Настройка барабанов

23 мая 2020

Владение музыкальной грамотностью и умение играть на барабанах вовсе не означают умение их настраивать. Заставить барабан звучать так, как нужно вам – своего рода искусство, на овладение которым необходимо потратить много времени, а также запастись терпением.

Не существует правильной или неправильной настройки барабанов, каждый барабанщик настраивает так, как он слышит и чувствует, как кажется правильным именно ему. Но есть общие приемы и рекомендации, к которым стоит прислушаться, особенно, если вы новичок, и вас нужно направлять в ваших начинаниях.


Этапы настройки барабанов

   Итак, настройка барабанов обычно проходит в 4 этапа:

Рассмотрим эти этапы подробнее.

1. Подготовка к настройке.

Снимите все болты, пластик и обруч с барабана. Перед тем, как установить пластик, протрите чистой тряпочкой кромку барабана, удалите с неё пыль и скопившуюся грязь.

2. Посадка пластика

Положите пластик на барабан и покрутите его в разные стороны. Найдите место, где пластик легче всего вращается по корпусу, сверху поместите обруч. Наживите все настроечные винты, а затем закрутите их пальцами до касания с обручем, после этого закрутите настроечные винты пальцами до упора. Можно воспользоваться данной схемой или другой, главное, чтобы пластик был равномерно посажен по всей длине окружности.


Далее воспользуйтесь ключом, начните поворачивать ключ по четверти оборота, работайте по перекрестной схеме, чтобы натяжение было равномерным. Если в процессе натяжения пластика, вы слышите треск – это нормально, новый пластик часто потрескивает в процессе усадки.

После подкручивания постучите по пластику (пальцами, палочкой, ключом) около каждого болта, чтобы убедиться в равномерном натяжении пластика. Затягивание болтов продолжайте до тех пор, как звук не будет немного выше того, к которому вы стремитесь, ибо пластик еще растянется.

3. Настройка пластика. 

После посадки пластика нужно настроить его «под себя» максимально точно, избегая при этом лишних обертонов. Настройка осуществляется постукиванием по пластику около каждого болта и подтягиванием тех болтов, где звук ниже. Настраивайте всегда именно вверх, подтягивая болты, а не ослабляя их. Если звук стал слишком высоким, опускайте весь строй и начинайте сначала, подтягивая вверх до нужного звучания. Подтягивать болты нужно очень аккуратно, чтобы не перетянуть, поворачивайте ключ примерно на 1/8 от полного оборота. Проделайте то же самое со вторым пластиком. Цель – добиться равномерного натяжения пластика, то есть одинакового звука при постукивании в любом месте пластика.


4. Тонкая настройка барабана.

Она позволяет настроить пластик ниже или выше, и при этом сохранить общее звучание. Настроить оба пластика барабана в гармонии друг с другом можно тремя способами.


Настройка двух пластиков на разные частоты обеспечивает фазовый сдвиг, в результате чего барабан либо станет более резонансным, либо заглохнет. Достичь такого эффекта можно, ослабив всего один винт, что может привести к порче пластика, либо немного ослабить все винты, что более безопасно.

Ударная установка состоит из нескольких барабанов, которые условно можно разделить на три группы: малые барабаны, басовые барабаны (бочки) и томы. Их настройка отличается друг от друга и имеет свою специфику.


Том томы

Начнем с рекомендаций по выбору пластиков.

Для получения максимально открытого звучания используйте однослойные пластики


Продолжаем настраивать том томы. Для этого закрепите барабан на стойке, послушайте его и убедитесь, что звучание отличается от ранее настроенного. Поэтому продолжайте тонкую настройку барабана. Если вы настраиваете пластики на одну частоту, то при настройке одного пластика, другой должен быть полностью заглушен. Как вы поймете, что настройка окончена? Прежде всего, звук вас должен радовать, став объемным и живым,

Бочка

Бочка или бас-барабан может быть открытым с одной стороны, закрытым или иметь отверстие разного диаметра на резонаторном пластике. Открытые бочки были популярны в 70-х годах прошлого века, сейчас все больше музыкантов устанавливают резонансные пластики, но это, конечно, выбор строго индивидуальный, зависящий от стилистических предпочтений и желания звучать в целом. Рассмотрим разные варианты.


Вопрос открытости бочки – это вопрос открытости звука.


Что касается «внутреннего содержания» бочки, условно назовем его «подушка» (различные прокладки, заглушающие материалы), то нужно иметь в виду следующее.

Убрать лишний гул бочки можно с помощью ослабления винтов ударного пластика. И тут не стоит переборщить, чтобы не потерять отражение звука.

«Пластмассовое» звучание бочки обеспечивается установкой однослойного ударного пластика, который настраивается максимально низко, далее чуть расслабляется каждый винт.

Для получения короткого резонансного взрывного звука, используйте демпфер EQ, прижав его к одному пластику. Демпфировать пластики можно полосками фетра различной ширины, подложенные под пластик посередине. Можно также использовать наклейки, подушки, одеяла, полотенце, одним словом, не ограничивайте свою фантазию.

Для лучшего резонанса можно разместить бочку как можно выше над полом.

Малый барабан

Стандартная настройка малого барабана в большей степени определяется подбором обечайки и пружин подструнника.


В отличие от томов, пластики малого барабана настраиваются не на одну частоту. Тонкий резонансный пластик находится в соприкосновении со струнами, которые в совокупности с пластиками определяют звучание малого барабана и отличает его от других видов барабанов. Акустические особенности самого барабана меркнут перед звуковыми характеристиками струн. Для увеличения чувствительности струн и уменьшения «трескучести» барабана резонансный пластик лучше настраивать довольно высоко при слабом натяжении самих струн.

Если хороший отскок не так важен для вас, можете настроить барабан более низко, правда при этом потеряется объемность звука.

Особенности настройки малого барабана


Как уже говорилось выше, подструнник решает многое в звучании малого барабана. Как меняется его звучание при усилении натяжения по пятибалльной шкале (от минимального к максимальному)?

  1. Дребезжит, звук смазан.

  2. Дребезжит меньше, звук сухой.

  3. Звук «теплеет».

  4. «Теплота» уходит, появляется четкость звука.

  5. Тугой звук, отсутствие тембра. Перетянули.

Настройка ударной установки.

Просто несколько фактов, которые необходимо знать .

Для низкого и «жирного» звучания начните настройку снизу и двигайтесь вверх, это касается и расположения и частоты. То есть начните с самого низкого напольного тома, настройте его максимально низко.


Если вам нужно роковое звучание и четкость ударов, а также в вашей установке имеются несколько альтов, то начните с первого, настроив его, вы сделаете его ориентиром всей настройки, продолжайте настройку от него. Наиболее полное и гармоничное звучание установки можно получить, если настроить барабаны через пять нот. Это же касается и бочки: разница в пять нот с самым низким томом.

Если вы играете в стиле Fank, то начните настройку с бочки, потому что именно она главенствует в этом стиле. Затем малый барабан, и далее от него вниз.

Строй барабана меняется при регулярной игре, это логично, ведь пластик деформируется. Подстройка нужна постоянно, причем не только ударному пластику, но и резонансному.

Климатические условия влияют на пластик, от жары он растягивается, от холода – сжимается и может треснуть, поэтому не пытайтесь настроить холодный барабан.

Настройка установки на маленькой сцене и на большой будет существенно отличаться, так как нужно учитывать, какие звуки сможет услышать публика. Также настройка и выбор пластиков зависят от наличия микрофонов и их расположения

Расстояние оказывает существенное влияние для восприятия звучания барабанов. Высокие звуки «долетают» дальше, низкие – заглушаются.

Дешево – не значит плохо. Иногда недорогая древесина обечайки и штампованные обода звучат лучше дорогих и литых.

После удара по барабаны мы в первую очередь воспринимаем атаку и основной тон, а уже чуть с опозданием обертоны, которые помогают звуку барабанов быть слышимым среди других инструментов и долететь до слушателей.

Как заставить барабаны звучать лучше?

Помимо очевидных советов по смене пластиков, ободов и так далее, есть небольшие хитрости, которые помогут вашей ударной установке звучать лучше. Но сначала всё же проверьте пластики.

  1. Проверьте кромку барабана. Она должна быть ровной. Поставьте барабан без пластика на ровную поверхность и поместите источник света внутрь барабана. Свет из-под барабана не должен пробиваться.

  2. Используйте разные наконечники. Речь идет о барабанных палочках, разумеется. Экспериментируйте и ищите лучший звук.

  3. Поставьте напольный том на ножки с резиновым наконечником. Это увеличит его сустейн.

  4. Настройте колотушку для бочки. Удар колотушки должен приходиться точно в центр пластика, чтобы достичь лучшего резонанса и тона.

  5. Проверьте пружины малого барабана. Они должны располагаться ровно и точно по центру.

Стоит заметить, что настройка барабанов – процесс бесконечный, ибо каждый раз барабан будет расстраиваться в процессе работы из-за растяжения пластика. Также придется подстраивать инструмент под акустические особенности помещения.

Хотелось бы упомянуть и современных помощников в настройке барабанов, это механические и электронные тюнеры. В описании каждого из них есть таблицы рекомендуемых значений для разных барабанов и типов пластиков, но они не гарантируют, что полученный результат устроит именно вас. Эти приборы помогут вам сократить время потраченное на настройку, но не добавят вам собственного понимания этого процесса.

Настраивайте свою ударную установку так, как нравится вам, но не забывайте о публике, послушайте, как звучат барабаны со стороны и на различных расстояниях. Экспериментируйте с различными пластиками, заглушками, методами настройки, ищите свой звук, отрабатывайте навыки. И успехов в творчестве!