Элементарная теория музыки: надо ли ее знать поп- и рок-музыканту?

22 июн 2024

По всему миру любители «чистого самовыражения», густо замешанного на музыкальном невежестве, привыкли кивать на Курта Кобейна из Nirvana. Якобы он ни аза не смыслил в теории, а каким парнем был!

На деле Курт всех немножечко провёл. Поверье об его незапятнанной знаниями рок-чистоте строится на растиражированном интервью 1993 года, которое музыкант дал немецкому журналисту Эдгару Клюзеру. В частности, в нем прозвучали такие фразы: «Я понятия не имею, как быть музыкантом… Я не знаю, как брать мажорные и минорные аккорды на гитаре… Изучение музыкальной теории — пустая трата времени… Это мешает оригинальности».

Но вот в 2023 году басист Nirvana Крист Новоселич в интервью американскому музыкальному продюсеру и преподавателю Рику Беато обмолвился, что всем подряд словам Курта, сказанным по любому поводу, не стоит так уж верить. Он мог на одну и ту же тему высказываться противоположным образом буквально в течение нескольких дней.

Внимательный зритель знаменитого концерта Nirvana на MTV в рубрике «Unplugged» может заметить, как перед исполнением песни «Pennyroyal Tea» Кобейн рассуждает, нужно ли ее играть в другом «ключе». Английское слово «key» в данном контексте значит «музыкальная тональность». Один этот случай подрывает миф о том, что Курт ничегошеньки не смыслил в теории музыки.

 

Дядя Кобейна по материнской линии Чак Фраденбург играл в группе Beachcombers, тетя Мари Эрл владела гитарой, пела и также выступала с несколькими коллективами в штате Вашингтон. По словам Мари, Курт впервые сел за фортепиано в возрасте четырех лет. Кстати, именно ее дом и ее домашнюю студию одна из ранних групп Кобейна Fecal Matter использовала для записи демо.

Тетя довольно много общалась с Куртом, помогала с демозаписями, когда тому было 15-17 лет. Хранила даже кассеты с его детским пением. Кто-то способен искренне верить, в то, что Мари за годы общения с юношей ни словечком не обмолвилась ему о том, что такое мажор и минор?

И не проговаривается ли сам Курт в том легендарном интервью? Разве может истинный, природный самородок, вышедший из аутентичной панк-среды, вообще знать слова «мажорный аккорд» и «минорный аккорд»? Да фу…

Журналисты раскопали, что в подростковом возрасте Кобейн как минимум месяц занимался с преподавателем игры на гитаре. Бывший гитарный техник Курта, а также Дэйва Грола Эрни Бэйли рассказывал буквально следующее:

«Дэвид знал музыкальные размеры, обладал более сильным музыкальным словарем, но и мудростью не соревноваться в этом с другими <участниками Nirvana>. Как многие артисты-самоучки, они культивировали свой образ примитивных музыкантов, но, по правде говоря, они изучали искусство написания песен, в частности The Beatles…

Если Курт публично гнушался теорией музыки, то я могу предположить почему. Я помню, что, будучи подростками в 70-х и 80-х годах, мы делили все группы на те, чьи участники учились музыке, и те, чья музыка призывала к потере контроля.

Мы наивно рассматривали теорию музыки как набор правил, а не как музыкальный язык, и ее критика с нашей стороны была способом защиты, потому что нам не хватало уверенности или технических знаний терминологии…»

А еще Бэйли утверждал, что Кобейн и другие участники Nirvana любили группу… ABBA (занавес).

Словом, исключительно талантливый Курт был не столь музыкально необразован, как это хотели бы представить некоторые начинающие рок- и поп-музыканты. И не только из-за одного таланта он смог написать и вместе с друзьями очень удачно аранжировать целый ряд величайших песен за всю историю рок-музыки. Участники Nirvana таки занимались самообразованием и изучали сонграйтинг, причем на примере не одних лишь панк-групп.

Случаи глубокого интуитивного понимания музыки очень редки

Эрни Бэйли и другие рокеры во взрослом возрасте наконец догадались, что теория музыки — это язык, а не устав караульной службы для музыкантов. Когда сегодняшний начинающий панк или электронщик берет на вооружение лукавый посыл Кобейна «Теория музыки мешает оригинальности», он фактически отказывается учить язык, на котором собирается бегло общаться с людьми.

Парадокс в том, что некоторые генетически одаренные люди действительно могут интуитивно постигать закономерности музыкального искусства. Американский композитор Ирвинг Берлин (урожденный Израэль Бейлин) начал петь блюзовые пародии на известные песни, а затем и сочинять собственные тексты, работая «поющим официантом» в салуне.

Его случайно заметили музыкальные издатели, и первую песню, где он написал слова, выпустили, когда автору было 19 лет. В свои двадцать от получил работу штатного текстовика музыкального издательства Ted Snyder Company.

Первый музыкальный текст Берлин написал случайно, будучи 23-летним. У одной из его новых песен не было музыки и, не желая упускать отчисления от продаж, он быстро придумал мелодию. Издатель ее принял. К счастью, песня стала хитом, что открыло Ирвингу путь в профессию композитора.

Берлин брал частные уроки игры на фортепиано, но до конца жизни мог ориентироваться только в тональностях фа-диез мажор и фа-диез минор. Чтобы звучать в других тональностях, играя на тех же клавишах, он был вынужден применять пианино со специальным транспонирующим механизмом. Большую часть своей карьеры композитора он не знал нот.

 

Однако Берлин написал более 1500 песен, около 500 из которых стали крупными хитами в 20 веке, в том числе международными; музыку к 20 бродвейским мюзиклам и примерно к такому же количеству голливудских фильмов. Берлин получил «Грэмми» «за заслуги перед жанром», премию Оскар «за лучшую оригинальную песню» и несколько других престижных наград…

Джим Мориссон (The Doors) не учился музыке. Песни он сочинял без музыкального инструмента, придумывая на свои стихи вокальные мелодии. Гармониями и ритмом занимались другие члены группы.


Изредка фронтмен The Doors играл на губной гармошке. Есть свидетельства, что он записал партию синтезатора Moog в песне Strange Days. Никаких нот легендарный Мориссон, конечно, не знал…

Российский режиссер Петр Тодоровский тоже не знал нот, но самобытно и даже мастерски играл на семиструнной гитаре, с помощью которой создал музыку для полутора десятков своих и чужих фильмов…

 

Мало того, известно достаточно случаев, когда выдающейся музыкальной одаренностью обладали люди-инвалиды с врожденными и порой очень серьезными нарушениями интеллекта. То есть, они просто не могли постичь никакую теорию музыки. Такое явление получило называние «синдром саванта».

Однако статистически случаи Кобейна, Берлина, Мориссона, Тодоровского (не говоря уж о савантах) очень редки. Подавляющее большинство успешных музыкантов все-таки имели и имеют некоторые представление об ЭТМ, то есть изучали музыкальный язык хотя бы фрагментарно.

Прежде, чем бояться ЭТМ, узнай что это

Теперь о самом предмете. Элементарная теория музыки — это сокращенный, компактный и нетрудный свод базовых знаний. Он значительно проще алгебры, которую начинают изучать в 7 классе школы вообще все россияне, и никто не гибнет под эти грузом.

По сути, ЭТМ рассказывает об отношениях между звуками, имеющими четко выраженную высоту тона. Она помогает понять, какие их сочетания звучат «грустно», «весело», «торжественно» или «тревожно».

А также объясняет, почему, скажем, «интервал дьявола» — тритон — напряженный и неустойчивый, а квинта (на основе которой металлисты строят свои «power chords») — очень даже устойчивый.

Для того, чтобы понемногу постигать сам музыкальный язык, нужно заниматься непосредственно музыкой — с инструментом. Но чтобы понимать, что именно делаешь — стоит сверяться с теорией об этом языке.

При этом совсем не обязательно проштудировать сразу весь объем ЭТМ.

Что важно в теории для новичка, а что не очень

Один из классических трудов по теме — это книжечка на 200 маленьких по формату страниц «Элементарная теория музыки» советского музыковеда и педагога Игоря Способина. Она была написана в 1951 году, но не пугайтесь — фамилию «Ленин» вы встретите в ней ровно один раз, и слова «распад буржуазной музыкальной культуры» — тоже один.


Способин в своей книге очень простыми словами старается рассказать о самом главном в отношениях музыкальных звуков друг с другом. Новичку в ней стоит в первую голову ознакомится с понятиями «звукоряд» и «лад», «мажор» и «минор», понять, что такое интервалы и основные аккорды тональности.

Из ладов стоит поначалу изучить натуральный мажор, натуральный минор, гармонический минор, мажорную и минорную пентатонику. Хотя современные гитаристы-шредеры с космическими инструментами сильно уважают, например, лидийский лад.

С многими вещами не нужно связываться прямо сразу — квинтовым кругом, ключами нотной записи, кроме скрипичного и басового, всякими дам двойными диезами, группировками нот и мелизмами (украшениям вроде группето). Эти знания на практике могут никогда не пригодиться.

Не надо заучивать итальянские термины, относящиеся к изменению, скажем, темпа произведения, пытаться понять, что такое энгармоническое равенство (достаточно формальная штука) или обозначение «фермата» в нотах.

Новичку стоит въехать в самое базовое взаимодействие тональных звуков, а штуки более сложные лучше пока пропустить.

С сожалению, в «ЭТМ» Способина отсутствуют сведения о блюзовом ладе — ведь он символизирует тот самый «распад» буржуазной культуры, на котором музыканты и музыкальные капиталисты уже лет 100 делают огромные деньги.

Также нельзя не отметить, что книга суховата при всем старании автора разжевать и положить прямо в мозг основные понятия. Поэтому можно рекомендовать еще один источник знания по ЭТМ. И это будет… «Википедия».

В ней есть практически все сведения по элементарной теории и много сверх того. Некоторые статьи написано очень понятно, некоторые — тяжеловесно. В энциклопедии неплохой поисковый движок, с его помощью можно обнаружить все, что нужно, — даже если ваш поисковый запрос сформулирован не совсем четко. Можно искать по «Видикипедии» и «Гуглом».

Для тех, кому трудно воспринимать ЭТМ в текстовом формате, есть наконец YouTube. Например, канал «Нескучный саунд» российского музыканта Александра Зилкова с его видеороликами из серии «Теория музыка по-пацански». Ищущий да обрящет — причем в удобной для своего восприятия форме.

Навык «говорить» на «языке» музыки усиливается от понимания ЭТМ. Два слова об оригинальности

Заявление Кобейна о том, что знание теории музыки мешает оригинальности, конечно, хлесткое, да и сама идея привлекает. Но на деле часто бывает наоборот. Все на свете гитаристы в начале пути играют и сочиняют ужасающие банальности. Они не понимают, что делают, и поэтому не могут осознать заурядность собственных идей. То же касается многих электронщиков и рэперов, которые, строго говоря, создают не музыку, а ритмизированный саунд-дизайн.

Возражение «Банальности слышны и без теории, если у тебя есть наслушанность» в чем-то справедливо. Сначала появлялись языки, а только потом лингвистика. Сначала появлялась музыка, и только потом ее теория.

Народные музыканты, ранние церковные музыканты не имели в своем распоряжении ЭТМ, тем не менее, некоторые их сочинения пережили века и не забылись. Только вот вопрос — а зачем же тогда эти самые от природы одаренные и оригинальные авторы стали мучиться и придумывать первые варианты нотной записи?

Зачем людям понадобилась темперация — доработка таких естественно прекрасных, интуитивных музыкальных инструментов? (Они фальшивили). Зачем люди начали давать названия звуковым интервалам и классифицировать их? (Надо было передавать знания ученикам, как-то объяснять им, почему одно гармонично, а другое нет, и чтобы они запомнили). Ну и так далее.

Элементарную теорию музыки придумали не кабинетные сухари, чтобы мучить ею свободолюбивых подростков, а действующие музыканты-сочинители, многие из которых в Средние века вели вполне себе панковский образ жизни. Взгляните хотя бы на историю вагантов

Даже очень скупой набор базовых знаний из ЭТМ усиливают навыки неформальных музыкантов. Гитаристы открывают для себя небанальные лады и начинают интереснее импровизировать. Электронщики выходят за пределы двух нот в басу и погружаются в мир гармоний. Битмейкеры в рэпе порой поднимаются до аранжировок, достойных кино.

Лишь те, кто верит в то, что знание теории «мешает оригинальности», продолжают говорить на языке музыке косноязычно. И сообщают слушателям своими произведениями что-то вроде: «Мой мьюзик залетать супер драйв! Слушай нажимай подписка колокольчик! Ты моя слушай, я иметь деньги-чиксы-тачки. Йоу»…

Владимир Лакодин