Кабинетное корпусное цифровое фортепиано

29 апр 2018

Вы решили купить домой настоящее пианино, но размышляете о том, что же выбрать: акустический инструмент, который отдают задаром, или же поддаться веянию современных технологий и купить цифровое фортепиано? Вот о последних сегодня и пойдет речь: выбрать их не так-то просто.


Цифровые корпусные пианино отличаются друг от друга по массе параметров, начиная от ощущений клавиатуры и заканчивая материалами, из которых оно изготовлено, и внедренных высоких технологий. Поэтому и диапазон цен очень широк: в среднем это от 50 до 300 тысяч рублей. Выбирая  подходящий  для  себя инструмент, вам нужно ориентироваться прежде всего не на невысокую цену, а именно на возможности, которые предоставляет тот или иной инструмент: ведь именно от них будет зависеть комфорт игры и реалистичность ощущений, а не от того, насколько большой банк инструментов будет зашит или насколько необычным будет дизайн.

 

Помимо самого инструмента, почти все производители выпускают и банкетки под него («стульчик пианиста»): стоят они обычно до 10 тысяч рублей, но вам совершенно необязательно покупать табурет именно этого производителя и этот цвет: поскольку это всего лишь удобный табурет, теоретически подходит любая банкетка, совпадающая по цвету. А кому-то удобнее и простой стул со спинкой (автору, например).


В нашем каталоге представлен широкий ассортимент кабинетных фортепиано различных производителей: Yamaha, Casio, Roland, Kurzweil, Kawaiи Korg. О том, чем они отличаются друг от друга, поговорим далее.

 

Назначение

Выбирая цифровое пианино, сначала определитесь, зачем оно вам вообще нужно. Потому что «игра для души» - одни критерии, для обучения в музыкальной школе или училище (и даже консерватории) – совсем другие, а для начального освоения техники фортепианной игры – вообще третьи.


Для начала, хоть это и очевидная вещь, все равно скажем: настройщика вызывать не придется, поскольку цифровое электронное фортепиано не имеет струн. Также они имеют по три стандартные педали, чье назначение идентично педалям обычного акустического инструмента: damper, soft и sostenuto.


Вторая очевидная вещь – клавиатура такого инструмента максимальна схожа с таковой у акустического (88 клавиш, молоточковая механика, разный вес клавиш в зависимости от регистра и т.д.), поэтому переучиваться явно не придется – в отличие, например, от детского синтезатора с уменьшенными клавишами. Обратим ваше внимание на то, что функция разного веса клавиш в зависимости от регистра есть не у всех инструментов, поскольку это уже «привилегия» более дорогих фортепиано. Но приобретать настолько рекомендуем именно с ней для большего реализма.


Третья – уже не очевидная вещь – это та, что цифровое фортепиано не является по сути синтезатором, все звуки основных клавишных инструментов (пианино, роялей) внутри него были записаны с высоким качеством с реальных инструментов (и обычно производитель указывает с каких именно) – это процесс называется сэмплированием. Но поскольку в более дорогих устройствах зашиты и другого класса инструменты – скрипки, электроорганы, ударных и т.д. – вот они могут быть как сэмплированными, так и синтезированными: смотрите в характеристиках нужного инструмента.


Наконец, у современных цифровых пианино есть очень полезная функция записи: опять же, это может быть запись в WAV/MP3 у дорогих или средней категории инструментов, либо в SMF/MIDI у более дешевых, во втором случае вы услышите то, что сыграли, только на самом инструменте. Запись окажется полезной как в музыкальной школе для прослушивания урока, так и для дома.

  

Для учёбы

Если вы подбираете инструмент для обучения в музыкальной школе или училище, то следите, во-первых, чтобы обязательно была в наличии вышеупомянутая функция разделения по регистрам: более тяжелые клавиши в нижних регистрах, и более легкие – в верхних. Таким образом ученик изначально привыкнет к «правильной» клавиатуре. Такие характеристики как «синтетическая искусственная кость», «клавиши из чёрного дерева» и прочие, весьма повышающие цену инструмента, не являются приоритетными в выборе. А вот чувствительность клавиатуры – это очень важно, максимальная приближенность электронного к акустическому пианино поможет ребенку на экзаменах и игре в целом.

 

Потом очень полезной окажется функция наличия двух выходов для наушников: если ребенок обучается дома, то так учитель может быть в одних наушниках, а ребенок – в других; таким образом они никого не побеспокоят. То же самое касается самой музыкальной школы: к примеру, при таком раскладе несколько пар учитель/ученик могут заниматься в одной аудитории, не мешая друг другу.

 

Обратите также внимание на вес инструмента: если предполагается его передвижение по аудиториям, то вес должен быть максимально низким; если акустические фортепиано весят порой не один центнер, то у электронных пианино вес обычно от 30 до 80 кг в зависимости от модели, и его вполне по силам перекатить одному человеку.

 

Фирменные технологии

Дабы еще глубже воссоздать реализм, каждый производитель стремится создать свою уникальную технологию, сопутствующую выдаче звука или комфорту игры, поэтому сколько производителей – столько и технологий. Особенно в этом преуспели компании Yamaha и Casio. Так же у всех производителей свой собственный тон-генератор (или несколько – у дорогих инструментов), поэтому и все инструменты звучат чуть-чуть по-разному. Здесь рекомендации дать невозможно: вы должны сами послушать каждый инструмент (и в наушниках в том числе) и решить, звук которого вам нравится больше.


Другие компании, наподобие Korg и Kurzweil, идут немного по другому пути: они максимально возможно улучшают банки звуков фортепиано и роялей, чтобы их уже было невозможно отличить от оригинала даже специалисту; и именно за это некоторые производители берут большие деньги за свои модели. Конечно, свои концертные рояли зашивает в банки самых бюджетных моделей даже и Yamaha, но неуловимую разницу между самым дешёвым и самым дорогим пианино специалист, конечно, ощутит.

 

Что касается возможности автоаккомпанемента, она есть почти во всех инструментах среднего и высокого ценовых диапазонов: но это как раз больше «для души», поскольку в музыкальной школе эта функция редко находит себе полноценное применение. Но, в отличие от обычных пластиковых переносных «самоиграек», в кабинетных фортепиано эта функция представлена с большим профессиональным уклоном и может включать в себя, например, игру с виртуальным симфоническим оркестром. Эта функция популярна, к примеру, в пианино Casio серий Celviano и Privia.

 

Из других функций, популярных у большинства производителей, необходимо сказать про демпферный и струнный резонансы. Это функции, эмулирующие взаимодействие струн и демпферов акустического фортепиано, воссоздают естественную реверберацию рояля. Благодаря им звук становится более реалистичным и выразительным. Популярна также функция split: разделение клавиатуры на зоны, от двух до четырех. Это позволяет играть в четыре руки разными (!) инструментами, либо практиковаться учителю и ученику на одном фортепиано совершенно без никаких неудобств: тон в левой и правой части инструмента можно настроить совершенно идентичным. Можно и самому сочинять дома композиции для партий, играемых разными руками.

 

Потом сам молоточковый механизм может быть разным: ведь он бьет не по струне, как в случае акустического инструмента, а по сенсорам, которых может быть от 1 до 3. Поэтому фраза «трехсенсорная механика» должна сразу обратить ваше пристальное внимание. То же относится и к «чувствительности к силе нажатия» - такой параметр должен присутствовать в технических характеристиках обязательно и, если мы говорим снова об обучении, его желательно иметь возможность менять, чтобы, например, вручную выставить «легкую» (soft) чувствительность для маленьких детей. Каждый производитель патентует собственный тип механики – например, есть Roland PHA III или Yamaha GH/GH3.

 

Скажем и про процессор эффектов: часто он бывает в моделях среднего и высокого ценового сегмента. Обычно это несколько популярных предустановок эффектов концертного зала, хоруса, варианты реверберации и т.д. Особого смысла в процессоре эффектов в цифровом фортепиано нет, поэтому не заостряйте на нем внимание. Но как приятное дополнение – безусловно.

 

Наконец, пользовательский интерфейс: обычно он очень прост, и даже не всегда в него входит жидкокристаллический или светодиодный дисплей, все сосредоточено в группе кнопок по центру или сбоку. Интерфейс обычно очень прост; в топовых моделях уже возможно подключение мобильных устройств и запуск фирменных приложений на планшетах или смартфонах для записи или нотных банков.

Мы намеренно не заостряли внимание на таких обыденных вещах как наличие крышки, количество голосов полифонии, транспозиции или метронома: как правило, в современных инструментах с этим все более чем хорошо, и всё присутствует в том или ином виде.

Акустика

Обращать внимание на встроенную в фортепиано акустическую систему стоит, но не сильно. Обычно в эти инструменты встраивают либо два широкополосных динамика, либо полноценную двухполосную систему из четырех динамиков. Трехполосные АС встречаются крайне редко и исключительно в самых топовых моделях. Как правило, если корпус не пластиковый (как у бюджетных пианино малоизвестных марок), то никаких проблем с воспроизведением звука нет; совсем плохие динамики ни один уважающий себя производитель встраивать не будет. Мощность таких систем составляет от 20 до 120 Вт, что более чем достаточно как для небольшой аудитории, так и для среднего по размерам актового зала.

  

p.s. Цифровые кабинетные рояли

Отдельным пунктом стоят цифровые рояли. Их ценник начинается от 400 тысяч рублей и выше, поэтому их без преувеличения можно назвать штучным товаром.

Цифровые рояли отличаются совершенно бескомпромиссной конструкцией. Конечно, у них лучшая для данного производителя клавиатура: 88 клавиш из натурального дерева (иногда даже из чёрного дерева), самая совершенная молоточковая механика, покрытие искусственной слоновой костью, самый лучший тон-генератор (или несколько) с лучшими тонами лучших роялей и прочих клавишных инструментов…. И, конечно, банки этим не ограничиваются: в них постарались интегрировать по максимуму инструментов других групп (струнные, акустические, перкуссионные и т.д.).


Разумеется, инструмент доверху напичкан фирменными технологиями, которые делают звук максимально приближенным к звукам настоящих инструментов. Среди них могут быть и технологии «виртуального оркестра», многообразные режимы обучения, сенсорный цветной и большой ЖК-экран и прочее: в общем, вообразите себе конфигурацию по максимуму, и вы получите цифровой рояль.

Хотя даже самый дорогой цифровой рояль, надо сказать, будет дешевле нового Steinway за десятки тысяч долларов. Поэтому оно того стоит, не правда ли?..