Первый удар по популярности гитар нанесли MIDI-революция, начавшаяся в 1983 году с публичной презентации стандарта, и удешевление синтезаторов. В том же 83-м Yamaha вывела на рынок цифровой инструмент DX7 который стоил всего около 2000 долларов США. Это было сравнимо с ценой аналогового Minimoog и было более, чем в два раза, дешевле Roland Jupiter-8 ($5000).
К концу 80-х полнофункциональные цифровые синтезаторы стали стоить 1500-2500 долларов. Но та же Yamaha пошла дальше и создала знаменитые «самоиграйки» семейства PSR, которые продавались уже по цене от $200 (PSR-6) до $400–$600 (PSR-47). И начинающие музыканты, в том числе рэперы и поп-артисты, быстро сообразили, что на «самоиграйках» вкупе с «железным» секвенсором, драм-машиной, небольшим микшерным пультом и магнитофоном можно делать приемлемые демо-записи.
А на таких относительно серьезных агрегатах, как Yamaha SY55 или Roland D50 возможно было записать полноценный сингл или альбом. Меж тем разыскать их в продаже удавалось по цене от 1500 долларов.
В 1980-х синты почти сравнялись в цене с электрогитарами, а мировую поп-музыку сильно качнуло в сторону синтетического звука. С цифровыми синтезаторами экспериментировали (не очень удачно, как выяснилось со временем) даже такие стопроцентно «аналоговые» коллективы, как Nazareth и Deep Purple.
Глобальный звук попсы в ту эпоху сделался, по нынешним понятиям, «сахарно-сиропным» и довольно «пластиковым», но массам это очень нравилось. Казалось, что всё гитарное стагнирует и «попсеет» вместе с музыкальной индустрией.
С 2000 по 2023 годы глобальный рынок электрогитар демонстрировал небольшие колебания. В 2000-х годах продажи были относительно стабильны, но концу десятилетия из-за мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. они заметно упали. И это был второй удар по индустрии.
Однако в 2010-х годах спрос начал постепенно восстанавливаться, в том числе из-за появления новых интересных моделей и индивидуализированных инструментов.
А в 2020 году рынок электрогитар неожиданно резко вырос. И причиной этому стала пандемия COVID-19. В заточении вынужденной самоизоляции люди по всему миру вдруг начали учиться играть на гитаре.
Скажем, компания Fender в 2020 году сообщила об увеличении онлайн-продаж аж на 92%. Особенно хорошо продавались гитары стоимостью менее $500. Общий объём рынка гитар в 2020 году оценивался в $2,7 миллиарда, при этом электрогитары составляли значительную его часть.
Пандемия закончилась, но рынок, против ожидания не скукожился, а продолжил расти. Люди вырвались из домов и квартир на волю, сильно повысился спрос на посещение концертов и фестивалей. Вместе с тем доля хобби, связанная с музыкальными занятиями не стала меньше.
Аналитики ожидают, что по 2028 год включительно рынок электрогитар будет расти со среднегодовым темпом в 10,43%, что добавит к его стоимости примерно $1,45 миллиарда.
Мировые гитарные производители подогревают спрос, внедряя в гитаростроение инновации, в том числе уделяя повышенное внимание дизайну инструментов. А конечные потребители все чаще покупают гитары онлайн, и это нравится все большому числу людей.
Кроме того, благодаря росту качества производства на азиатских фабриках, очень достойные гитары стали продаваться по цене примерно от 350 до 800 долларов США, что здорово демократизировало рынок.
Но даже это не объясняет неувядающей склонности людей к «заболеванию гитаризмом». Ведь наиболее популярные жанры поп-музыки сегодня – это EDM, рэп и околотанцевальная попса.
Стоимость входа на музыкальный рынок резко понизилась из-за двух факторов: бурного развития софтверной виртуальной звукозаписи, которая стала доступна практически в каждом доме, и из-за того, что для создания многих видов современной музыки молодому продюсеру даже не требуется умение играть на каком-либо музыкальном инструменте.
В связи с этим популярность гитар довольно загадочна. Возможно, ее получится объяснить с двух точек зрения – культурно-гуманитарной и научной.
Среди профессиональных журналистов, рекламистов, блогеров и других контентщиков довольно много любителей гитары как таковой и электрогитары в частности. А среди гитаристов, встречаются те же журналисты и прочие пишущие-снимающие люди смежных специальностей. Совместными усилиями они выработали некое культурное понимание феномена. Итак, гитару обожают вот за что:
Универсальность и выразительность. Электрогитара способна передавать широкий спектр эмоций с помощью большого тембрально-динамического диапазона – от нежных джазовых тонов до энергичных и даже истерических звуков в тяжелых стилях.
Инструмент при наличии соответствующих навыков позволяет одновременно вести басовую партию, гармонию и мелодию. Поэтому поющий человек с гитарой – уже своего рода «группа». Отсюда проистекают широкие возможности для самовыражения и нахождения артистом своего уникального голоса. К тому же, в отличие от фортепиано, гитара мобильна и может использоваться практически везде.
Доступность для самообучения. Благодаря конструкции гитары, новичок буквально в первые месяцы способен начать извлекать из нее вполне пристойные и узнаваемые музыкальные созвучия. Сегодня людям практически в два клика доступны множество образовательных гитарных интернет-ресурсов, включая обучающие видео.
Культурная значимость: электрогитара – не сколько инструмент, сколько символ революций в музыкальной культуре, бунтарства и внутренней свободы человека. С другой стороны она позволяет многим людям ассоциировать себя с известными гитаристами и ощущением «крутости», которое приходит вместе с улучшением навыков игры.
Эмоциональная «функциональность». Для очень многих игра на гитаре является средством для снятия стресса и эмоциональной разгрузки. А также способом выразить те чувства, которые люди испытывают, но затрудняются передать словами. Также гитара часто выступает как средство самовыражения и самопрезентации.
Эти факторы кое-что проясняют в феномене стойкости популярности инструмента, но в основном в гуманитарно-психологическом ключе. Но, есть в нашем объяснительном арсенале и строго научные факты, которые говорят о том, что гитаристы испытывают при музицировании некие особые ощущения, а со временем благодаря занятиям... умнеют.
Эксперименты последних лет опровергли распространенный миф о том, что во время творческой деятельности работает в основном правое полушарие головного мозга.
Например, в 2020 году ученые сделали высокоплотные электроэнцефалограммы 32-м джазовым гитаристам во время того, как они импровизировали под минусовую фонограмму. Часть музыкантов были очень опытными, а часть – начинающими.
Гитаристов попросили быть максимально креативными во время солирования. Импровизации записывались, а записи затем анализировали четыре приглашенных эксперта (другие опытные джазовые гитаристы и преподаватели).
Новички, по мнению экспертов, показали худший творческий результат. И оказалось, что во время импровизаций у них работало как раз правое полушарие.
А вот у опытных гитаристов с отличными импровизациями в дело оказались вовлечены несколько отделов как правого, так и левого полушарий. Как выяснилось, многолетнее музицирование увеличивает связность отделов мозга.
Другое исследование, проведенное учеными Университета Осаки (Япония) и Университета Сан-Диего (США) в 2019 году, изучало мозговую активность во время импровизации 14-ти гитаристов, часть из которых была представлена инструменталистами с высоким уровнем мастерства и большим опытом, а часть состояла из любителей.
Музыкантов просили играть простые, знакомые гаммы и замеряли изменения активности их мозга, затем просили свободно импровизировать и тоже снимали специально организованную для эксперимента ЭЭГ в связке с машинным обучением для улучшения читаемости данных.
Исследование показало, что в творческий процесс импровизации были вовлечены несколько отделов обоих полушарий головного мозга у каждого опытного гитариста, при этом они выполняли сложнейшие задачи в реальном времени.
Если перевести на общепонятный язык, то музыканты почти одновременно и ОЧЕНЬ быстро:
- воспринимали и анализировали музыку под которую играли (внешнее внимание);
- планировали движения своих рук на некоторый временной отрезок вперед (внутреннее внимание);
- оценивали качество своих «музыкальных планов»;
- следили за своими руками и грифом инструмента (опытные – в значительно меньшей степени);
- оценивали качество результата, который получили, как бы сравнивая музыку, которую сыграли под фонограмму с теми целями, которые поставили себе ранее.
Ученые обнаружили у гитаристов высокую концентрацию внутреннего внимания и вместе с тем координацию сложных действий, лежащих в основе последовательного планирования.
Также обнаружилось, что продвинутые гитаристы не планировали вообще все-все свои действия, а наоборот частично отпускали контроль за исполнением и впадали в некое «состояние потока».
Короче говоря, импровизация опытного музыканта – это очень сложно, а для того, чтобы такая творческая деятельность была возможна, мозг должен быть более связным и натренированным, чем мозг не музыканта или новичка.
Некоторые исследования показали, что регулярная игра на гитаре (и других сложных музыкальных инструментах) может улучшить: навыки набора текста, координацию рук и глаз; память на формы; владение родным языком (да-да!) и логическое мышление.
Также многолетнее музицирование развивает зрительную и пространственную память, навыки планирования и принятия решений, слуховую память, распознавание образов, время реакции на внешние стимулы, навык быстрого переключения внимания.
Нельзя сказать, что гитаристы и другие инструменталисты умнее не музыкантов во всех отношениях, но они имеют некоторые когнитивные преимущества, выработанные за годы занятий.
А еще было обнаружено, что регулярное музицирование замедляет старение мозга, уменьшая вероятность наступления деменции.
Наконец, музицирование и, в частности, игра на гитаре помогает эффективному восстановлению пациентов после инсульта. Также некоторые исследования показали, что даже полным новичкам музыкальная терапия помогает восстанавливаться после черепно-мозговых травм. Во второй научной работе речь не идет о гитаре (использовались фортепиано и барабаны), но тут важен принцип: работает именно музицирование.
Кстати, убеждение музыкальных журналистов в том, что игра на гитаре (скорее музыкальная терапия, которая может включать в себя игру на инструментах) помогает при депрессии и стрессе, недалеко от истины.
Музыкальная терапия действительно облегчает симптомы депрессии, если проводится дополнительно к основному лечению.
Несколько исследований доказали, что «музыкальное вмешательство» (это такой принятый в научной среде термин) оказывает среднее и сильное положительное влияние на психологическое состояние людей, находящихся в стрессе. А также слабое и среднее влияние на их физиологические показатели – снижает частоту сердечных сокращений, артериальное давление и уровень гормонов стресса в крови,..
Если, как выясняется, игра на гитаре делает людей умнее, здоровее и счастливее, то почему мы называем гитаризм «болезнью»? Дело в том, что положительные эффекты игры на гитаре и музицирования в целом проявляются, если они становятся многолетним хобби или профессией.
Но существует и имитация гитаризма, которая свойственна новичкам. Под ней мы понимаем огромное бурление в соцсетях, блогах и на профильных форумах по поводу множества спорных убеждений, мифов, поверий и лайфхаков, связанных с миром гитар и гитарного оборудования.
Гитаризм «болезненный» – это как раз многословная и часто агрессивная болтовня вокруг темы гитар, бесконечные выяснения того, «умеет играть» или «не умеет» тот или иной музыкант – включая тех, кто своим «неумением» сделали себе имя и деньги, создав при этом интересные музыкальные произведения.
Как мы могли заметить по результатам научных исследований, гитаристы-новички еще не способны на состояние «потока», не достигли высокого уровня связности значимых для музыки отделов мозга, и все еще работают в творческом процессе в основном правым полушарием.
Зато как много бесполезного и порой зловредного словесного мусора способны производить некоторые индивиды, недавно «заболевшие» гитаризмом!
Опытные музыканты часто смотрят на это явление с печальным недоумением. Ведь для них главное – получать творческий результат на любом инструменте и оборудовании. Гитарист, отдавший своему увлечению годы, может быть недоволен гитарой, усилителем и прочими инструментами, с которыми приходится работать в конкретных обстоятельствах. Но он будет скуп на выражения недовольства и постарается выжать из того, что имеет, максимум возможного.
И мало кто из опытных гитаристов стремится публично оценивать успехи и навыки коллег, громить тех, кто «не умеет играть», и выпячивать свои достижения. Этим в основном занимаются единицы среди гитарных блогеров, которые сделали «болезненный гитаризм» своей фишкой.
Несомненно, она привлекает непритязательную и неопытную аудиторию из новичков и может быть выгодной в плане заработка на рекламе. Но стратегически выигрывают все-таки музыканты, посвятившие свое время созданию собственно музыки. Именно они бывают умнее, счастливей и здоровее, а порой и зарабатывают больше, чем гитарные крикуны.
Владимир Лакодин