Сегодня мы начинаем цикл статей о записи различных источников звука с помощью микрофона, либо микрофонных систем. Мы уже писали о микрофонах, о микрофонных системах (стереопарах), настала очередь поговорить об их применении.
Обычно достаточно расположить микрофон в непосредственной близости от источника, чтобы получить адекватную записанный сигнал.
Однако, нужно понимать, что каждый источник звука по-своему уникален. Обладает определенным спектром, направленностью, а также другими индивидуальными характеристиками.
Для начала разберем запись акустической гитары. Я думаю большинству наших читателей будет наиболее интересен именно этот инструмент.
Рисунок 1. Акустическая гитара.
Акустическая гитара – инструмент с богатым, широким звучанием. Записать его, одновременно и просто, и сложно. Масло-масляное, но! Акустическая гитара – это в первую очередь акустический инструмент! Поэтому разговор о записи гитары мы начнем не с микрофонов, а с помещения, в котором вы будете производить эту запись.
Тут нет ничего сложного, однако стоит запомнить, глухое помещение подчеркнет нижние частоты, «тело» гитары, «звонкая» комната, наоборот вытянет прозрачность, «воздух».
В любом случае, переглушать помещение не стоит.
Имея профессионально подготовленное помещение, записать инструмент можно и одним микрофоном. Мы же в основном рассматриваем случаи «домашней» звукозаписи.
Основной ошибкой записи акустических гитар дома, т.е. частного случая записи акустических инструментов, является отсутствие помещения необходимого объема. Ко всему прочему, многие начинают запись, расположив исполнителя ближе к углу, чаще всего жилой, комнаты.
В нашем случае, лучшим вариантом, будет максимально центральное, относительно помещения, расположение исполнителя.
Так же хорошим вариантом будет применение акустических экранов, для последующей работы с «сухим» звуком.
Учитывайте, что работа с записью без отражений, предполагает наличие у пользователя, необходимых навыков обработки звука.
Чаще всего, гитара снимается широкомембранным микрофоном, установленным в районе розетки. Начинающих, может немного запутать эта ситуация. Микрофоны продаются инструментальные, а запись ведется на вокальный.
Вокальные, широкомембранные микрофоны, используются в качестве основного микрофона, дополняя их маломембранными, инструментальными, можно создать картинку, требуемую в конкретном случае.
Как мы уже говорили в предыдущих статьях, микрофоны с большой диафрагмой, позволяют «уловить» больше нюансов исполнения, звучание инструмента будет более воздушным.
Несмотря на это, есть определенные модели инструментальных микрофонов, которые отлично справляются со своей задачей.
Разберем типичные схемы расстановки микрофонов для записи акустической гитары.
1. Самый простой и наиболее часто используемый вариант.
Микрофон с большой диафрагмой, установлен напротив розетки, но направлен при этом на 10-12 лад инструмента. Расстояние до исполнителя, подбирается экспериментально.
В результате, мы имеем достаточно глубоко звучащий инструмент, а поворот микрофона позволяет избежать излишнего «гудения» по басу.
2. Во втором варианте мы добавляем инструментальный микрофон-«карандаш», и направляем его в область 3-5 лада. Этот микрофон добавит нам воздушности и артикуляции, смешивая их по вкусу можно получить гораздо больше вариантов звучания, чем при использовании одного микрофона.
3. Следующим вариантом, добавим инструментальный микрофон, расположенный сзади исполнителя, и направленный на нижнюю деку, в районе ее соединения с обечайкой, ниже уровня локтя исполнителя. Подмешивание звука с этого микрофона, позволит выделить низ, сделать его мягче, объемнее. Однако, не ошибитесь с фазировкой.
Рисунок 2. Варианты установки микрофонов
Переходим к рассмотрению стереосистем
4. Наиболее часто используемой системой, для записи инструментов будет система «XY». Установленная в районе 10-12 лада, дает хорошее сбалансированное звучание, и стереокартинку без всяких преобразований.
5. Микрофонная система «MS», так же применяется довольно часто. Точка установки остается той же. Как мы уже писали ранее, система позволяет регулировать ширину стереобазы и обладает отличной моносовместимостью. Для использования такой системы, необходимо использование программного либо аппаратного MS-конвертора.
6. Довольно редко, но все же применяются системы, по типу AB, ORTF, NOS, и их варианты. В основном такие системы применяют для съема комнаты. Запись инструмента при этом ведется более направленными микрофонами.
7. Совсем уж экзотический вариант – система Blumlein. Установленные на одной оси два микрофона с диаграммой «8», дают очень широкое и воздушное звучание, однако для использования такой системы необходимо подготовленное помещение.
Так же, довольно часто используются различные комбинации одиночных микрофонов, стереосистем, а также одиночных микрофонов со стереосистемами. Смешивание их сигналов, позволяет добиться звучания, которое больше подходит в определенной композиции, выделить или приглушить необходимые частоты, расширить звучание или сделать его камерным.
Хотелось ы заметить, что в каждом конкретном случае, точка установки микрофона подбирается индивидуально, мы даем лишь общую рекомендацию.
От расстановки микрофонов, перейдем к их согласованию и обработке.
В первую очередь, всегда контролируйте фазу приходящего сигнала. ВСЕГДА! Гораздо проще озаботиться этим на этапе записи, чем потом исправлять на «посте». Так же в качестве рекомендации – сопровождайте запись комментариями в каком положении стоят микрофоны, даже если сведение будите делать вы сами. Проще записать, чем потом вспоминать как стоял и куда был повернут микрофон.
Несмотря на то, что эквализация звука, тема неблагодарная, очень субъективная, да и вообще, все разговоры о музыке — это вкусовщина, попробуем разобраться с некоторыми моментами, на которые стоит обратить внимание. На просторах интернета есть куча различных табличек с параметрами частотной коррекции для каждого инструмента, напомним основные.
В первую очередь давайте обратим внимание на проблемные частоты. Для акустической гитары, это будет диапазон 200-500 Hz, на него нужно в первую очередь обратить внимание.
Так же нужно обратить внимание на область в районе 240 Hz, в этой области сосредоточена основа звука инструмента.
Добавить в звучание плотности, полноты – поможет область в районе 80 Hz.
Если вам нужно увеличить читаемость, можно поработать с диапазоном от 2-2.5 до 5 kHz, с акцентом на 3-3.5 kHz.
Частенько, инструменты обладают неприятными, резковатыми призвуками в районе 1 kHz.
Очень удобно настраивать инструменты в VST плагине FabFilter. Эквалайзер из этого пакета, имеет очень наглядное представление своей работы. Есть возможность прослушивания очень узкой полосы, что помогает выявить проблемные частоты и паразитные резонансы.
1. Сначала крутим в минус, и только потом в плюс. Грубо говоря, сначала вырезаем лишнее, и только потом поднимаем частоты, усиливая требуемый диапазон. Да и вообще, нужно стараться работать в минус, «отсекая все лишнее». Если вы правильно все сделали, прибавлять даже не потребуется.
2. Настроив инструмент «соло» всегда проверяем в миксе. Олично звучащий в «соло» инструмент, может ужасно звучать в полном миксе, и наоборот. Поэтому не удивляемся, что гитара, которая отлично лежит в миксе, хорошо звучит в аранжировке, может совершенно не звучать сама по себе.
3. Делайте A|B сравнения. Уши имеют свойство «замыливаться». И через 10-15 минут кручения ручек, вы уже не совсем верно воспринимаете общую картинку.
И помните… Лучшее – враг хорошего!
Успехов в работе. Берегите себя...
Автор статьи Альберт Сафронов, компания Поп-Мьюзик