Для многих меломанов и начинающих музыкантов бас-гитара - это тот самый незримый фундамент, сердцебиение музыки, которое ощущается скорее грудной клеткой, чем ушами. И чаще всего этот фундамент в воображении рисуется четырёхструнным. Классический FENDER PRECISION BASS, его узнаваемая форма и мощный звук стали синонимом самой идеи бас-гитары. Но музыка никогда не стоит на месте. Ей вечно тесно в рамках установленных правил, и в погоне за новыми звуками и возможностями рождались инструменты с большим количеством струн.
Чтобы понять, зачем было изобретать велосипед, когда и так всё прекрасно, нужно ненадолго вернуться к истокам. Четырёхструнный бас, потомок контрабаса, унаследовал его строй: E (ми), A (ля), D (ре), G (соль). Этот диапазон на десятилетия определил басовые партии в рок-н-ролле, фанке, диско и поп-музыке. Он эргономичен, интуитивно понятен, его гриф удобно лежит в руке, а сила и глубина его звучания проверены временем. На четырёх струнах были созданы величайшие басовые линии всех времён. Но у музыкантов всегда есть аппетит к большему. Необходимость постоянно переключать позиции левой руки для игры в нижнем регистре или желание расширить мелодические возможности без потери басовой основы подтолкнули инженеров и виртуозов к эксперименту.
История пятиструнной бас-гитары - это не внезапная революция, а скорее закономерная эволюция. Принято считать, что первым серийным пятиструнным басом была модель FENDER BASS V, представленная в 1965 году. Однако её концепция отличалась от современной: вместо того чтобы расширять диапазон вниз, она добавляла не низкую, а высокую струну C (До), а также имела укороченный гриф всего на 15 ладов. Звание настоящего прародителя современного пятиструнного баса с привычной нам низкой струной B (Си) и расширенным грифом принадлежит инструментам, разработанным независимо друг от друга в 1976 году легендарным мастером Карлом Томпсоном и новаторской компанией ALEMBIC. Именно их работа заложила стандарт для этого типа инструментов. Это было подобно открытию нового континента. Внезапно у басиста появилось целых пять дополнительных нот в самом низком, «жирном» регистре, что радикально расширило гармонические и мелодические возможности без необходимости перенастройки инструмента.
Вслед за пятиструнным басом логичным шагом стало появление и шестиструнного. Если пятая струна добавила глубины внизу, то шестая добавила воздуха наверху. Пионером здесь выступил виртуоз Энтони Джексон, которому приписывают саму идею создания шестиструнного баса с добавлением не только низкой Си, но и высокой До (C). В 1975 году он заказал у компании FENDER инструмент, который он назвал «Контрабас-гитара» - инструмент с диапазоном как у контрабаса, но с ладами и техникой игры как у гитары. FENDER отказался, но идею подхватила мастерская CARL THOMPSON, создав в 1976 году первый в мире шестиструнный бас для Джексона. Позже, в 1980-х, такие компании как IBANEZ и KEN SMITH сделали многострунные басы более массовыми и доступными.
Каждый из этих инструментов - не просто версия предыдущего с добавленными струнами. Это принципиально разные философии игры и звука. Четырёхструнный бас - это классика, эталон. Его гриф узкий и удобный, струны расположены широко, что минимизирует ошибки при игре и делает слэп и другие техники более отчётливыми. Его звук - точный, собранный и мощный. Он идеален для музыки, где бас должен чётко обозначать ритм и основную ноту аккорда, не перегружая микс лишней информацией. Плюсы очевидны: простота, лёгкость освоения, меньший вес и сфокусированный звук. Минус, собственно, и стал причиной появления конкурентов - ограниченный без перенастройки диапазон.
Это, прежде всего, рабочий инструмент для современных жанров. Его главный козырь - та самая низкая струна Си. Она позволяет басисту играть в более низких тональностях (например, Drop D) без перенастройки, что бесценно в метале, прогрессиве, современном R&B и хип-хопе. Это дарит невероятную свободу в аккомпанементе и создании глубоких, зычных басовых линий.
Однако за это приходится платить: гриф шире и тяжелее, струны расположены ближе друг к другу, что требует большей точности от правой руки. Звучание может немного терять в атаке и остроте на струне Си, особенно на дешёвых моделях, где она может бубнить и не иметь чёткого артикулированного звука.
Это уже, по сути, сольный и оркестровый инструмент. Строй B–E–A–D–G–C превращает бас-гитару в подлинно хроматический инструмент с невероятным диапазоном. Он стирает грань между ритм- и мелодическим инструментом. На нём можно играть сложные аккорды, сольные партии, и при этом тут же уйти в глубочайший бас. Это любимый инструмент техничных виртуозов и сессионных музыкантов, которым нужно покрыть огромный пласт музыки одним инструментом.
Но это и самый требовательный инструмент. Его гриф очень широк, а вес значителен - играть стоя целый концерт может быть настоящим испытанием. Техника игры усложняется многократно, так как необходимо идеально контролировать обе руки, чтобы не задевать лишние струны.
Ярчайшие примеры применения этих инструментов показывают их суть. Пятиструнный бас стал визитной карточкой Натана Иста (Nathan East) из Muse, чьи сложные, низкорегистровые партии просто невозможны без струны Си. В джаз-фьюжн Виктор Вутен демонстрирует на пяти струнах всю палитру звуков - от громадного низа до перкуссивного слэпа и мелодических пассажей. Что касается шести струн, то здесь царят такие титаны, как Джон Майанг из прогрессив-метал-группы Dream Theater, чьи невероятно быстрые и сложные партии требуют всего диапазона, или легендарный басист ТМ Stevens, известный своей мощной и мелодичной игрой.
Ответ неоднозначен. Если вы только начинаете свой путь, ваши пальцы ещё не сформировали свою мышечную память, а мозг с трудом строит связь между нотами на грифе и звуком, - однозначно нет. Четырёхструнная бас-гитара является идеальным учебным полигоном. Она прощает больше ошибок, на ней проще понять основы теории, постановку рук и развитие слуха. Освоив четыре струны, вы заложите прочный фундамент. Переход на пять или шесть струн в будущем будет для вас осознанным шагом, вызванным музыкальными потребностями, а не следованием моде. Вы будете точно понимать, зачем вам эта пятая струна. Если же вы твёрдо знаете, что ваша цель - играть метал, где сплошь и рядом пониженные строи, или сложный джаз, то можно рассмотреть и пять струн с самого начала, но будьте готовы к более крутой кривой обучения.
В конечном счёте, выбор между 4, 5 и 6 струнами - это не вопрос прогрессии или того, какой инструмент «лучше». Это вопрос правильного инструмента для правильной музыки и правильного музыканта. Четыре струны - это сила традиций, ясность и фокус. Пять струн - это расширенные возможности и современный универсализм. Шесть струн - это практически безграничный простор для творчества виртуозов. Каждый из них открывает свою дверь в огромный мир музыки, и ключ к любой из них - это желание учиться, слушать и, конечно же, играть.
Больше об особенностях игры, достоинствах и недостатках 5-ти и 6-струнных бас-гитар вы можете узнать из нашего видео.