Бренд Kali Audio был создан в 2018 году пятью инженерами, долгое время работавшими в JBL. Первые же его продукты произвели настоящий фурор в мировом сообществе звукорежиссеров, bedroom-продюсеров, инди-киношников, музыкантов, производителей звука для рекламы.
Дело было в том, что дебютанты рынка предложили людям аудио мониторы в ценовом диапазоне 200-400 долларов США такого качества, что они обставили все аналоги, в том числе от именитых брендов.
Команда Kali Audio зашла на рынок, словно «с ноги», и вызвала позитивный шок у конечных пользователей. Хотя действовали парни интеллигентно и очень «по-инженерски». Конечно, не обошлось без первоначальных шероховатостей, но давайте по порядку…
Сооснователь компании Нейт Бэглиос, с самого начала выступавший ее публичным «лицом», рассказывал, как все начиналось. Они с парнями были одержимы идеей создать отличные студийные мониторы за меньшие деньги. В рамках работы в JBL сделать это не представлялось возможным по разным причинам. И ребята решили рискнуть, оставив устоявшую работу и основав собственную компанию.
Мечтателей поддержали семьи. Нейт, смеясь, сообщал, что жены заставили их «одеться поприличнее». Но начали парни не с выхода в свет, а с поиска практических решений. Они рыли землю на предмет «найти на рынке самые большие магниты по маленькой цене», «найти отличный, но дешевый пластик» и все в таком роде.
В Kali Audio действительно маниакально заморочились на задаче дать людям качественные аудио мониторы за минимальные деньги. И подошли к ее реализации с большой инженерной смекалкой.
Например, на всех основных моделях мониторов волновод вокруг высокочастотного твиттера спроектирован так, что его образует пластиковый корпус колонки. Нейт Баглиос говорит: «Пластику мы можем придать любую форму — какую захотим. В результате человеку, покупающему наши мониторы, эти волноводы обходятся в ноль центов.
При этом наши твиттеры работают почти идеально. Смотрите, когда вы слышите прямой звук от динамика и одновременно отраженный звук от стен комнаты и объектов внутри, они могут совпадать или не совпадать по времени.
Если наш мозг слышит, что отраженный сигнал не совпадает с прямым, он его перестает замечать, напрочь отфильтровывая. Мол, это не часть сигнала, я это слушать не буду. Поэтому вы воспринимаете просто два динамика, и это нормально.
Но если отраженный звук совпадает с прямым сигналом, мозг воспринимает их вместе, и так возникает стерео информация. Вы слышите на просто два динамика, вы слышите, как в миксе появляются звуки «в центре».
Также мозг обнаруживает, что события в миксе происходят «вверху» или «внизу», «ближе» или «дальше». Как звукорежиссер вы получаете возможность размещать звуки в пространстве. Вот что делает форма волновода вокруг твиттера! А она из пластика, и ничего не стоит в качестве отдельной детали. Вот такого рода вещи позволили нам создать нечто особенное».
Рассказывая о своих низкочастотных динамиках, в Kali Audio подчеркивают, что для них использованы самый большой магнит в данном классе и самая большая звуковая катушка.
В результате динамики получаются дороже, чем это обычно позволяют себе производители бюджетных мониторов, но инженеры Kali Audio компенсируют это экономией на корпусах.
Нейт Бэглиос заявлял прямо:
«Наши корпуса некрасивые, они ни на что не похожи. Но мы считаем, что они и не должны быть на что-нибудь похожи. Все, что тебя здесь интересует — это низкочастотный динамик. И мы смогли с этими корпусами обеспечить для них на 6 децибел меньше искажений, чем бывает обычно при таком звуковом давлении».
Благодаря подобной изощренности инженерам компании удалось получить за маленькие деньги очень чистое, ясное звучание динамиков при наличии плотного баса с хорошим, действительно ярким панчем.
Разработчики утверждали, что бас не «крадет» средние и высокие частоты, не искажается, мониторы его не компрессируют. Заметим наперед, что все эти заявления оказались правдой.
Выпуску первых моделей Kali Audio предшествовала почти фанатичная исследовательская работа основателей компании. Они хорошо понимали, для кого они делают аудио спикеры — для домашних bedroom-продюсеров, небольших продакшн-студий, инди-музыкантов и инди-киношников. Понятно, что у большинства нет бюджетов на приведение комнат, где они работают, в правильный «заглушенный» вид. Также было понятно, что чаще всего люди будут ставить мониторы к стенке.
Поэтому разработчики сделали в корпусах передний порт-воздуховод — заметим, довольно оригинальной формы — чтобы весь полезный сигнал шел в ближнее поле, а не в стену. Трудность состояла в том, что воздуховоды обычно добавляют шума, и в Kali решили что-то с этим сделать. Нейт Бэглиос рассказывал, что форму порта моделировали на специализированном ноубуке четверо суток подряд, после чего тот сдох. Однако инженеры таки успели найти оптимальную модель потока воздуха.
Теперь мониторы стало можно ставить к стене «спиной», и воздуховоды не создавали характерного звука «чафф-чафф», присущего многим бюджетным колонкам с передним портом.
Также основатели Kali Audio предусмотрели все основные варианты установки мониторов в маленьких комнатах их будущих владельцев — на стол к стене, на стол далеко от стены, на консольный мост и так далее. Во всех этих случаях на «честность» колонок влияют либо отражения от поверхности стола, либо от задней стены, либо от обоих. А консольный мост обычно «крадет» у мониторов несколько децибел в райне 150 Гц.
На задней стенке у моделей Kali Audio предусмотрены двухпозиционные переключатели, позволяющие задействовать компенсацию влияния отражений и других факторов при той или иной установке.
Занимается этим внутренний DSP-процессинг, и владельцам мониторов не нужно сильно задумываться о том, честно или нет звучат колонки в имеющемся помещении. Достаточно следовать инструкции и понимать, при какой установке мониторов какой переключатель куда следует повернуть. Это чертовски удобно.
Чтобы разработать систему компенсации проблем помещений, инженеры компании отправились аж в 6 студий Лос-Анджелеса, в которых есть множество комнат разных размеров с разными стенами, консолями, столами и прочим. Они не поленились замерить влияние каждой поверхности в этих студиях, включая 6 консольных мостов.
И оказалось, что любой мост действительно «высасывает» звук на частоте 150 Гц, каждая поверхность стола производит практически один и тот же тип отражений, каждая стена — свой тип. Их в Kali Audio объединили в несколько групп и создали для каждой систему компенсации. Переключение вида компенсации вынесли на задние стенки колонок в виде простых переключателей с графическими инструкциями.
Это очень упрощает жизнь владельцам. Они не то, чтобы могут совсем забыть про подготовку комнаты, но могут начать работать в ней сразу при очень пристойном звуке — благодаря правильному и быстрому включению компенсации отражений. А комнату можно будет обработать потом — не спеша.
А вот еще одна как бы мелочь, которая много говорит о качестве разработки в Kali Audio — на основных моделях можно видеть выключатели входов RCA. Казалось бы, зачем они нужны? Дело в следующем: инженеры компании знали, что эти разъемы действуют, как обычные радиоантенны, когда к ним ничего не подключено, но мониторы работают (принимая аналоговый сигнал, допустим, через джеки TRS).
То есть, в это время вы слушаете не только свой микс, но и радиопомехи, уловленные разъемами RCA. Разработчики не захотели оставлять эту проблему нерешенной и просто реализовали отключение разъемов, когда они не нужны.
Мониторы Kali Audio проектировались так, чтобы звучать без искажений на максимальной громкости, которая не вредит человеческим ушам при долгом прослушивании, – это 85 дБ. Многие скажут, что сводить на такой громкости — не лучшее и даже безумное решение, но есть свои любители, что ж поделать.
О них позаботились — разработчики уверенно заявляют, что до порога 85 дБ их колонки не вносят искажений даже при использовании громких взрывных звуков, скажем, при создании фонограмм для кино и рекламы. На них чисто звучат выстрелы пушек, трейлерные хиты, взрывы и прочее «мясо».
И вот что важно: если владелец случайно превысит порог в 85 дБ, динамики не разорвутся в лоскуты. Потому что во-первых выдерживают давление в 112 дБ, а во-вторых мониторы снабжены лимитером, который при нештатной громкости жестко задавит сигнал — так, что до драйверов спикеров опасный всплеск не дойдет.
Борьба с искажениями — это была еще одна идея-фикс инженеров Kali. Они упорно добивались того, чтобы на громкости до 85 дБ все инструменты и частоты в миксе были хорошо разделены, не «крали» друг у друга яркость звучания и не звучали хрипло.
Именно за это в народе полюбили колонки нового на рынке бренда — за столь низкую цену дать такую чистоту и басовый панч ранее не мог никто.
Kali Audio начали свой путь с двух пар мониторов: 6-дюймовых LP-6 и 8-дюймовых LP-8. Интересно, что вторые не звучат громче первых. Инженеры компании знали, что применяя большие по размеру динамики, вы можете увеличивать либо ширину диапазона низких частот и мощность звукового давления, либо ширину диапазона низких частот и ясность сигнала в смысле уменьшения искажений. В Kali выбрали не мощность, а именно прозрачность.
«Восьмерки» дают более чистый сигнал ниже 200 Гц, чем «шестерки», но не играют ни на децибел громче. В компании постоянно подчеркивают: «Мы стремимся создавать аккуратные и нейтральные мониторы». Как знают опытные звукорежиссеры, это важнейшая вещь, позволяющая делать транслируемые миксы.
Транслируемость — понятие говорящее о том, что, сведенная вами музыка будет звучать близко к оригиналу на бытовых колонках, на автомобильных динамиках, в наушниках, на мобильных колонках, популярных у молодых людей и т. п. То есть, конечный потребитель услышит примерно то же, что вы задумали в студии.
Когда первые LP-6 и LP-8 от Kali Audio стали доступны в продаже, и их «пощупали» продюсеры и звукорежиссеры, весть о дешевых мониторах, имеющих невероятную ясность, чистый бас и нейтральность, начала распространяться, как пожар. Дошли интригующие слухи и до России.
Однако попутно выяснилось, что без ложки дегтя не обошлось. Как в Kali этот косячок пропустили – непонятно. Пользователи мониторов обнаружили, что в ближнем поле они издают постоянный фоновый шум – легкий, но заметный. При наличии всех остальных достоинств это особенно разочаровывало.
К чести инженеров компании они среагировали на обратную связь очень оперативно. Кое-что в конструкции колонок было переработано, и Kali Audio выкатили на рынок LP-6 Version 2 и LP-8 Version 2, в которых снизили уровень фонового шума аж на 12 дБ.
С этого момента «шестерки» и «семерки» заняли мировой пьедестал наиболее нейтральных и панчевых мониторов по цене от 200 до 400 долларов за штуку. Кто бы ожидал такого от молодого бренда?
Сегодня Kali Audio выпускают двухполосные LP-6 и LP-8 второй версии; трехполосные и более дорогие IN-5 и IN-8. Компания зашла на рынок пассивных мониторов с моделью SM-5-C – это уже сегмент в районе 1000 долларов за штуку. Также в Kali разработали бытовую hi-fi акустику, студийные сабвуферы и кое-что еще.
Но любим мы их все таки за то, что помещается в наших небольших студиях и стоит от $200 до $350 за колонку. Пока калифорнийцев в этой нише никто не побил.
Кстати, сюрпризом стало то, что мониторы Kali этой линейки стали применять владельцы многоканальных студий формата Dolby Atmos, которым для полного сета нужно покупать сабвуферы и от 4 до 6 подвесных колонок.
Бюджетный продукт Kali Audio оказался столь хорош, что его сначала начали приобретать продюсеры инди-кино и звука для рекламы (в том числе композиторы трейлерной музыки), а затем дошло до производителей аудио в Dolby Atmos. Они подсчитали свои традиционные затраты на мониторы, сравнили с затратами на Kali Audio, и разрыв оказался очень показательным и даже ошеломляющим при сопоставимом качестве.
Теперь колонками Kali оснащаются многие Dolby студии по обе стороны Атлантики. И это ясно говорит о том, что индустрия по достоинству оценила усилия инженеров компании и качество того, что они выдали на гора.
В России бренд знают не слишком хорошо, но энтузиасты уже есть. Тем более, что Kali Audio не ушел с местного рынка в связи с санкциями, и его продукты доступны россиянам по нормальной, не завышенной цене.
Думается, еще лет пять победного шествия по планете, и если никто не бросит вызов инженерам Kali, — их аудио мониторы будут стоять на каждом втором столе в домашних студиях, в продакшне малого бизнеса и (как мы уже наблюдаем) будут нередко применяться в Dolby студиях.
Владимир Лакодин