Lo-Fi звук – как его сделать для своего трека

28 дек 2024

2024 год принес наибольший успех новой волне Lo-Fi музыки, начиная с ее зарождения в начале 2010-х. И, вероятно, в 2025-м рост популярности таких жанров как Lo-fi house, Vaporwave, Future funk, Ambient Lo-fi, Chillhop и других, продолжится.

Термин «Lo-Fi» зародился задолго до подъема стиля в XXI веке и обозначал поначалу кое-что другое. А именно: «домашнее производство поп-музыки с пониженным качеством записи». Под это определение подпал, скажем, альбом Beach Boys 1967 года Smiley Smile.

По большей части он был записан в импровизированной домашней студии. В качестве пульта использовалась радиовещательная консоль Gates Dualux, потому что нормального пульта не нашлось. Среди инструментов были расстроенное фортепиано, мелодика, театральный орган Болдуина и подручные предметы в качестве ударных.

В 1970-м DIY-альбом записал у себя дома Пол Маккартни. В 1990-х самым известным Lo-Fi самодельщиком был Beck. Его инди-суперхит «Loser» был записан почти полностью за 6,5 часов на восьмидорожечный магнитофон в домашней студии рэпера Карла Стивенсона, продюсера американского лейбла Rap-A-Lot Records.

Сегодня, в эпоху цифрового производства музыки и качественных домашних студий, которые в умелых руках могут производить звук не то, чтобы на уровне Abbey Road, но близко к тому, Lo-Fi стили скорее используют подход симуляции инди-записей конца 20 века.

В содержательном смысле они либо эксплуатируют чувство виртуальной ностальгии нынешних молодых людей по чужому прошлому, в котором они никогда не жили, либо по-постмодернистски имитируют «ностальгию» прошлых поколений по фантастическому, с нетерпением ожидавшемуся, но так и не случившемуся будущему.

Много лоу-фай музыки звучит так, будто это передовые и даже экспериментальные релизы начала 1980-х, авторы которых как бы заглядывали в хайтек века грядущего.

Часть популярного лоу-фай (и это лучшая его часть) напоминает киномузыку из фильмов прошлого, которые в этой вселенной, к сожалению, не были сняты, а как бы появились где-то в параллельной.



Еще одна область Lo-Fi эстетики – это сектор независимых DIY («сделай сам») музыкантов. В этом случае лоуфайный звук получается у авторов записей ненамеренно. Скорее, он результат неопытности в сфере музыкального производства, которая может выливаться во вполне очаровательные релизы.

Нельзя не упомянуть и об агрессивных лоу-фай стилях – таких, скажем, как фонк, дрилл и трэп. Они в огромных количествах используют клиппинг и дисторшн, но стоят особняком и не воспринимаются поклонниками мягкого Lo-fi как «свои» жанры.

Почти все эти явления объединяет особое звучание. Его характерные черты – относительная мягкость и пушистость; насыщенность искажениями и «аналоговыми шумами»; зауженная по сравнению с мейнстримными современными записями частотная картина; обилие «обволакивающей» пространственной обработки ревербераторами и дилэями.

Также для популярного Lo-fi характерно использование виртуальных инструментов, которые звучат несовершенно – чуть расстроенно, тускловато, угловато. И вот как всё это достигается...

Channel sprip: имитация каналов микшерной консоли

Лоуфайщики на каждой дорожке инструмента и на инструментальных группах обычно полностью или частично стараются эмулировать звуковой тракт аналоговой записи.

В частности широко используются аудио-плагины, имитирующие работу секций аналогового микшерного пульта. Иногда этот софт виртуально повторяет характеристики конкретных моделей. Иногда это плагины, которые окрашивают звук в усредненном «консольном» стиле.

В пультах часто присутствует ручка компенсации низкого входного сигнала. У плагина она может называться «INPUT», а может маркироваться как «DRIVE». Дело в том, что эта функция на канале консоли не только дает усиление сигнала, но и насыщает звук дополнительными гармониками. По-другому этот эффект называют «сатурацией».

Современные плагины тщательно симулируют работу консольного усиления. При его аккуратном применении музыкальный сигнал с одной стороны приобретает большую субъективно воспринимаемую мощь, а с другой – своего рода бархатистость, переходящую в приятную хрипотцу. Для Lo-Fi жанров – самое то.

Обычно в таких виртуальных приборах есть секция компрессии, секция фильтров количества высоких и низких частот (low-pass и hi-pass), блок эквалайзера.

При помощи умного применения консольного усиления, легкого снижения присутствия ультра низов и ультра верхов, а также компрессии практически любой инструмент – от барабанов до вокала – приобретает искомую «аналоговую» теплоту и
Lo-Fi окрас.

Один из лучших (по отзывам музыкантов) бесплатных плагинов, совершающих подобные чудеса, является
ATONE. Это классный Channel strip от независимого турецкого разработчика, выпускающего свой софт под псевдонимом Analog Obsession. Кроме звука, любителей лоу-фай порадует и его интерфейс – он напоминает о музыкальном оборудовании 1960-1970 годов.


Разработчик выкладывает свои плагины на странице в сервисе Patreon, который заблокирован в РФ, однако, если постараться, ATONE можно найти на альтернативных площадках.

Магнитофонная ленточная сатурация

В студиях прошлого с микшерных пультов сигнал обычно отправлялся на ленточный магнитофон. И тот в свою очередь вносил в запись собственные нелинейные искажения (сатурацию). Поэтому, если мы моделируем убедительный лоуфайный звук, без плагинов эмуляции ленточной сатурации нам не обойтись.

Стоит помнить, что музыка прошлого создавалась с многократной перезаписью для наложения партий отдельных инструментов и ансамблевых групп. Поэтому сегодня вполне оправдано применение tape machine плагинов на нескольких дорожках и группах. Главное делать это деликатно, чтобы шумы и искажения в конечном итоге не суммировались на мастер шине в неприятную кашу.

Эмуляторы магнитофонов могут применяться, скажем, для того, чтобы «состарить» звучание инструмента. В частности для этого годится эффект неравномерного движения пленки, создающий характерное дрожание звука.

Плагины ленточной сатурации могут сделать практически любой звук, включая вокал, приятно лоуфайным. И притом, как это ни парадоксально звучит – качественно лоуфайным. Но с их работой стоит подробно разобраться (как говорится, читайте чертову инструкцию). С наскока навык имитации работы магнитофонов не приобретается.

Начать можно с очень крутого бесплатного плагина Chow Tape Model. Его создал ученый, программист и предприниматель Джатин Чоудхури, будучи студентом Стэнфордского университета (США). Эта работа помогла ему опубликовать научную статью «Физическое моделирование аналоговых ленточных машин в реальном времени» и впоследствии достаточно прославила автора среди музыкальных продюсеров и независимых артистов.


Поначалу плагин Chow Tape Model эмулировал работу только одного бытового магнитофона конца 1960-х годов – Sony TC-260, но с годами Джатин улучшал и апдейтил софт. И, в частности, добавил широкую линейку имитации других ленточных устройств.

Люди с российскими IP имеют трудности с доступом на официальный сайт разработчика, но с некоторыми усилиями Chow Tape Model все-таки можно раздобыть.

Снижение количества ярких высоких и ультра низких частот

Студийные магнитофоны прошлого, а также бытовые магнитофоны Hi-Fi класса имели плавный спад в области высоких частот свыше 8-10 килогерц. Однако их производители изо всех сил старались, чтобы спад был как можно менее заметным.

А вот более массовые магнитофоны имели явно слышимое снижение количества ультравысоких частот, особенно кассетные. Современные музыкальные Lo-Fi жанры стремятся как раз намекнуть на работу бытовых магнитофонов. Поэтому большинство опытных продюсеров стремятся приглушить высокие частоты в своих записях.

Интересные вещи происходили с музыкой, записанной на бытовой магнитофон, и в области низких частот. Примерно начиная с отметки в 50-60 Герц и ниже вполне качественные магнитофоны вносили в запись низкий гул. Причем чем ниже была звуковая частота шума, тем сильнее становилась его громкость – вплоть на +5 децибел по сравнению со средним уровнем всего сигнала.

Производители магнитофонов боролись с этим явлением различными инженерными способами, но многие звукорежиссеры прошлого просто обрезали ультра низы ниже 40-50 Герц, поскольку в этой области звучали скорее неприятный гул и шум, чем какая-то полезная музыкальная информация.

На бытовых магнитофонах среднего и эконом-класса низкие частоты ниже 60, а то и 80 Герц как правило вовсе не прослушивались. То же происходило и с наиболее высокой частью спектра. То есть, полоса эффективного пропускания музыкального сигнала находилась в среднем где-то в районе от 60 Герц (чаще – выше) и до 10 килогерц (иногда даже ниже).

Резюмируя, сообщим: в лоу-фай жанрах имеет смысл аккуратно подрезать очень низкие и очень высокие частоты у всех инструментов (в зависимости от их характера). Если послушать наиболее известные записи этого направления, то намеренное сужение частотного диапазона будет очевидным.

Применение дилэев вместо ревербераторов

Дилэи или пространственные эхо-эффекты в давние времена наиболее дешево создавались при помощи ленточных приборов, напоминающих сумасшедший магнитофон.

В них ко кругу двигалось кольцо обычной бытовой магнитной ленты. Несколько магнитофонных головок записывали на него входящий сигнал вокала или инструмента через разные промежутки времени, а последняя в линии головок была считывающей – она снимала повторяющиеся звуковые «петли», а с нее уже обработанный сигнал поступал, например, на пульт.

Такие «эхо-машины» заменяли музыкантам прошлого реверы. Помня об этом, современные лоу-фай продюсеры чаще склонны для создания пространственных эффектов пользоваться плагинами, имитирующими работу ленточных дилэеев.

Хорош для этих целей слегка психоделический бесплатный плагин Freq Echo от Valhalla. Также хвалят плагин VariSpeed от Sgi, который программно эмулирует звучание реально существовавшего ленточного «эхо-аппарата» WEM Copicat IC-400 Belt Drive VariSpeed – одного из первых в мире. Он тоже доступен совершенно бесплатно.



Пружинный или пластиночный ревербератор вместо любого другого

Электромеханические пружинные ревербераторы (spring reverb) были популярны в 1960-х годах и до сих пор ценятся гитаристами-консерваторами, предпочитающими проверенные временем эффекты.

У пружинных реверов был специфический, отчасти металлический призвук. Строго говоря, сегодня они считаются некачественными. Однако придают гитарному звуку, вокалу и другим сигналам отчетливый винтажный оттенок этакого «сёрфового» окраса.


Технология работы пружинного ревера похожа на почти аналогичную технологию пластиночного ревербератора (Plate). Он также слегка «металлический» и тоже «состаривает» звук при подборе определенных настроек. Плагины, эмулирующие spring и plate реверы очень широко распространены. В том числе существует значительное число бесплатных.

Вообще, современный Lo-Fi отличается довольно обильным использованием пространственных эффектов. Но, как советуют опытные продюсеры, не стоит топить в них все ваши инструменты. Дилэи и реверы скорее призваны сформировать «задний план» фонограммы и ощущение «сцены» у части инструментов в винтажном духе.

Добавление шумов (с большой осторожностью). Lo-Fi – это не порча звука, а его окраска

Некоторые авторы лоу-фай музыки предпочитают подмешивать в полезный сигнал шумы. В частности – потрескивание виниловых пластинок, шип магнитофонной ленты, низкочастотный гул магнитофона, «трансформаторный» шум, вой обратной связи и так далее.

С одной стороны, эта практика буквально сразу дает некоторое ощущение Lo-Fi. Но с другой, может замусорить аранжировку и слишком сильно понизить качество фонограммы.

Применяя добавление шумов, артисты с хорошим вкусом делают это фрагментарно и часто только намёком. Дело в том, что хороший лоу-фай – это определенным образом окрашенный звук, а не «плохой». Это скорее результат применения особого стиля аранжировки и сведения.

Для того, чтобы им овладеть, нужно иметь значительный музыкально-технический кругозор. И в первую очередь – много слушать записи 1960-1990-х годов, подмечая характерные звукорежиссерские приемы, впитывая общий флер старого звука и, конечно, приобретая хороший вкус.

Вместе с тем лоу-фай сегодняшнего дня – вещь технически имитационная и довольно доступная благодаря наличию большого числа плагинов, более-менее удачно воссоздающих аналоговый звук.

Владимир Лакодин