Владение музыкальной грамотностью и умение играть на барабанах вовсе не означают умение их настраивать. Заставить барабан звучать так, как нужно вам – своего рода искусство, на овладение которым необходимо потратить много времени, а также запастись терпением.
Не существует правильной или неправильной настройки барабанов, каждый барабанщик настраивает так, как он слышит и чувствует, как кажется правильным именно ему. Но есть общие приемы и рекомендации, к которым стоит прислушаться, особенно, если вы новичок, и вас нужно направлять в ваших начинаниях.
Итак, настройка барабанов обычно проходит в 4 этапа:
подготовка,
посадка пластика,
настройка пластика,
тонкая настройка.
Рассмотрим эти этапы подробнее.
Снимите все болты, пластик и обруч с барабана. Перед тем, как установить пластик, протрите чистой тряпочкой кромку барабана, удалите с неё пыль и скопившуюся грязь.
Положите пластик на барабан и покрутите его в разные стороны. Найдите место, где пластик легче всего вращается по корпусу, сверху поместите обруч. Наживите все настроечные винты, а затем закрутите их пальцами до касания с обручем, после этого закрутите настроечные винты пальцами до упора. Можно воспользоваться данной схемой или другой, главное, чтобы пластик был равномерно посажен по всей длине окружности.
Далее воспользуйтесь ключом, начните поворачивать ключ по четверти оборота, работайте по перекрестной схеме, чтобы натяжение было равномерным. Если в процессе натяжения пластика, вы слышите треск – это нормально, новый пластик часто потрескивает в процессе усадки.
После подкручивания постучите по пластику (пальцами, палочкой, ключом) около каждого болта, чтобы убедиться в равномерном натяжении пластика. Затягивание болтов продолжайте до тех пор, как звук не будет немного выше того, к которому вы стремитесь, ибо пластик еще растянется.
После посадки пластика нужно настроить его «под себя» максимально точно, избегая при этом лишних обертонов. Настройка осуществляется постукиванием по пластику около каждого болта и подтягиванием тех болтов, где звук ниже. Настраивайте всегда именно вверх, подтягивая болты, а не ослабляя их. Если звук стал слишком высоким, опускайте весь строй и начинайте сначала, подтягивая вверх до нужного звучания. Подтягивать болты нужно очень аккуратно, чтобы не перетянуть, поворачивайте ключ примерно на 1/8 от полного оборота. Проделайте то же самое со вторым пластиком. Цель – добиться равномерного натяжения пластика, то есть одинакового звука при постукивании в любом месте пластика.
Она позволяет настроить пластик ниже или выше, и при этом сохранить общее звучание. Настроить оба пластика барабана в гармонии друг с другом можно тремя способами.
Настроить оба пластика на одну резонансную частоту. В результате вы получите чистый тон и долгий сустейн. Более открытый звук обеспечит прозрачный пластик.
Настроить верхний пластик выше нижнего. Такое решение позволяет настроить барабан на низкое звучание, но при этом иметь хороший отскок барабанной палочки. Можно получить «жирный» звук, если настроить резонансный пластик на самый низкий тон, подстраивая затем пластик ударный. Звук будет «рычать», если удары будут сильнее.
Настроить верхний пластик ниже резонансного. Такой вариант настройки обеспечит менее глубокий звук и короткий сустейн. Для яркой атаки резонансный пластик настраивают на 1-3 ноты выше ударного
Настройка двух пластиков на разные частоты обеспечивает фазовый сдвиг, в результате чего барабан либо станет более резонансным, либо заглохнет. Достичь такого эффекта можно, ослабив всего один винт, что может привести к порче пластика, либо немного ослабить все винты, что более безопасно.
Ударная установка состоит из нескольких барабанов, которые условно можно разделить на три группы: малые барабаны, басовые барабаны (бочки) и томы. Их настройка отличается друг от друга и имеет свою специфику.
Начнем с рекомендаций по выбору пластиков.
Для получения максимально открытого звучания используйте однослойные пластики
Для получения громкого звука и длинного сустейна, в комплекте с двухслойным верхним пластиком нужно ставить тонкий резонансный.
Для более теплого звука следует отдать предпочтение пластикам с напылением.
Для яркой атаки и минимизации обертонов и сустейна используйте резонансный заглушенный пластик.
Делайте выбор в пользу черных пластиков, если хотите получить среднечастотные обертона.
При отсутствии демпферов, теплота звука напрямую зависит от толщины покрытия.
При использовании прозрачного резонансного пластика вы получите более мягкий звук, богатые обертона и дополнительные возможности в нижнем частотном спектре.
Продолжаем настраивать том томы. Для этого закрепите барабан на стойке, послушайте его и убедитесь, что звучание отличается от ранее настроенного. Поэтому продолжайте тонкую настройку барабана. Если вы настраиваете пластики на одну частоту, то при настройке одного пластика, другой должен быть полностью заглушен. Как вы поймете, что настройка окончена? Прежде всего, звук вас должен радовать, став объемным и живым,
Бочка или бас-барабан может быть открытым с одной стороны, закрытым или иметь отверстие разного диаметра на резонаторном пластике. Открытые бочки были популярны в 70-х годах прошлого века, сейчас все больше музыкантов устанавливают резонансные пластики, но это, конечно, выбор строго индивидуальный, зависящий от стилистических предпочтений и желания звучать в целом. Рассмотрим разные варианты.
Отверстие в переднем пластике позволяет получить эффект отраженного звука, который как бы «выстреливает» через это отверстие, наиболее часто используемый вариант в современных условиях
Отверстие в резонансном пластике диаметром более 7” позволяет легко установить микрофоны и демпферы внутри бочки, в данном случае хорошо слышна атака от колотушки с минимальным тембровым окрашиванием.
Отверстия диаметром 4,5” или 5” (а также два смещенных отверстия) позволяют легко управлять колотушкой, резонанс барабана имеет большую мощность, резонансный пластик существеннее влияет на настройку барабана.
Отсутствие отверстий в пластиках обеспечивает максимальный отскок колотушки, звучание барабана получается гулким. Общее звучание определяется резонансным пластиком.
Вопрос открытости бочки – это вопрос открытости звука.
Что касается «внутреннего содержания» бочки, условно назовем его «подушка» (различные прокладки, заглушающие материалы), то нужно иметь в виду следующее.
Если подушка прикрывает 1/5 ударного пластика, то вы имеете яркую атаку без сустейна.
Если подушка прикрывает 1/5 резонансного пластика, то атака становится менее заметной, зато проявляются яркие обертоны.
Если подушка прикрывает 1/5 ударного и резонансного пластиков одновременно, то громкость звучания барабана снижается, зато в результате вы имеете подчеркнутую атаку, собранное послезвучие и приглушенные обертоны.
Если подушка прикрывает 1/4- 1/3 ударного и 1/5 резонансного пластиков, то получается жесткая и подчеркнутая атака при пониженной громкости, отсутствие обертонов и более концентрированное послезвучие.
Если подушка прикрывает 1/4- 1/3 обоих пластиков, звук получается очень собранным, что является идеальным вариантом для микрофона, который близко расположен. Очень яркая атака, сниженная громкость, послезвучие без микрофона почти не заметно.
Убрать лишний гул бочки можно с помощью ослабления винтов ударного пластика. И тут не стоит переборщить, чтобы не потерять отражение звука.
«Пластмассовое» звучание бочки обеспечивается установкой однослойного ударного пластика, который настраивается максимально низко, далее чуть расслабляется каждый винт.
Для получения короткого резонансного взрывного звука, используйте демпфер EQ, прижав его к одному пластику. Демпфировать пластики можно полосками фетра различной ширины, подложенные под пластик посередине. Можно также использовать наклейки, подушки, одеяла, полотенце, одним словом, не ограничивайте свою фантазию.
Для лучшего резонанса можно разместить бочку как можно выше над полом.
Стандартная настройка малого барабана в большей степени определяется подбором обечайки и пружин подструнника.
В отличие от томов, пластики малого барабана настраиваются не на одну частоту. Тонкий резонансный пластик находится в соприкосновении со струнами, которые в совокупности с пластиками определяют звучание малого барабана и отличает его от других видов барабанов. Акустические особенности самого барабана меркнут перед звуковыми характеристиками струн. Для увеличения чувствительности струн и уменьшения «трескучести» барабана резонансный пластик лучше настраивать довольно высоко при слабом натяжении самих струн.
Если хороший отскок не так важен для вас, можете настроить барабан более низко, правда при этом потеряется объемность звука.
Особенности настройки малого барабана
Настраивайте барабан стандартно, но подтягивайте болты, повышая строй, резонансного пластика, а не ударного, как на томах.
Пластики должны быть настроены не в унисон, а с разницей в 2 - 3 ноты, за счет чего вы можете как полностью погасить обертоны (и обойтись без заглушек), так и особо выделить их.
Настраиваем резонансный пластик максимально низко для получения жирного звука и выше ударного – для четкого звука.
Запомните: в малом барабане ударом управляет подструнник.
Также на звучание малого барабана влияет стойка: позвольте нижнему ободу и обечайке свободно вибрировать, не зажимая их.
Как уже говорилось выше, подструнник решает многое в звучании малого барабана. Как меняется его звучание при усилении натяжения по пятибалльной шкале (от минимального к максимальному)?
Дребезжит, звук смазан.
Дребезжит меньше, звук сухой.
Звук «теплеет».
«Теплота» уходит, появляется четкость звука.
Тугой звук, отсутствие тембра. Перетянули.
Просто несколько фактов, которые необходимо знать .
Для низкого и «жирного» звучания начните настройку снизу и двигайтесь вверх, это касается и расположения и частоты. То есть начните с самого низкого напольного тома, настройте его максимально низко.
Если вам нужно роковое звучание и четкость ударов, а также в вашей установке имеются несколько альтов, то начните с первого, настроив его, вы сделаете его ориентиром всей настройки, продолжайте настройку от него. Наиболее полное и гармоничное звучание установки можно получить, если настроить барабаны через пять нот. Это же касается и бочки: разница в пять нот с самым низким томом.
Если вы играете в стиле Fank, то начните настройку с бочки, потому что именно она главенствует в этом стиле. Затем малый барабан, и далее от него вниз.
Строй барабана меняется при регулярной игре, это логично, ведь пластик деформируется. Подстройка нужна постоянно, причем не только ударному пластику, но и резонансному.
Климатические условия влияют на пластик, от жары он растягивается, от холода – сжимается и может треснуть, поэтому не пытайтесь настроить холодный барабан.
Настройка установки на маленькой сцене и на большой будет существенно отличаться, так как нужно учитывать, какие звуки сможет услышать публика. Также настройка и выбор пластиков зависят от наличия микрофонов и их расположения
Расстояние оказывает существенное влияние для восприятия звучания барабанов. Высокие звуки «долетают» дальше, низкие – заглушаются.
Дешево – не значит плохо. Иногда недорогая древесина обечайки и штампованные обода звучат лучше дорогих и литых.
После удара по барабаны мы в первую очередь воспринимаем атаку и основной тон, а уже чуть с опозданием обертоны, которые помогают звуку барабанов быть слышимым среди других инструментов и долететь до слушателей.
Помимо очевидных советов по смене пластиков, ободов и так далее, есть небольшие хитрости, которые помогут вашей ударной установке звучать лучше. Но сначала всё же проверьте пластики.
Проверьте кромку барабана. Она должна быть ровной. Поставьте барабан без пластика на ровную поверхность и поместите источник света внутрь барабана. Свет из-под барабана не должен пробиваться.
Используйте разные наконечники. Речь идет о барабанных палочках, разумеется. Экспериментируйте и ищите лучший звук.
Поставьте напольный том на ножки с резиновым наконечником. Это увеличит его сустейн.
Настройте колотушку для бочки. Удар колотушки должен приходиться точно в центр пластика, чтобы достичь лучшего резонанса и тона.
Проверьте пружины малого барабана. Они должны располагаться ровно и точно по центру.
Стоит заметить, что настройка барабанов – процесс бесконечный, ибо каждый раз барабан будет расстраиваться в процессе работы из-за растяжения пластика. Также придется подстраивать инструмент под акустические особенности помещения.
Хотелось бы упомянуть и современных помощников в настройке барабанов, это механические и электронные тюнеры. В описании каждого из них есть таблицы рекомендуемых значений для разных барабанов и типов пластиков, но они не гарантируют, что полученный результат устроит именно вас. Эти приборы помогут вам сократить время потраченное на настройку, но не добавят вам собственного понимания этого процесса.
Настраивайте свою ударную установку так, как нравится вам, но не забывайте о публике, послушайте, как звучат барабаны со стороны и на различных расстояниях. Экспериментируйте с различными пластиками, заглушками, методами настройки, ищите свой звук, отрабатывайте навыки. И успехов в творчестве!