Во времена активного развития и применения электронных и виртуальных инструментов запись акустических барабанов может показаться пережитком прошлого. Но трудно поспорить с тем, что качественная запись акустики не сравнится ни с одним синтезированным звуком. Правильно записанная дорожка акустических барабанов может стать настоящей «фишкой» любой композиции.
В данной статье мы поговорим о том, как правильно выбрать микрофоны для подзвучивания барабанной установки, ведь в этом отношении она является самым сложным инструментом, так как каждый ее элемент имеет свои требования к микрофонам и их настройке.
Прежде всего, вспомним, что существуют три основных типа микрофонов:
динамические,
конденсаторные,
ленточные.
Динамические микрофоны наиболее часто используют для подзвучивания барабанной установки, так как они отлично функционируют при работе с громкими источниками звука, а также довольно прочные. Последнее качество является очень полезным для микрофонов, работающих с барабанами, так как ударник может случайно задеть микрофон палочкой.
Конденсаторные микрофоны, как правило, дополняют динамические и используют обычно в качестве микрофонов для тарелок, малого барабана и для томов. Связано это с тем, что конденсаторные микрофоны гораздо чувствительнее, чем динамические.
Ленточные микрофоны используют нечасто, а зря. Это связано с тем, что ленту микрофона легко повредить при атаке. Диаграмма "восьмерка" позволяет использовать ленточные микрофоны в качестве подвесных, что может скрыть лишний звон тарелок и добавит звуку теплоты. Как вариант, можно поместить такой микрофон внутрь бас-барабана, что обеспечит ему теплое звучание.
Итак, вы решили приобрести микрофоны для подзвучивания барабанной установки. Именно микрофоны, во множественном числе, так как одним вы точно не обойдетесь, ибо ударная установка – это совокупность инструментов, каждый из которых играет свою роль в общем сете.
Стандартная ударная установка имеет следующие составляющие:
бас-барабан
малый барабан
три тома
хай-хэт
тарелки крэш/райд
Каждый из этих инструментов имеет свои особенности звучания, поэтому для каждого из них требуется микрофон определенного типа и с подходящими характеристиками.
Итак, если говорить о количестве микрофонов, то их понадобится от двух до десяти. Количество зависит от ваших финансово-микрофонных возможностей и от ваших запросов к качеству итогового звука. В данном случае работает принцип «Лучше меньше, да лучше», то есть лучше использовать два-три качественных микрофона, чем десять посредственных.
Чем меньше микрофонов используется для подзвучивания ударной установки, тем более естественное звучание вы получите, но при этом окажется меньше возможностей откорректировать звук. Зато большое количество микрофонов позволяет впоследствии легко редактировать звук. Рассмотрим подробнее микрофоны, которые стоит приобретать по мере возможностей. Начнем с основных.
Надголовные микрофоны обычно представляют собой согласованную стереопару конденсаторных микрофонов (с большой или малой мембраной). Задача таких микрофонов — обеспечить сбалансированный стереозвук ударной установки в целом. Но, к сожалению, бас-барабан при этом оказывается недостаточно охвачен, поэтому рекомендуем приобрести для него отдельный микрофон.
Бас-барабан отличается тем, что может выдавать низкочастотный сигнал с очень высоким уровнем звукового давления (SPL). Поэтому для этого инструмента необходим микрофон, способный справиться с обеими особенностями. Обычно это динамические микрофоны с большой диафрагмой, обладающие соответствующими характеристиками максимального звукового давления и кривой АЧХ, адаптированной к снятию глубоких низов. Да, конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой отлично подойдут для записи низких частот бас-барабана, но при этом необходимо ослаблять уровень сигнала, чтобы избежать перегрузки. Более того, в дешевых моделях обычно отсутствует аттенюатор на -10/-20 дБ, предотвращающий искажения при ударе в бас-барабан. Поэтому либо используйте дорогой и качественный конденсаторный микрофон для бочки, либо сделайте выбор в пользу динамического.
Требования к микрофонам для подзвучивания малого барабана следующие:
высокий максимальный уровень звукового давления, чтобы справляться с громким звуком без искажений;
компактная кардиоидная диаграмма направленности, чтобы минимизировать влияние других барабанов и создать больший запас усиления до появления обратной связи;
прочный корпус, способный выдержать сильные удары палочками.
Для подзвучивания тарелок хай-хэт отлично подойдет конденсаторный микрофон с малой диафрагмой и кардиоидной диаграммой направленности. Связано это с тем, что такой микрофон хорошо улавливает высокие частоты и отсеивает внешние звуки других инструментов.
Обычно звукоинженеры не подзвучивают каждый том, так как они неплохо улавливаются надголовными микрофонами. Но для более детального и управляемого звука можно использовать микрофоны, которые крепятся к ободу тома и не требуют дополнительных стоек.
Например:
Райды и крэши, как правило, также не подзвучиваются отдельно, так как в достаточной мере захватываются надголовными микрофонами. Но, решив подобрать для них отельный микрофон, остановите свой выбор на конденсаторном микрофоне с малой диафрагмой.
Рекомендуемые модели:Подбирать микрофоны для каждого инструмента ударной установки – дело, безусловно, интересное и позволит получить желаемый звук. Но стоить будет такой «набор» весьма прилично. Не каждая домашняя студия сможет позволить себе это. Поэтому многие производители предлагают готовые решения в виде набора микрофонов для подзвучивания барабанов. Стоят они дешевле, чем подобранные по отдельности микрофоны, и при этом позволяют охватить всю установку.
В набор входит от трех до семи микрофонов, специально разработанных для ударных инструментов с подходящей АЧХ. Также в набор часто входят устройства для крепления микрофонов к барабанам с вращающимися держателями, некоторые из креплений позволяют устанавливать микрофоны непосредственно на обод барабана.
Рекомендуемые наборы:
Несколько советов
Подготовьте ударную установку к звукозаписи. Осмотрите, послушайте все ее составляющие: нет ли скрипа, звона или потери звука, потому что при звукозаписи микрофон уловит все эти нежелательные «бонусы». Возможно, необходимо выполнить настройку инструментов. Как бы ни были хороши подобранные микрофоны, не они издают звук, а барабанная установка. Помните об этом!
Не экономьте на стойках. Именно они помогут правильно расположить микрофоны и надежно их зафиксировать. Некачественные стойки могут опрокидываться под тяжестью микрофона и не просто привести к прерыванию процесса звукозаписи, но и повредить микрофон.
Позаботьтесь об акустическом оформлении помещения. При использовании небольшого количества микрофонов, этот фактор становится решающим.
Пробуйте различное расположение микрофонов. Даже небольшая разница в расстоянии может серьезно повлиять на звук.
Пробуйте разные модели микрофонов, размещайте их в разных точках относительно ударной установки, экспериментируйте с техникой и сочетанием микрофонов, ищите свой звук, тогда у вас всё получится!.