Вы наверняка выдели на грифе гитары специальные отметки, которые обычно выглядят в виде точек, но вообще могут иметь различную форму и цвет. Эти метки расположены на накладке грифа между ладовыми порожками (вот там их внешний вид ограничивается только фантазией дизайнера), а также на верхнем ребре грифа, где они всегда выглядят как небольшие точки.
Отметки на грифе называют позиционными маркерами – это ориентиры для гитариста, которые помогают ему быстро сориентироваться с номером лада, так как маркеры устанавливаются на всех гитарах на одних и тех же ладах: третьем, пятом, седьмом и т.д.
Стандартов на гитарные маркеры не существует, поэтому они могут быть любого цвета, формы и выполнены из любого материала. Исключение, пожалуй, составляют только классические гитары: строгие формы, цвет и местоположение маркеров – белые точки на торце грифа на 5, 7 и 9 ладах.
На двенадцатом ладу маркер всегда отличается от других, если на других ладах он представляет собой точки, то на двенадцатом – две точки. Но вариантов оформления маркеров множество (об этом позже). Маркировка на 12-м ладу напоминает нам о том, что в хроматической гамме 12 нот (включая бемоли и диезы), а затем исходная нота поднимается на октаву выше.
Напомним, что высота извлекаемой ноты зависит от длины колеблющейся струны, то есть от того, на каком ладу вы ее зажимаете пальцем. Поэтому гитаристу, особенно начинающему, нужно быстро ориентироваться в ладах, которые ограничиваются металлическими ладовыми порожками. Именно для лучшей ориентации и существуют маркеры на грифе. Они отлично помогают в обучении начинающим музыкантам запоминать положение пальцев и быстрее освоить звуковой диапазон гитары.
Но это отнюдь не означает, что маркеры нужны только неопытным гитаристам. Маленькие метки на ребре грифа позволяют быстро изменить положение пальцев на большое расстояние. Поэтому некоторые музыканты во время концерта используют гитары, на которых боковые маркеры выполнены в виде светящихся точек, для быстрой ориентации в условиях плохой видимости из-за дыма, затемненности или, наоборот, светящего в лицо прожектора.
Фронтальные маркеры необходимы другим исполнителям в группе, чтобы они со стороны могли видеть, в какой позиции во время импровизации играет гитарист, и смогли поддержать его гармонически. Поэтому фронтальные маркеры, как правило, более крупные и заметные.
Таким образом, наличие или отсутствие маркеров на гитарном грифе, а также ориентация на них, ни в коем случае не говорит о профессионализме исполнителя. Кто-то во время выступления совершенно не смотрит на гриф и привык обходиться без маркировки, а кто-то привык ориентироваться на маркеры и поглядывает на гриф во время игры – это личные привычки и особенности игры музыкантов.
Гитарные маркеры обычно изготавливаю из следующих материалов:
Пластик
Перламутр (натуральный или искусственный)
Дерево
Полимерная глина
Драгоценные камни
Самоклеящаяся бумага
Флуоресцентный пластик и т.д.
Материал под названием «clay» представляет собой полимер, смешанный с глиной для прочности и устойчивости к ударам и влажности. Для маркировки используются два типа раковин морских обитателей - перламутр и морское ушко (abalone).
Можно встретить перламутр под названием «Mother of Pearl» в белых, черных и золотых вариантах.
В эксклюзивных и дорогих моделях маркеры могут изготавливать из драгоценных камней или, в более бюджетных вариантах, страз и кристаллов.
Существует множество видов пластика, например, целлулоид, который используется для имитации других материалов. Например, «Perloid», является имитацией перламутра.
Наконец, существует масса наклеек, которые позволяют сэкономить на этапе производства гитары.
Для музыкантов на сцене могут быть полезны маркеры, изготовленные из фосфоресцирующего флуоресцентного пластика, который светится в темноте. Их можно заряжать их с помощью карманного фонарика в перерывах между песнями и сетами.
На современных гитарах маркеры ладов могут иметь различные формы, цвета, выполнены из различного материала, но история преображения позиционных маркеров уходит своими корнями производство гитар FENDER и GIBSON – компаний, которые во многом определяли стандарты производства гитар в целом и электрогитар в частности. Давайте рассмотрим, как претерпевали изменения внешний вид маркеров электрогитар.
На электрогитаре FENDER STRATOCASTER маркеры в виде кружочков являются одной из узнаваемых характеристик инструмента. Начиная с 1954 года, маркеры были и остаются на 3, 5, 7, 9, 12, 15, 17, 19 и 21-ом ладах.
Определяющей деталью стал материал маркировки. Стратокастеры изначально изготавливались только с кленовыми накладками на грифе, для обозначения ладов использовались черные точки (maple black dots). С 1954 по 1959 год две черные точки на 12-ом ладу были расположены точно под второй и пятой струнами. Кстати, это верный способ убедиться, что у вас оригинальный винтажный strat.
В 1959 году был представлен гриф из палисандра с новыми матово-белыми точками, которые обычно называют «Clay Dots». В них сохранено то же винтажное расстояние между ними на 12-ом ладу.
Только в 1963 черные и белые точки стали располагать ближе друг к другу на 12-ом ладу и изготавливать из материала под названием pearloid, который выглядел как перламутр, но был намного дешевле в производстве в больших количествах. Такая маркировка сохранялась до 1983 года.
После 1983 года FENDER начали вставлять белые пластиковые точки в гриф из палисандра, отказываясь от перламутрового блеска.
Несмотря на то, что GIBSON использовали маркировку точками во многих версиях своих классических моделей, от ES-335 до SG и LES PAUL, компания известна своими трапециевидными и прямоугольными вставками. Такие маркеры не только выглядели более пафоснее, чем FENDER, но и требовали от мастера больше времени и точности в работе при изготовлении.
Большие маркеры помогли создать имидж GIBSON, а также оправдать более высокую цену их гитар. Вместо пластика GIBSON использовали «перламутр» в качестве материалов для инкрустации. Слово взято в кавычки, так как был необычный целлулоидный материал, но яркий волнистый внешний вид выглядел так же, как внутренности жемчужной раковины.
Трапециевидные вставки чаще всего встречались в гитарах Les Paul и никогда не располагались на первом ладу. Это почетное место для вставки было сохранено для новейшей технологии Les Paul Custom.
Очень необычную маркировку грифа в 60-х годах представила компания IBANEZ, предложив стильную схему инкрустации под названием «Древо жизни». Многие старые модели IBANEZ отличались этим характерным дизайном. В наши дни «Древо жизни» ассоциируется со Стивом Ваем, чья знаменитая серия гитар JEM помогла переопределить акробатические трюки на гитаре и перенести этот рисунок в современную эпоху.
В 80-х экстремальная техника игры на гитаре была в расцвете, эта эпоха породила множество уникальных маркеров, которые часто были агрессивными и соответствовали резким и угловатым звукам, которые издавали гитаристы на своем инструменте.
Например, гитары JACKSON имели маркеры в виде акульих плавников. Этот рисунок был настолько популярен, что JACKSON предлагали множество вариантов материалов и размеров подобных маркеров для удовлетворения потребностей различных музыкантов.
Войдя во вкус, некоторые музыканты стали заказывать пользовательские маркеры ладов, кастомизируя свой инструмент: это и космические, и научно-фантастические пейзажи, и драконы, и цветущая японская сакура – всё, что угодно за ваши деньги.
Конечно. Некоторые гитары вообще не имеют позиционных маркеров. Может быть, вам покажется это скучным, но некоторые музыканты предпочитают вид гладкого и чистого грифа. Однако, стоит отметить, что на большинстве таких гитар имеются боковые точки.
Некоторые педагоги утверждают, что ученик вообще не должен смотреть на гриф во время игры, так как он должен смотреть на лист с нотами или аккордами. Однако, множество профессионалов просто не отводят взгляда от грифа своей гитары.
Итак, позиционные маркеры на гитарном грифе – это не обязательный, но полезный элемент, особенно для начинающих музыкантов, а также для других участников музыкальной группы на сцене. Форма, размер и цвет маркеров – это способ добавить индивидуальности своей гитаре.