Ну вот кто в здравом уме станет создавать бренд музыкального оборудования с названием, означающим «свиной пятачок», а в грубом контексте — «свиное рыло»? Как с этим выходить на рынок? Нормальные маркетологи нормальным предпринимателям отсоветовали бы делать такое.
Но Pignose стартовали в 1969 году, в эпоху хиппи, и их эстетический подход прокатил на ура. Отцами бренда первых в мире портативных гитарных усилители были американские художники Ричард Эдлунд и Уэйн Кимбелл.
В 1968-1969 гг. они занимались созданием графики, фото и обложек альбомов для музыкантов, много вращались в этой среде и понимали их психологию. Неудивительно, что в первый же год существования компании основатели умудрились продать 50 000 (!) усилителей.
Первым продуктом Pignose стал 5-ваттный Legendary 7-100 c динамиком диаметром 5 дюймов, который работал от батареек типа AA. Его отличительной внешней чертой стала ручка громкости, отлитая в форме свиного пятачка.
А вообще-то новинка оказалась по своему качеству и функционалу этаким «швейцарским ножом» в мире гитарных усилков. И при этом первым серийным портативным усилителем.Ричард и Уэйн поступили довольно остроумно: они разослали 65 портативных усилителей «7-100» тогдашним гитарным богам музыкального Олимпа. То есть, натурально Pignose приехали к музыкантам Led Zeppelin, The Rolling Stones, The Beatles, The Eagles, The Who, Chicago и другим. И, как выяснилось, «Пятачок» понравился вообще всем.
Уэйн Кимбелл завел знакомство с основателем и продюсером группы Chicago Джимми Гуэрсио. И уговорил того дать денег на запуск компании Pignose Industries, Inc. Уэйн позвонил с радостной новостью Ричарду, тот примчался в Лос-Анджелес, и друзья взялись перепроектировать «7-100» под массовый выпуск.
С помощью денег продюсера Chicago им удалось наладить производственную линию. А затем каким-то чудом художники уговорили вывести на рынок свой усилитель руководство Martin Guitars.
Параллельно Ричард и Уэйн раздали десятки тысяч наклеек с логотипом Pignose трех цветов, которые люди клеили буквально везде в Лос-Анджелесе и некоторых других городах США.
А тот факт, что ранее с первым продуктом Pignose познакомились рок-гранды, позволило основателям компании в 1973 году включить в название модели «7-100» слово «Легендарный». Это тоже была жуткая наглость, но она сработала.
С таким именем усилитель представили на выставке NAMM. Активное участие в этом принимал гитарист Chicago Терри Кэт и менеджмент группы. Стильный внешний вид «7-100» и его особый драйвовый звук околдовали посетителей выставки. Вскоре «Свиные пятачки» начали сметать с полок, как горячие пирожки…
На самом деле первоначальный успех Pignose определил не один лишь партизанский маркетинг. Создатели «7-100», во-первых, гениально угадали потребность тогдашних гитаристов в дешевом, но нормально звучащем переносном усилителе.
Во-вторых, продукт вышел действительно функциональным — он работал именно так, как хотели тысячи безвестных гитаристов, мечтавших со своими группами подняться на вершины хит-парадов. Также «Пятачок» очаровал сонм музыкантов-любителей в качестве хобби-аппарата.
Чёрт, внутрь него даже можно было складывать мелкие предметы — как в портативный мини-шкафчик! И первые модели были покрыты настоящей свиной кожей. Ну разве это было не круто?
В истории музыкального оборудования не так уж часто случается, чтобы какая-то модель выдерживала выпуск в течение нескольких десятилетий. Legendary 7-100 – один из таких примеров. В немного улучшенном виде он выпускается без малого 55 лет, по-прежнему работает от 6 батареек типа AA, по-прежнему выдает 5 Ватт мощности, имеет почти ту же твердотельную аналоговую схему и выдает характерный для 60-х легкий овердрайв.
«7-100», поначалу названный «легендарным» от маркетинговой лихости, с годами действительно заслужил репутацию легенды. Дошло до того, что он широко засветился в культовом «гитарном» фильме «Перекресток». И теперь для многих музыкантов «Пятачок» — этакий маст хэв фетиш, без которого жизнь как-то недостаточно полна :)
Художники контролировали Pignose Industries, Inc всего-ничего — до 1974 года. У парней были слишком широкие интересы. Скажем, Ричард Эдлунд недолго оставался киношником из андерграунда.
Его короткометражки привлекли внимание, и чувака наняли как оператора в основанную в 1975 году компанию Industrial Light & Magic (подразделение Lucas Film). И начал снимать наш создатель переносного гитарного усилителя… ни много ни мало первую часть «Звездных войн». За нее он получил «Оскар».
Позже Эдлунд прославился как выдающийся мастер визуальных эффектов в кино. Он создавал их в фильме об Индиане Джонсе «В поисках потерянного ковчега», а также в «Полтергейсте», «Охотниках за привидениями», «Крепком орешке» и других…
С середины 70-х бизнесом Pignose Industries, Inc. управлял менеджмент Chicago Transit Authority — компании, занимавшейся делами группы Chicago. А в 1985-м Pignose приобрел инженер, предприниматель и коллекционер Говард Чэтт.
Под его руководством фирма экспериментировала с выпуском полноформатных гитарных усилителей. Некоторое время производились парочка транзисторных моделей и одна полностью ламповая, но они не сумели занять прочное место на рынке и были сняты с производства. Хотя сегодня о тех комбиках пишут, что «они опередили свое время». И «неуспешные» модели уже немало стоят на современных интернет-аукционах.
Один из ламповых комбо, разработанный в 90-е известным инженером Деннисом Кагером (сотрудничал с Yamaha и Gorilla, к настоящему моменту уже умер), Pignose по сей день выпускает под именным брендом Kager.
Говард Чэтт был одним из тех, кто в Pignose решил попробовать делать электрогитары для путешествий со встроенными усилителями и динамиками. И компания снова «угадала» рынок. Гитары Pignose впервые вышли примерно в 2010 году, пришлись по душе публике и успешно продаются до сих пор. Со временем в линейке инструментов появились маленькая бас-гитара и модель электроукулеле.
В 2023 году Pignose была приобретена японцами из Aria Guitars.
Сегодня на рынке доступны, кроме легендарного и модифицированного под требования времени «7-100», два более сложных и мощных переносных усилителя — Pignose 7-200 HOG-20 (на 20 ватт) и Pignose 7-300 HOG 30 (на 30 Ватт). Эти уже работают на заряжаемых аккумуляторах, но могут запитываться и от сетевых адаптеров.
Также успешно производятся и продаются гитары Pignose, бас-гитары, модель электроукулеле. Причем в умелых руках инструменты от «свинского» бренда звучат очень сочно и профессионально (при условии подключения к большим усилителям или в Direct input звуковых интерфейсов).
Собственные усилители и динамики гитар Pignose функциональны именно в путешествиях и там, где доступ к электросети затруднен. Как тревел-гитары, как инструменты для репетиций и негромких уличных выступлений они зарекомендовали себя прекрасно.
Гитаристы отмечают, что звучание встроенных усилителей гитар Pignose по тону очень напоминает то, что делает знаменитый «7-100», только мощность приборов немного ниже.
Не все покупатели бывают довольны заводскими струнами, которые стоят на Pignose, но это, по большому счету, не считают проблемой. А некоторые фанаты специально записывают через микрофон звук этих инструментов, потому что он очень характерный и ни на что иное не похож. Получить его моделирующими плагинами чрезвычайно трудно, а иногда этой культовой «портативной» краски в фонограмме хочется.
Некоторые обладатели гитар Pignose любовно называют их «свинками» и рассказывают, что с таким инструментом весело, но иногда немного страшновато появляться в гостях. Потому что он производит маленькую сенсацию в понимающей компании, за него хватаются и пробуют поиграть на нем буквально все.
Сегодняшний Pignose сохраняет демократичные розничные цены и прочно занимает нишу культового гитарного бренда именно по разряду «искусства портативности», хотя и имеет в ней именитых конкурентов.
Строго говоря, продукты «Пятачка» могут считаться специфическими штучками на любителя, но в своем роде они по-настоящему прекрасны.
Владимир Лакодин