Музыкальные ритмы и ритмические рисунки

28 фев 2024

Музыкальный ритм - это основа любой музыкальной композиции. Без ритма музыка не будет иметь своего неповторимого характера, а слушатели не смогут понять, какую эмоцию хотели передать авторы. В этой статье мы поговорим о том, какие бывают музыкальные ритмы, как они влияют на восприятие музыки и как их можно использовать для создания собственных композиций.

Что такое музыкальный ритм?

Музыкальный ритм – это чередование звуков различной длительности, которые образуют определенную последовательность. Ритм создает ощущение времени и движения в музыке, помогает слушателю понять, где начинается и заканчивается мелодия, и как она развивается.

Музыкальные ритмы могут быть простыми и сложными, быстрыми и медленными, но все они имеют одну общую черту – они должны быть гармоничными и приятными для восприятия. Если ритм слишком сложный или хаотичный, то слушатель может потерять интерес к музыке, а если ритм слишком простой или однообразный, то музыка может показаться скучной.


Какие бывают музыкальные ритмы?

Существует множество различных видов музыкальных ритмов, каждый из которых имеет свои особенности и может быть использован для создания разных музыкальных стилей и жанров. Вот некоторые из них:



Элементы ритма

Разберемся в основных элементах ритма и их значении для создания музыки.

1.  Такт и размер. Такт - это минимальный отрезок музыкального произведения, который содержит одну сильную и одну или несколько слабых долей. Размер такта определяет количество долей в одном такте и обозначается двумя числами, например 4/4 или 3/4. Размер такта влияет на темп и динамику музыки, а также на ее характер и настроение.


2. Темп. Темп - это скорость исполнения музыкального произведения. Он измеряется в ударах в минуту (BPM) и может варьироваться от очень медленного до очень быстрого. Темп определяется размером такта и влияет на динамику и экспрессию музыки.


3. Метр. Метр - это система организации музыкальных звуков во времени, основанная на чередовании сильных и слабых долей. Метр определяет структуру и организацию музыкального произведения и может быть двудольным (2/4, 4/4) или трехдольным (3/4, 6/8).

4. Акцент. Акцент – это выделение определенной доли такта, которое может быть выполнено различными способами, такими как изменение громкости, тембра, длительности нот и т.д. Акценты играют важную роль в создании динамики и экспрессии музыкального произведения.

5. Ритмические фигуры. Ритмическая фигура – это комбинация длительностей нот и пауз, которая образует определенную ритмическую структуру. Ритмические фигуры могут быть простыми (например, восьмые и четверти) или сложными (например, триоли, шестнадцатые). Ритмические фигуры используются для создания разнообразных ритмических рисунков и придания музыкальному произведению выразительности.

Поговорим о ритмических рисунках подробнее. Понимание и умение создавать различные ритмические рисунки является важным аспектом обучения музыке. Можно выделить две большие группы: несинкопированные и синкопированные ритмические узоры.

Несинкопированные ритмические рисунки

Несинкопированные (или нерегулярные) ритмические узоры являются одним из ключевых элементов в современной музыке. Они позволяют создавать уникальные и интересные ритмические текстуры, которые не только придают музыке оригинальность, но и помогают выразить эмоции и настроения.

Создание несинкопированного ритмического узора начинается с выбора основного ритма, который будет служить основой для дальнейшего развития узора. Этот основной ритм должен быть простым и легко запоминающимся, чтобы он мог служить опорой для более сложных элементов узора.

После выбора основного ритма можно начать добавлять к нему различные вариации и изменения, чтобы сделать узор более интересным и непредсказуемым. Вариации могут включать изменение длительности нот, добавление акцентов, изменение темпа и т.д. Важно помнить, что все изменения должны происходить в рамках основного ритма, чтобы сохранить его узнаваемость.

Несинкопированные ритмы можно услышать во многих музыкальных стилях, включая джаз, фанк, хип-хоп и даже электронную музыку. Один из самых известных примеров - композиция “Billie Jean” Майкла Джексона, где используется несинкопированный ритм для создания уникального звучания. В хип-хопе также часто используются несинкопированные ритмы, чтобы добавить оригинальности и энергии в треки. В электронной музыке несинкопированные ритмы могут использоваться для создания сложных и многослойных композиций.

Какими же бывают несинкопированные ритмические рисунки и как тренировать их?

1.“Четыре на этаже”(четыре четверти)

Ритмический рисунок “Четыре на этаже” является одним из самых популярных и узнаваемых ритмических паттернов в мире музыки. Этот паттерн характеризуется наличием четырех ударов на каждом шаге, а его название происходит от того, что каждый удар приходится на “этаж” или долю такта. Рисунок был изобретен в 1960-х годах и стал основным элементом многих стилей музыки, включая рок, поп и джаз. Он был особенно популярен в эпоху “британского вторжения”, когда такие группы, как The Beatles и The Rolling Stones, использовали его в своих песнях. Сегодня этот паттерн остается одним из самых узнаваемых и универсальных ритмических элементов.

Ритмический рисунок “Четыре на этаже” может использоваться в различных музыкальных стилях и контекстах. Этот паттерн является основой многих рок-песен, особенно в стилях хард-рок и хэви-метал.


Тренируемся: считайте вслух по четыре ("1-2-3-4)" и отстукивайте каждый такт правой рукой. Затем попробуйте акцентировать первый удар каждого такта.

2.The Off-Beat

The Off-Beat появился в джазовой музыке и стал использоваться для создания новых ритмических текстур. Со временем этот рисунок стал применяться и в других музыкальных стилях для создания более интересного и динамичного звучания.

Паттерн “The Off-Beat” может быть использован различными способами в музыке. Например, он может использоваться для добавления контраста и разнообразия в мелодию, или для создания ощущения движения и энергии. В джазе он часто используется для создания соло, где музыкант может свободно импровизировать, используя этот паттерн в качестве основы.


Тренируемся: считая до четырех, отстукивайте правой рукой такты на счет два и четыре. Можете попробовать отстучать по две четные ноты на каждый из тактов два и четыре. Для разнообразия попробуйте постукивать левой рукой только на третьем такте, в то время как правая рука продолжает удары на 2 и 4.

3.Баллада

Балладный ритм имеет долгую историю, которая берет свое начало в средневековой Европе. С тех пор он претерпел множество изменений и трансформаций, но сохранил свою узнаваемую структуру и мелодичность.

Балладный ритм легко узнать по его размеренности и плавности. Он состоит из чередующихся долей, которые образуют такты. Каждый такт начинается с сильной доли, затем следуют две слабые доли. Балладные мелодии часто имеют длинные фразы и переходы между ними, что придает звучанию мягкость и глубину.

Балладная ритмика используется во многих стилях музыки, начиная от классической и народной музыки и заканчивая джазом и роком. В классической музыке балладный ритм часто используется в медленных и лирических произведениях, таких как сонаты и симфонии. В народной музыке балладные ритмы служат основой для многих песен и танцев.

В джазовой и рок-музыке балладные ритмы также нашли свое применение, придавая композициям особую атмосферу и эмоциональность.

Одним из наиболее известных примеров использования балладного ритма является песня “Yesterday” группы The Beatles. В этой песне ритм баллады сочетается с элементами рок-н-ролла, создавая уникальное звучание и атмосферу.

Таким образом, ритмический рисунок баллады является одним из наиболее узнаваемых и популярных ритмических рисунков в музыке. Его использование позволяет создавать произведения различных стилей и жанров, добавляя им мягкость, глубину и эмоциональность.


Тренируемся: считайте четверками, но добавляйте после второго счета «и»: 1-2-и-3-4'. Правой рукой отбивайте такты 1, 2и, 3 (и такт 4, если вы исполняете вариацию). Левая рука отбивает счет. Затем попробуйте поменять роли для каждой руки.

4.The Pulsing 8ths

The Pulsing 8ths – это ритмичный паттерн, основанный на чередовании восьмых и шестнадцатых нот. Он характеризуется пульсирующим, ритмичным рисунком, который создает ощущение движения и динамики в музыке. Этот паттерн был создан в 80-е годы прошлого века и изначально использовался в джазовой и фанк-музыке. Однако со временем он стал применяться и в других жанрах, включая поп, рок и электронную музыку.

Одной из особенностей The Pulsing 8ths является его способность создавать контраст между быстрыми и медленными элементами в композиции. Этот эффект достигается за счет чередования быстрых и медленных нот, что создает ощущение пульсации и движения.

Тренируемся: сначала потренируйтесь считать четверками, вставляя между каждым счетом звук "и" (или повторяйте слово "cola" на каждый такт - два слога естественным образом разделят ваш такт на два). Затем отстучите ритм правой рукой. Когда у вас появится плавный ритм, попробуйте отстукивать основные четыре удара левой рукой, а правой играть пульсирующие восьмые ноты.

5.Вальс

Вальсовый ритм возник в Австрии в начале XIX века, когда вальс начал распространяться по всей Европе. Изначально вальс был танцем простолюдинов, но вскоре он стал популярен и среди аристократии. Одним из первых композиторов, которые начали использовать вальсовый ритм в своих произведениях, был Иоганн Штраус-старший.

Вальсовый ритм характеризуется плавностью и легкостью. Он состоит из трех долей в такте, причем первая и третья доли являются слабыми, а вторая – сильной. Это создает ощущение постоянного движения вперед и вверх. Вальсовый ритм также отличается своей симметрией и повторяемостью, что делает его узнаваемым и легко запоминающимся.

Тренируемся: напомним, что в размере 3/4 в каждом такте всего три удара. Поэтому в этот раз мы будем считать тройками (1-2-3, 1-2-3 и т.д.). Отстучите первый и последний такты правой рукой, но сделайте небольшой акцент на первом такте. В качестве вариации попробуйте сыграть такт 1 левой рукой, а такты 2 и 3 - правой, считая при этом вслух по три.

Синкопированные ритмические узоры

Синкопирование - это техника, которая может использоваться для создания уникальных и запоминающихся ритмических рисунков. Она заключается в том, что акценты в ритме ставятся на слабые доли, вместо сильных. Это создает ощущение волнения и непредсказуемости. Синкопированные ритмы могут быть очень интересными и захватывающими, так как не отвечают нашим ожиданиям. Мы привыкли ожидать, что акцент ставится на сильные доли, но когда этого не происходит, возникает новый и интересный ритм.

Синкопа может использоваться для создания множества различных музыкальных эффектов. Она может добавить волнение, предвкушение или даже грусть. Важно помнить, что цель использования синкопы - создать интересный и запоминающийся ритмический рисунок. Синкопа - это как вишенка на торте, она добавляет последний штрих к музыкальному произведению.

Вот несколько классических синкопированных ритмов, которые стоит освоить.

1.The Pull

The Pull, который позволяет создавать глубокие и эмоциональные композиции. Он характеризуется наличием длинных нот с акцентами на слабых долях такта, что создает эффект “притяжения”. Этот рисунок пришел из джазовой музыки, где он используется для создания импровизаций, но благодаря своей выразительности и глубине, он также нашел применение и в других музыкальных направлениях.

Один из ярких примеров использования The Pull - композиция “So What” Майлза Дэвиса. В этом произведении ритм играет ключевую роль, создавая атмосферу напряженности и ожидания. Длинные ноты на слабых долях такта создают ощущение “тяги”, которое усиливается аккомпанементом и вокалом.

Другой пример - композиция “All Blues” Билла Эванса. Здесь ритм The Pull используется для создания эмоционального напряжения, которое нарастает и спадает на протяжении всей композиции.

Тренируемся: считайте вслух по четыре, разделяя каждый счет на два с помощью слова "и": 1 - и - 2 - и - 3 - и - 4 - и

Не забывайте, что даун-бит (первый удар) идет сразу после 4-и, так что к этому придется привыкнуть.

Как только вы освоите партию правой руки, попробуйте добавить левую руку, отстукивающую четвертные ноты, при этом продолжая считать вслух, как и раньше.

Правая рука: 1 - и - 2 - и - 3 - и - 4 - и

Левая рука: 1 2 3 4

А теперь попробуйте отстучать этот ритм, не считая вслух.

2.Билли Джин

Билли Джин - это не только имя известной поп-звезды, но и название одного из самых популярных и узнаваемых ритмических рисунков в истории музыки. Он стал известен благодаря одноименному хиту Майкла Джексона, выпущенному в 1987 году.

Этот ритмический рисунок был создан самим Майклом Джексоном и его командой музыкантов. Они хотели создать что-то новое и уникальное, что могло бы привлечь внимание слушателей и стать хитом. И им это удалось.

Особенность ритмического рисунка Билли Джин заключается в его сложности и разнообразии. Он включает в себя множество различных элементов, таких как синкопы, свинги, брейки и другие. Все это делает его очень интересным и захватывающим для слушателя.

Тренируемся: считая так же, как в "The Pull", правой рукой отбивайте такт вниз и 2 -и:

1 - и - 2 - и - 3 - и - 4 - и

Затем добавьте левую руку, отстукивающую четыре основных такта меры:

Правая рука: 1 - и - 2 - и - 3 - и - 4 - и

Левая рука: 1 2 3 4

3.Viva La Vida

“Viva La Vida” - это песня, которая была выпущена в 2008 году и стала одним из самых ярких хитов группы. Ее ритмический рисунок отличается своей оригинальностью и сложностью. В основе лежит сочетание различных инструментов, таких как гитара, клавишные и ударные, которые создают неповторимый звук.

Основной особенностью ритмического рисунка “Viva La Vida” является его разнообразие. В песне можно услышать как быстрые, так и медленные части, что придает ей глубину и эмоциональность. Кроме того, в песне присутствуют элементы джаза и фолка, которые делают ее еще более интересной для прослушивания.

Одним из ключевых моментов ритмического рисунка является использование синкоп, которые придают песне особую динамику и энергию. Также стоит отметить использование различных музыкальных размеров, что добавляет сложности и разнообразия в структуру песни.


Тренируемся: снова считайте по четыре, с делениями на вторую восьмую ноту каждого такта.

Правой рукой набивайте:

1 - и - 2 - и - 3 - и - 4 - и | 1 - и - 2 - и - 3 - и - 4 - и

Затем добавьте левую руку, отстукивающую такты с 1 по 4:

Правая рука: 1 - и - 2 - и - 3 - и - 4 - и | 1 - и - 2 - и - 3 - и - 4 - и

Левая рука: 1 2 3 4 | 1 2 3 4

Как научиться играть различные ритмы на гитаре

Чтобы научиться играть ритмы на гитаре, можно следовать следующим шагам:

  1. Изучите основные аккорды и построения: начните с изучения основных аккордов, затем научитесь строить последовательности аккордов.

  2. Осваивайте технику игры боем и перебором
  3. Практикуйте различные виды ударов и брейков.
  4. Экспериментируйте с различными ритмическими фигурами: попробуйте использовать синкопы, пунктирные и триольные ритмы для создания интересных и разнообразных ритмических рисунков.
  5. Слушайте музыку и анализируйте ритмические паттерны: Слушайте различные жанры музыки, такие как рок, блюз, джаз и хип-хоп, и анализируйте их ритмические структуры. Попробуйте имитировать их на своей гитаре.

  6. Используйте метроном для контроля темпа и ритма. Начните с медленных темпов и постепенно увеличивайте скорость.

  7. Практикуйте регулярно: регулярная практика поможет вам улучшить свою технику и чувство ритма. Постарайтесь заниматься каждый день или хотя бы несколько раз в неделю.

  8. Общайтесь с другими гитаристами и учитесь у них: общение с другими музыкантами может помочь вам получить новые идеи и советы по игре на гитаре. Возможно, вы сможете найти учителя или наставника, который поможет вам развить свои навыки.

  9. Участвуйте в джем-сейшнах и концертах: участие в джем-сейшнах и живых выступлениях поможет вам обрести уверенность в своих навыках и научиться играть в разных ситуациях.

  10. Не бойтесь экспериментировать и искать свой стиль, пробовать новые техники и подходы к игре на гитаре. Ищите свой уникальный стиль и звук, который будет отражать вашу индивидуальность и интересы.


Помните, что каждый ритм имеет свои особенности, и вам может потребоваться время, чтобы освоить их все. Но чем больше вы будете практиковаться и экспериментировать с различными ритмами, тем более разнообразными и интересными станут ваши музыкальные произведения.