Портастудии

28 мар 2018

Портастудии

Портастудия или «портативная студия» вполне соответствует своему названию: обычно в этом небольшом многоканальном устройстве совмещаются студийные приборы, которых бывает достаточно для создания законченного микса или трека. Они поддерживают высокое разрешение до 24 бит и высокую частоту дискретизации – до 192 кГц (но бывает и меньше, разумеется). Обычно такого устройства бывает достаточно для создания высококачественной демозаписи или записи с концерта. Подчеркнем, что сейчас мы говорим исключительно про цифровые устройства: аналоговые портастудии давно отошли в прошлое, и новых таких устройств вы сейчас не найдете.


Но именно с них всё и начиналось: первая портастудия была представлена компанией TASCAM в 1979 году и носила название Portastudio 144: она позволяла записывать инструментальные и вокальные партии на разные дорожки, а затем сводить их в стандартный двухканальный рекордер. Потом модели стали четырёхканальными: TASCAM и здесь был первопроходцем, выпустив в 1982 году Portastudio 244; помимо улучшенного дизайна и качества звука, там было и несколько уникальных для того времени функций, включая шумоподавитель dbx и масштабируемые эквалайзеры. Четырёхканальные модели особенно полюбились профессионалам от мира звука, хотя вскоре появились шести- и даже восьмиканальные модели, причем некоторые из них записывали все 8 каналов на обычную компакт-кассету.


Как следствие из этого, можно сказать, что в портастудии совмещаются микшерный пульт с возможностью автономного питания, несколько линейных, инструментальных и микрофонных входов (на XLR, TRS, TS, на комбинированных XLR/TRS), широкий набор канальных и общих регуляторов, включая канальные фейдеры и транспортную панель. Могут быть и встроенные высококачественные микрофоны, иногда даже стереофонические. Индикаторы уровня бывают и светодиодными общими/канальными, и могут отображаться на встроенном графическом ЖК-дисплее, которым обычно оснащена каждая портастудия.


Есть, как правило, и блок встроенных эффектов, куда включают как разнообразные эффекты сами по себе, так и такие вещи, как эмуляторы гитарных кабинетов и комбоусилителей.


Бывают также и такие портастудии, которые вмещают в себя совершенно посторонние устройства ради большей компактности. Среди таких устройств можно отметить сэмплер или драм-машину: в случае последней нередок и набор динамических пэдов, которые можно переназначать как на сэмплы, так и на какие-то встроенные эффекты или звуки драм-машины.


Портастудии бывают обычно 4-, 8- и 16-канальными, что бывает обычно более чем достаточно для полевой записи; в отдельных случаях запись бывает и до 32 каналов. При этом надо заметить, что число входных каналов не всегда соответствует количеству выходных; всё зависит от назначения устройства.


Запись в портастудии производится, как правило, на полноформатные SD-карты объемом до 32-128 ГБ и выше в формат WAV (реже – MP3). Раньше для этих целей в аналоговых портастудиях использовались традиционные жесткие диски, компакт-диски, минидиски и компакт-кассеты (это в совсем древних аналоговых устройствах, которые, однако, можно ещё найти в продаже), но прогресс не стоит на месте, и теперь их заменили более надежные и бесшумные флэш-технологии. Хотя вполне можно найти в продаже портастудии с записью на CD.


Иногда в портастудии также встраивают совсем сторонние устройства – например, метрономы или гитарные тюнеры для настройки этого струнного инструмента.


В комплекте может идти лицензия на DAW для окончательной доработки трека на компьютере, причем часто можно управлять DAW прямо с консоли портастудии, что повышает удобство работы. Поэтому почти все портастудии снабжаются USB-выходом, который можно использовать для прямого переноса трека на компьютер. Часто в портастудиях встречаются и разъёмы для футсвитча или интерфейсы управления RS-422 или RS-232: с их помощью можно управлять теми или иными функциями устройства удаленно.

 Портативные рекордеры

В отличие от портастудий, рекордеры предназначены для высококачественной записи звука вне студий в теле- и радиовещании, а также кинопроизводстве без обработки или с минимумом её. По сути такое устройство можно назвать профессиональным диктофоном, поскольку оно делает то же самое (записывает звук), но с гораздо более высокими параметрами, более высоким качеством – до 24 бит и до 96/192 кГц. Они сильно отличаются друг от друга по набору входов и выходов, количеству микрофонов и их расположением друг относительно друга, микрофонных/линейных входов (для подключения дополнительных источников), предусилителями, числом одновременно записываемых дорожек, АЦП/ЦАП и т.д.


История таких устройств также коротка, как и у портастудий: первый прототип рекордера по имени NAGRA I был изготовлен в 1951 году, в 1953 поступил в продажу магнитофон (да, именно магнитофон) NAGRA II, а в 1971 году рынки захватил NAGRA IV-S. Почему магнитофоны? Потому что именно с магнитофонов NAGRA началась эпоха портативных рекордеров: внешне они были похожи на уменьшенные копии профессиональных и бытовых катушечных магнитофонов с измерителем уровня звука на лицевой панели. Портативные рекордеры были аналоговыми и вели запись на катушки, как обычные магнитофоны – но с измерителем уровня на лицевой панели – правда, на более высокой скорости, которая составляла 19,05 м/с. Была реализована возможность синхронизации с киносъёмочным аппаратом, для чего на отдельную дорожку записывался специальный пилотный тон, замененный впоследствии тайм-кодом. В NAGRA IV-S уже были лимитер, эквалайзер и регуляторы уровня.


Помимо базовых характеристик, портативные цифровые рекордеры обладают и такими, которые вы никогда не встретите в обычном цифровом диктофоне, не говоря уже про повышенное качество записи:

   


Записывать современный цифровой портативный рекордер предлагает во внутреннюю твердотельную память или на флэш-карту: благодаря этому запись происходит совершенно бесшумно. Более ранние цифровые же рекордеры умели записывать на «соневскую» DAT-плёнку, которая не нашла широкого распространения; и на минидиски, тоже производства компании Sony. В своё время они были популярными, но сейчас, с распространением и удешевлением твердотельных носителей записи, они практически полностью ушли в прошлое.


Основное отличие портастудий от портативных рекордеров заключается в том, что в портастудии вы создаете законченную композицию или микс, а запись с рекордера потом все равно нужно обрабатывать. Хотя рекордеры дня сегодняшнего и содержат какие-то минимальные средства обработки наподобие эквалайзеров, лимитеров или раздельных регуляторов уровня входного сигнала (см.выше).


 

Заключение

В нашем каталоге присутствуют как портастудии, так и портативные рекордеры. Выбирайте их в зависимости от ваших потребностей: нужна ли вам полноценная портативная студия, или же только устройство для высококачественной записи звука с дальнейшей минимальной обработкой (или вовсе без неё).

Портастудия может вам пригодиться в тех случаях, когда нужно создать быструю полноценную запись группы или артиста «на коленке», но при этом не особо хочется жертвовать качеством: например, записать концерт в туре или репетицию – без привлечения серьезных студийных девайсов. В отличие от портастудий, портативные рекордеры найдут себе место в еще более мобильном применении, когда важна скорость: например, когда нужна высококачественная запись интервью или трансляции спортивного события прямо с поля, чтобы получившийся результат можно было отправить сразу же в эфир или в блог без дополнительной шлифовки.

Также в нашем каталоге представлены различные комплекты аксессуаров для портативных рекордеров и портастудий: наборы кабелей, ветрозащиты, адаптеры, пульты ДУ и т.д.