Кинозвук

04 июн 2021

Что в кино самое главное? Картинка, актеры, сценарий, мастерство режиссера, оператора, спецэффекты – перечислять можно долго. И далеко не многие понимают, насколько в кино важен звук. Не только то, что и как говорят актеры, не саундтрэки, а тот звук, на который мы обычно не обращаем внимание, но который помогать создать в голове полноценную картинку и эффект  присутствия, когда ты веришь всему, что происходит на экране. Вы можете не замечать, как правдоподобно хрустит яблоко, или стучат каблуки по мостовой, как скрипит дверь и кто-то дышит, но без всего этого картинка будет плоской, ненастоящей, вы не будете вовлечены в нее.

Просто задумайтесь о том, насколько важно и сложно записать все звуки, сопровождающие любое действие в фильме. Живой звук на натурных съемках не пишется, так как он получается приглушенным, смытым и невыразительным. Фильм полностью озвучивается в студии, а значит, записать придется всё: шелест листвы, звук ветра, карканье вороны и даже звук открываемой упаковки. Ведь даже автомобиль для звукорежиссера является полноценным актером с его шумом двигателя, скрипом колес, шуршанием сидений.

В настоящее время существуют огромные фонотеки, где можно найти практически любой звук, но там нет индивидуальности, а хочется именно ее: чтобы звук был не как у всех, а неповторимый, отражающий обстановку кадра и даже настроение актера. Например, походка, а значит и звук шагов у людей в разном расположении духа будут отличаться: или он торопится, или нервничает, или убит горем, или буквально парит над землей от счастья – как найти эти звуки в фонотеке? Когда материал дорожного покрытия и каблуков – не главное, а главное – передача эмоций, приходится записывать уникальный звук, включаясь в сюжет и моделируя происходящие в нем события. Занимаются этим звукооформители на студии, которые используют для имитации различных звуков самые неожиданные предметы.

Перед вами лишь некоторые примеры неочевидного применения реквизита для озвучивания.


Звукооформитель или саунд-дезайнер – это человек с острым слухом и богатой фантазией, часто с музыкальным образованием и даже владеющий актерским мастерством, так как важнейшей его задачей является передача настроения и характера своего героя, проживание роли и предлагаемых обстоятельств. За границей звукооформителей называют «foley artists» в честь Джэка Фоли, пионера звукового кино, работавшего в Голливуде в 1930-1960-е гг., который внес неоценимый вклад в кинематограф при переходе от немого к звуковому кино. Именно он придумал большинство техник, которые и по сей день используют в озвучении.

Звукооформитель несет ответственность за правдоподобность всех звуков в фильме, он – просто незаменимый участник постпродакшн. Важные качества звукооформителя – это умение сосредоточиться на действии сюжета, чтобы увидеть всё, что зрители впоследствии, благодаря ему, должны будут ещё и услышать. Любое движение издает звук. Любое. Даже отсутствие движения имеет звук. Иногда звукооформителю достаточно лишь повторить движение: шагать, кусать, стучать и т.д., главное подобрать нужные материалы и поверхности.


Но бывают такие звуки, происхождение которых для зрителей остается загадкой. Например, трепет крыльев какой-нибудь феи, эльфа или пчелки в мультфильме. Как записать такой звук? Как вариант, можно использовать вентилятор или велосипедное колесо с кусочком бумаги или картона. Впечатляет? Дальше – больше. В фильмах ужасов много звуков, связанных с раздиранием плоти, чавканьем и хрустом ломающихся костей. И тут на помощь приходит сырой фарш, паста с большим количеством кетчупа, курица гриль, раздираемая руками, а сминаемый капустный лист или сырые макароны отлично передают хруст ломающихся костей.

Несмотря на уникальность звуков, которые удается воспроизвести во время озвучания с использованием самых разнообразных предметов, процесс этот довольно длительный, трудоемкий, а значит и дорогостоящий. К слову, в США использование услуга «foley artists» – весьма дорогое удовольствие, поэтому всё чаще создатели фильма принимают решение об использовании качественных фонотек, объем которых постоянно растет. Простые звуки, типа звука шагов или шуршания одежды, бумаги, карандаша, проще и быстрее записать, чем подолгу искать и подбирать звук в фонотеке.


На больших киностудиях, таких, например, как «Мосфильм» или «Ленфильм», есть специальные студии для озвучивания фильмов, работа в которых начинается после окончательного монтажа и речевого озвучивания кинокартины. Зачем выделять для этого целую студию, которая иногда занимает просто огромные помещения с горами реквизита? Да потому что звуки и шумы – это самостоятельное выразительное средство, а не способ заткнуть паузы в диалогах. Поэтому звукооформителей можно считать полноправными актерами, играющими не мимикой и словами, а звуками, шумами.

Иногда саунд-дизайнер работает в одиночку, но на крупных студиях, как правило, работает команда из 2-3 человек. Начинается процесс озвучивания с просмотра эпизода длительностью около 10 минут, на этом этапе необходимо отметить какие именно звуки нужно воспроизвести, далее подбираются инструменты, подходящие под создание каждого звука. Далее следует репетиция и синхронизация звука с изображением пока без записи. Если создается диссонанс между картинкой и звуком, то инструменты заменяют, пока не найдут нужный звук. И только затем происходит процесс звукозаписи. Десятиминутный фрагмент можно записывать очень большое количество дублей, ведь одни и те же предметы могут прозвучать неожиданно и подарить звукорежиссеру новую вариацию звука.


Абсолютным сокровищем студий звукозаписи является не техника, и даже не талантливые люди, а реквизит, который накапливался годами и уже сам имеет такую внушительную историю в кинематографе, что многие актеры могут только позавидовать. Это и различные окна, каждое со свои скрипом, и двери из разнообразных материалов, открывая и хлопая которыми можно получить массу звуковых эффектов, и чашки, от ударов по которым можно ожидать цокота копыт по мостовой и многое другое. Чего только стоят полы с различными покрытиями: от паркета и ковров до брусчатки и пляжного песка! Например, металлический настил на полу, отлично подойдет для имитации шагов по крыше, деревянный – шаги в избе, паркет – в квартире или госучреждении, Звук шагов приходится воспроизводить практически в каждой фильме, поэтому данный реквизит никогда не запылится.


О назначении некоторых предметов реквизита неподготовленный слушатель никогда не догадается, например, колеса для записи звука ветра, качели для воспроизведения звука прибоя и т.д.

Сложная задача для звукооформителя – создание и запись звуков, которых в природе не существует. Часто это приходится делать в фантастических или мультипликационных фильмах. Как, например, воспроизвести звуки животного, которое существует только в голове режиссера, или космического корабля, или какой-нибудь космической слизи, капающей на странную поверхность? Задача придумать и разработать такие звуки стоит перед звуковым дизайнером, профессия которого сейчас становится всё более популярной. Это, несомненно, творческая профессия, представитель которой должен быть в вечном поиске новых фактур и звуков, находиться всегда в движении и кайфовать от того, чем он занимается!

Работа саунд-дизайнера не только творческая и кропотливая, но иногда и очень веселая, если одновременно посмотреть на то, что делает в данный момент звукооформитель и что в этот момент должен увидеть и услышать зритель, получается очень смешно! Попробуйте воспроизвести и вы какие-то обыденные звуки с помощью необычных предметов. Возможно, вы найдете свое призвание и будущую профессию.