Музыка на кассетах: она вернулась, ее слушают «зумеры», в продаже снова есть плееры

17 окт 2024

В последние несколько лет мировой рынок музыки, официально изданной на компакт-кассетах, показал неожиданный рост. Например, согласно отчету Ассоциации британской музыкальной индустрии (BPI), продажи кассет в 2022 году достигли максимума за почти 20 лет, увеличившись на 5,2%. В тот год только в UK было продано 195,000 единиц.

Возвращение кассет на Британских островах продолжается уже целое десятилетие, причем они занимают значительную долю в продажах некоторых новых альбомов. В частности 10% продаж на этих ретро-носителях пришлись на популярные альбомы вроде «Born Pink» корейской девичьей группы Blackpink и «Noughty By Nature» британского дрилл-артиста Digga D.

В 2023 году рекордсменкой по продажам музыки на кассетах в Великобритании стала певица и актриса Оливия Родриго. Общие тиражи кассет несколько упали, но сохранили шестизначные значения, если считать в штуках.

Примерно те же, а то и более оптимистичные для ретроманов тенденции существуют во всем мире. Продажи музыки на кассетах, конечно, уступают винилу и являются нишевой штукой. Тем не менее, они занимают уже хорошо заметную долю рынка

По данным Международной федерации фонографической индустрии, в 2023 году физические музыкальные носители, включая кассеты, продемонстрировали двузначный рост доходов от продаж – на 13,4%.

Наибольшими темпами рынок записанной музыки растет в Азии, Латинской Америке и Африке. Соответственно, там же быстрее увеличиваются продажи записей на физических носителях.


Поп-звезды заметили тенденцию и с удовольствием участвуют в движе

В 2024 году ряд мировых поп-звезд собираются выпустить свои новые альбомы и специальные релизы на кассетах. Среди них замечены, например, Селена Гомес, Билли Айлиш и Скай Феррейра.

В 2023 году больше всех в мире кассет продала Оливия Родриго (альбом «Guts»). На втором месте по продажам был Эд Ширан (релиз «Substract»). На третьем – Кайли Миноуг («Tension»).

Среди других популярных релизов на магнитной ленте хорошо продавались «The Ballas of Darren» от Blur, записи Ланы Дель Рэй, Тейлор Свифт, Foo Fighters и Льюиса Капальди.


Кто и почему покупает и слушает музыку на кассетах

Как ни странно, это делают в основном молодые люди. Исследование британской компании по производству виниловых дисков, CD, DVD, Blue Ray и кассет Key Production, показало, что 59% представителей возрастной группы 18-24 лет довольно активно слушают музыку на физических носителях, включая компакт-кассеты.

Аналитики музыкальных рынков выделяют несколько основных причин растущей популярности кассет:

  1. Часть слушателей ностальгирует по эпохе аналоговой музыки. Причем «зумеры», которые ее лишь чуть-чуть захватили по возрасту, как-то умудряются чувствовать ностальгию по всему «теплому и ламповому» в своем воображении.

  2. Значительная доля людей желает обладать физическими копиями музыки. Среди них – в том числе представители международного братства коллекционеров.

  3. Часть меломанов при помощи покупки кассет поддерживает любимых независимых артистов. Это своего рода донаты, но такие, после осуществления которых в доме остаются памятные вещи.


Понятна ностальгия по прошлому людей взрослых и пожилых – это довольно хорошо изученное как культурологами, так и психологами явление. Но оказывается, поколение «зумеров» тоже хочет лично получить опыт потребления «аналоговой музыки».

Для них это особое ощущение, связанное в том числе с возможностью подержать музыкальный носитель в руках, рассмотреть его оформление, прочитать вложенный буклет – то есть, проявить сосредоточенное внимание к музыкальному изданию, которое в эпоху стриминговых сервисов – редкость.

Большая часть молодых людей привыкла потреблять музыку как сервис. Очень часто это происходит в фоновом режиме, в формате прослушивания сборных плейлистов, в том числе – рекомендованных алгоритмами.

Еще недавно казалось, что больше никто и никогда не будет слушать музыку альбомами, запоминать их названия. Доходило до того, что молодые люди не фиксировали в памяти имена и псевдонимы артистов и знали лишь 15-секундные фрагменты новых треков, которые услышали в вирусных Tik Tok видео.

Однако, как выясняется, заметная доля молодежи возвращается к типу музыкального потребления, свойственному предыдущим поколениям. Возможно, это связано еще и с феноменом истинного, а не кажущегося владения музыкальными записями.


Ведь большинство музыкальных стриминговых сервисов предоставляют пользователям лишь лицензию на прослушивание музыки, но не на владение ею. Согласно условиям использования Spotify, Apple Music, Яндекс.Музыки и прочих площадок, за свои деньги по подписке слушатели могут временно слушать любимую музыку, а не иметь к ней доступ навсегда.

Он может быть прекращен для пользователей не только потому, что они не оплатили подписку или как-то нарушили правила использования сервисами, но просто по желанию их администраций.

То есть, стриминговые площадки имеют право по своему усмотрению удалять и изменять плейлисты (в том числе пользовательские); прекращать доступ слушателей к определенным музыкальным трекам; совсем удалять музыку из своих каталогов; замораживать и удалять аккаунты людей. И никто из потребителей ничего с этим сделать не может, потому что пользуется стримингами на условиях «как есть».

Далеко не всем нравится такое положение дел. И некоторые меломаны хотят владеть копиями музыкальных релизов, за которые заплатили.

В этом случае не сцену и выходят виниловые пластинки, CD, DVD-аудио и компакт-кассеты. Однако последние выигрывают у винила по цене в рознице – они заметно дешевле. А у CD (DVD) выигрывают потому, что лазерные диски слишком легко могут быть поцарапаны, а пленка все-таки защищена от повреждений корпусом кассеты.

Кассеты привлекают также коллекционеров, которые по финансовым причинам не могут позволить себе собирать виниловые пластинки.

Действительно, в 2024 году РФ новое лицензионное издание на кассете стоит в рознице примерно от 800 рублей (редко). Чаще – от 1200 рублей. Цена 2500 рублей для коллекционных изданий является нормой. Все, что дешевле – это либо бывшее в употреблении, либо относится к залежавшимся на складах тиражам прошлых лет, либо изготовлено в Китае с низким качеством, путаницей в трек-листах, названиях и т п.

Для сравнения: полноформатные новые лонгплеи (LP) на виниле продаются по цене как минимум в 3-4 раза выше. А чаще – в 5-10 раз.

«Аналоговость» музыки на кассетах сомнительна, но не всегда

Большинство современной музыки записывается в цифровых студиях. И когда выпускается на кассетной пленке, она от этого не становится аналоговой, а скорее переходит в разряд lo-fi звука (с потерями качества). Это происходит из-за свойств ленты, которая физически не способна вместить тот же динамический диапазон, что имеет цифровой оригинал.

Также распространенные типы кассет не в силах показать такую же громкость, что присуща мастер-записи, сделанной в цифровой среде. А еще они «обрезают» частотный диапазон, которым мог похвастаться оригинал.

Словом, за «аналоговость» при прослушивании современных артистов приходится платить пониженным качеством звука. Однако архивная музыка действительно может более-менее строго причислена к аналоговой, если была переписана с магнитофонных мастер-копий на кассеты без участия цифро-аналоговых преобразователей в цепи.

Например, некоторые альбомы группы «Кино» сегодня переиздаются именно таким образом, о чем публично заявляют издатели. За рубежом издательства и лейблы тоже могут использовать при тиражировании кассет запись с архивных мастер-лент (ну или обещать, что сделают это).


Но на чём же сейчас слушать кассеты? Рынок отреагировал – выходят новые плееры и деки

Большинство дешевой аппаратуры для прослушивания музыки на кассетах производится в Китае. Как правило (и к сожалению) это техника эконом-класса для непритязательных потребителей, способная испортить впечатление от взаимодействия с «аналоговой музыкой» людям с более взыскательным вкусом.

Однако в 2023-24 годах рынок таки среагировал на рост спроса на кассетные издания, и в продаже появились аж три модели качественных портативных плееров.

Как ни странно, один из них – китайское изделие FiiO CP13 от компании Guangzhou FIIO Electronics Technology. Этот плеер хвалят за высокое в своем классе качество передачи звука. Некоторые издания сообщают, что он буквально «ворвался на рынок».

Производитель заявляет, что цель бренда FiiO – «повысить репутацию фразы «Сделано в Китае». Также компания обещает, что плеер имеет ультра-низкий уровень низкочастотных шумов, которые принято называть «wow» и «дрожания» звука («flattering»).

Сообщается, что внутри у FiiO CP13 работает крупный маховик из чистой меди, что как раз и избавляет от «дрожания». А главное – что прибор имеет полностью аналоговый аудио тракт, без каких-либо цифровых преобразователей.


Почти фурор произвел французский бренд We Are Rewind, который заявил, что желает «вернуть на рынок кассетный плейер», поскольку рост продаж кассет продолжается с 2012 года, и их романтический магнетизм снова завоевывает сердца.

Инженеры We Are Rewind являются выходцами из известной и поначалу французской компании Thomson (ныне – международной корпорации Vantiva SA), имевшей дело с аналоговой электроникой более ста лет.

Основатели компании сообщают, что вдохновляются успехом легендарного плеера Sony Walkman, который в свое разошелся по миру в количестве 220 миллионов экземпляров. О своем бренде они говорят так:

«We Are Rewind — это безумная ставка: дать возможность ностальгирующим людям, любителям музыки, энтузиастам дизайна и всем тем, кто считает, что музыка создана для того, чтобы ее трогали пальцами, прожить или пережить заново ни с чем не сравнимый опыт прослушивания».

Флагманский продукт компании WE-001 имеет алюминиевый корпус, перезаряжаемый аккумулятор связь, с другими устройствами по Bluetooth 5.0 и USB, возможность не только проигрывания, но и записи. А наушники у плеера – беспроводные...


Еще одно интересное современное устройство – это плеер Toshiba Aurex AX-W10. Он стоит в три-четыре раза дешевле, чем продукты We Are Rewind, имеет очень скромный, даже «дешевый» дизайн. Но вместе с тем способен работать от двух батареек АА 16 часов, имеет функцию записи и связь по тому же протоколу Bluetooth 5.0 – с беспроводными наушниками или колонками. И даже может похвастаться «функцией объемного звучания»...


Что касается стационарных кассетных проигрывателей, то в 2024 году несколько производителей продолжают выпускать качественные кассетные деки с аналоговым аудиотрактом.

Например, Tascam производит модель Tascam 202MKVII, и это двойная кассетная дека с возможностью одновременной записи на две кассеты и USB-выходом для оцифровки записей.


TEAC выпускает модель W-1200 с похожими функциями, но однокассетную. Она тоже способна оцифровывать аналоговое аудио, отправляя звук через USB, а также имеет функцию шумоподавления Dolby B. Но многие потребители считают, что этот девайс стоит в рознице неоправданно дорого...

Наконец Marantz предлагает модель PMD-300CP, которая поддерживает высокоскоростную перезапись и тоже имеет USB для конвертации записей в цифровой формат. У нее есть динамическое шумоподавление и (что является большим преимуществом) возможность работы с кассетами типа CrO2.

Дорого ли инди-музыкантам выпускать свои записи на кассетах

Нет, недорого. Производственные расходы для мини-тиражей даже в США составляют всего $100 за 20-50 экземпляров в зависимости от типа ленты, в то время как небольшой тираж виниловых пластинок обходится не в одну тысячу долларов. Кассеты можно произвести быстро и легко допечатывать небольшими партиями.

В России возможно найти предложения по тиражированию аудио кассет по цене от 105 рублей за штуку, хотя в среднем стоит ориентироваться примерно на 200-600. Себестоимость сильно зависит от типа ленты, емкости кассеты, типа корпуса, наличия печати на нем, типа футляра, сложности бумажного буклета и т. п.

Инди-музыканты и инди-лейблы получают с продажи кассет меньше прибыли, чем от виниловых пластинок, зато у них значительно ниже вложения в тиражи (порой в 10 раз) и очередь на заводах – маленькая.

Также кассетные издания позволяют быстрее вернуть вложенные деньги и снизить финансовые риски в случае неуспеха.

Вряд ли рынок музыкальных записей на кассетах станет столь же большим, как был когда-то, но рыночные аналитики прогнозируют, что интерес слушателей к этому ретро-формату будет продолжать расти в ближайшие годы.

Музыка на кассетах на глазах перестает быть архаикой, экзотикой, маргинальной ветвью музыкального рынка, и становится уважаемым нишевым, коллекционным продуктом.

Владимир Лакодин