминала раздачи, что в свою очередь, будет нагружать сеть и сам софт, ухудшая качество сигнала и увеличивая задержку, либо прибегнуть к комбинированному способу подключения, то есть распределить каналы между подключением через CobraNet и «косу».
Характеристики Dante:
● Работа на 100 Мбит/с - 1 Гбит/с (чем быстрее скорость, тем меньше задержка аудио).
● Сетевые задержки от 150 нс (при скорости 1 Гбит/с).
● На одном сетевом интерфейсе может работать до 1024 каналов(512 каналов в оба направления).
Помимо увеличенной производительности и малой задержки (хотя сами производители говорят, что задержка составляет всё-таки 1мс), потенциально огромное количество возможных сетевых подключений делает Dante незаменимым инструментом в сфере концертной звукорежиссуры.