Предположим вы хороший музыкант, отлично играете на гитаре или любом другом, «вставить по вкусу» инструменте, но при этом, вы понимаете, что ваша игра «в одного» не так хороша, как с ансамблем.
Предположим, вам нужно кому-то показать свое творчество, и тут тоже приходит осознание, что гораздо интереснее это звучит в полной, пусть и плохонькой аранжировке.
Вы конечно можете играть с «подкладом» запущенным с YouTube, но ведь гораздо интереснее сделать свою аранжировку, показать, как видите произведение именно вы!
Ни для кого не секрет, что основу композиции, ее плотность, составляют дуэт ударника и басиста. И если бас вы худо-бедно можете записать сами с применением, например, октавера, то с ударниками обычно гораздо больше проблем.
Тут нам на помощь приходят драм машинки, и программные продукты для написания ударных партий.
В нашей статье сегодня мы рассмотрим самые популярные программы/плагины, для программирования ударных партий.
В целом они делятся на несколько групп:
1. Что-то типа ритм машинки – программа позволяет набивать паттерны, и в последствии из них составлять полную партию ударных.
К таким относится, Arturia Spark, D16 Nepheton и как это не странно FLStudio, которая так же позволяет очень быстро набивать партию ударных.
2. Плагины, имеющие MIDI-вход, и подставляющие нужные семплы на место миди событий.
Самая обширная группа, может представлять собой как отдельный плагин, так и библиотеку под NI Kontakt.
Одними из самых известных представителей, являются такие как BFD3, Abbey Road Drums, Toontrack Superior Drummer, Addiktive Drums.
3. Программы/плагины «реплейсеры» - они заменяют уже не миди, а аудио данные, на заранее записанные семплы.
Самым ярким представителем этой группы является плагин отечественной разработки Steven Slate Trigger, теперь уже второй версии.
Начнем, с самых известных:
Пожалуй, не буду далек от истины если скажу, что очень многие музыканты начинали свой путь с FL Studio. Не будем брать в расчет, известную категорию «музыкантов», которые кроме Лоджика/Гаражбенда, в глаза ничего не видели.
Рисунок 1 FLStudio
Чем же так хороша эта программа??
Минимальным уровнем знаний, необходимых, чтобы хоть что-то «натыкать»
Это примерно, как сделать чайник в 3DMax))
Заходя в программу, вы не увидите дезориентирующего пустого поля, как в большинстве секвенсоров. Вам предложат паттерн, произвольно тыкая в который, уже что то, да зазвучит.
Чем же она интересна, в контексте нашего обзора? Именно этим! Набить ударный паттерн, программа позволяет в кратчайшие сроки. Многие музыканты, перейдя на мощные секвенсоры, продолжают по привычке набивать ударники в FL, перенося в последствии MIDI партию в секвенсор.
Большая часть программ подобного рода, представляют из себя виртуальную драм-машину, с соответствующим интерфейсом, чаще всего просто повторяющим «железные» аналоги. Например, Artutia Spark 2
Рисунок 2 Arturia Spark
Drum-паттерн набивается шагами, в последствии программа просто проигрывает шаги по очереди получая целостную картинку.
Простота и удобство программ подобного рода, сопровождаются и соответствующими ограничениями, в большинстве из них, количесвто инструментов в шаге – невелико и строго ограничено.
Так же в подобном качестве, часто используются сэмплеры, например, NI Battery 4
Рисунок 3 NI Batttery
Итак, неважно каким образом, но предположим, что MIDI-партия у нас уже есть. И мы переходим ко второй категории программного обеспечения.
Фактически представляют собой Drum-сэмплер. В большинстве своем дают пользователю менять звучание ударных, вплоть до расположения микрофона относительно того или иного барабана/тарелки. Выбор праворукого/леворукого барабанщика. Некоторые позволяют немного «расстроить» ударника, придать некоторое движение темпу.
Наиболее часто используемыми представителями будут следующие программные продукты:
Один из самых популярных инструментов. Предлагает нам «пресетную» систему, а также неплохой выбор различных грувов, которые можно компоновать. Хорошее звучание и довольно наглядный интерфейс.
Рисунок 4 Addictive Drums
Популярный инструмент, предлагающий нам несколько библиотек, сгруппированных по времени. Наиболее часто используемой по отзывам пользователей является библиотека «Modern»
Простой, удобный, и хорошо звучащий инструмент.
Рисунок 5 Abbey road drums
В начале своего развития представлявший просто VST-плагин/библиотеку, к третьей версии, стал полноценной виртуальной студией, со своими микшерами, эффектами, широкими возможностями роутинга и сильно располневшей библиотекой.
Рисунок 6 Toontrack Superior Drummer
Не будем рассуждать какие лучше или хуже, каждая программа достойна внимания, нужно попробовать, чтобы определиться какая подходит именно вам.
Наиболее известными представителями этой категории будут программы Drumagog, Drumatom, а также Trigger 2.0.
Будем патриотами, сейчас это модно, рассмотрим отечественную разработку.
Программный продукт, заменяющий «ваши» ударники – своими.
Работая на основе транзиентов, программа просто подставляет на вашу дорожку с «бочкой» – свою бочку, заранее записанную, отрегулированную и т.д. Таким образом, вы можете записать хоть кастрюли, а потом сделать из них прилично звучащую установку.
Нужно понимать, что, например, партии тарелок эта программа заменить не сможет. Но вот с барабанами она работает великолепно. Полностью сохраняя динамику и мелизматику.
Вы можете сами выставить чувствительность, пороги и время срабатывания, отрегулировать компрессию и другие параметры. На каждый «барабан» вы имеете по нескольку звуков, микшируя их по вкусу, можно получить именно то звучание, которое вам необходимо.
Программа работает как на audio, так и на midi дорожках.
Рисунок 6 Steven Slate Trigger
Какую программу использовать, зависит в первую очередь от задачи. Например я, практически не пользуюсь drum-программингом, зато активно пользуюсь drum-реплейсером. Это обусловлено тем, что чаще всего, мне необходимо редактировать материал, записанный в не самых благоприятных условиях и сделать из уже записанного материала – конфетку. А кто-то занимается написанием партий ударных, аранжировкой, для него эти программы бесполезны…
Выбирая программный продукт под свои задачи, а не потому, что так сказал «Вася», и не потому что «она крутая, я тоже хочу!», вы получаете удобный инструмент, позволяющий вам в кратчайшие сроки добиваться поставленной задачи.
И помните, всегда решает материал, а не то, на чем его делали.
Успехов в работе. Берегите себя…
Автор статьи: Альберт Сафронов, Поп-Мьюзик