Сцена – это не только то, что видит зритель, она представляет собой пространство, которое разделено на зоны, наполнено различными механизмами, скрытых от зрительских глаз. Каждый элемент этого особым образом организованного пространства, называемого сценой, имеет свое название, термин, которыми владеют профессионалы, работающие в этой сфере. Поэтому, если вы хотите связать свою профессию со сценой, например, в качестве актера, режиссера, осветителя, монтажника и т.д., то придется овладеть специальной терминологией и иметь хоть какие-то первоначальные представления об устройстве сценического пространства.
Владение терминологией и понимание того, как устроено пространство, где ты работаешь, важно для взаимопонимания при общении работников сцены, чтобы долго не объяснять, что именно тебе нужно, а называть вещи своими именами, не раздражая при этом коллег названиями, понятными только тебе одному. Если вы работаете со сценой, но при этом не знаете, как называются основные ее элементы, то скорее всего произведете впечатление непрофессионала и усложните рабочий процесс. Поэтому давайте в первом приближении познакомимся с основными составляющими сценического пространства, называя их правильными терминами и формируя общее представление о том, где и зачем они расположены.
Театральная сцена – это замкнутое пространство, которое соединяется со зрительным залом и обрамляется порталом - рамой, которая ограничивает зеркало сцены. Зеркало сцены отделяет сценическую коробку от зрительного зала и представляет собой видимое зрителю пространство сцены. Портал может быть постоянным (установленным при строительстве) или временным, созданным под конкретный спектакль или концерт.
Если смотреть на сценическую коробку со стороны, то по вертикали ее можно разделить на нижнюю, среднюю и верхнюю сцены, а по горизонтали (или глубине) – на авансцену, игровую часть (планшет) и арьерсцену. Пройдемся по сценическому пространству от зрителей вглубь и вверх сцены.
Авансцена – это часть сцены, расположенная перед занавесом ближе всего к зрительному залу и чуть выдвинута вперед. Авансцену используют для выступлений конферансье, для небольших выступлений перед закрытым занавесом и особых авторских задумок до и после спектакля.
Авансцена заканчивается рампой – специальным небольшим барьером, задача которого – скрывать от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.
Планшет – это непосредственно сама сцена, в ее понимании зрителем, то есть горизонтальная поверхность, где происходит основное действие спектакля или концерта. Одним из важнейших элементов сценической инженерии является вращающийся круг, который врезан в сцену. Использование вращающегося круга создает иллюзию бега или езды, например, помогает сменить декорации или просто создает визуальные динамические эффекты.
Арьерсцена – это пространство, расположенное в задней части сценической коробки за основной сценической площадкой. Используется для создания глубины и объема сценического пространства, а также для установки декораций. Непосредственно под арьерсценой могут располагаться склады навесных декораций.
Боковые карманы – это примыкающие слева и справа к сцене помещение, используемые для быстрой смены декораций, при этом используются фурки – специальные накатные площадки. Обрамляются боковые карманы кулисами.
Верхняя сцена, как понятно из названия, является частью сценической коробки, которая расположена выше зеркала сцены. Верхняя сцена ограничена сверху колосниковой решеткой. Колосники представляют собой брусья или рельсы, расположенные на определенном расстоянии друг от друга для поднятия и спуска навесных декораций, рассыпания снега, например, и другой бутафории. Над или под колосниками расположены софиты – осветительные приборы, которые расположены в строго определенном порядке и в запрограммированной последовательности. Свет софитов направлен вниз на планшет, на задник, в зрительный зал и т.д.
Именно одежда сцены служит основным атрибутом сцены и играет главную роль в восприятии интерьера зрительного зала. Одежда сцены скрывает от зрителя то, что видеть ему не нужно: это и световое оборудование, и сценические механизмы, и работников сцены или актеров.
К основным составляющим одежды сцены относят:
Арлекин
Фальшпортал
Антрактно-раздвижной занавес (АРЗ)
Кулисы
Падуги
Задник
Антрактно-раздвижной занавес. Если театр начинается с вешалки, то сцена – с занавеса. На инженерном языке антрактно-раздвижной занавес (сокращенно АРЗ) является регулятором того, что увидит зритель в первые и последние моменты представления. Занавес также можно считать символом предвкушения какого-то действа и лицом зала, поэтому в серьезных крупных залах стараются сохранить его исторический вид, реставрируя и поддерживая в надлежащем состоянии. АРЗ может подниматься единым полотном вверх, либо состоять из двух полотен и раздвигаться в обе стороны по разным направляющим с частичным перекрытием в центре. Механизм управления занавесом может быть, как ручным, так и автоматизированным.
Арлекин – это полоса ткани, располагающаяся в верхней части занавеса, задачи которой – украсить сцену и закрыть механизм для управления занавесом. Арлекин может иметь различную форму: складки, жесткий каркас, воланы и т.д. Арлекин выглядит нарядно, часто украшается вышивкой, различными драпировками, кистями и бахромой. Он подобен кокошнику, который украшает русский народный костюм и изготавливается вручную с особой тщательностью.
Фальшпортал является необязательным элементом одежды сцены, располагается перед занавесом по периметру портала. Фальшпортал дополняет оформление занавеса и может располагаться как постоянно, так и временно, для создания определенного антуража.
Кулисы делят сцену на условные зоны или планы и представляют собой вертикальные полотна, расположенные слева и справа от сцены. Кулисы могут быть реализованы одной, двумя, тремя парами и т.д., в зависимости от количества смысловых планов. Кулисы решают несколько задач. Во-первых, они скрывают то, что зритель видеть не должен: артистов и декорации, ожидающих своего появления на сцене, технический персонал и т.д. А во-вторых, благодаря кулисам создается объем и глубина сценического пространства. Над кулисами, подобно арлекину над занавесом, висят падуги, количество которых соответствует количеству планов кулис. Падуги нужны, чтобы скрыть техническую сторону в верхней части сцены: софиты, тросы, блоки, различные механические элементы.
Задник представляет собой заднюю часть видимого сценического пространства. Он служит фоном для спектакля или концерта, может представлять собой ровный фон, экран или драпировку из ткани (так называемый, французский задник), а может быть и раздвижным. На концертах в качестве задника часто используют имитацию звездного неба, что позволяет визуально расширить границы сцены.
Помимо обязательных элементов сценическое пространство может предполагать оркестровую яму, суфлерскую будку, люки и трюмы, различные механизмы, декорации и еще очень большое количество элементов, которые мы не стали перечислять, чтобы не перегружать вас информацией, но которые вы обязательно освоите, если свяжете свою профессиональную деятельность со сценой.
Таким образом, сцена – это не только то, что доступно для зрительских глаз. Зрители, которые пришли на спектакль, концерт или другое торжественное мероприятие, видят только то, что им позволяет видеть целая команда работников сцены. А работают на сцене не только актеры и музыканты. Сцена – это пространство, которое требует внимания и работы множества людей разных профессий: и актеров, и режиссеров, и звукорежиссеров, и монтажников сцены, и осветителей, и декораторов. И все они делают всё возможное, чтобы вы могли погрузиться в волшебный мир искусства, а мы сделали так, что вы смогли заглянуть в сценическое пространство чуть глубже и рассмотреть его «изнутри».