Контрабас – инструмент, который невозможно не заметить не только из-за его внушительных размеров, но и благодаря уникальному звучанию. Низкий и густой, как бы хрипловатый звук этого инструмента завораживает с первых нот. Самый крупный и самый низкий по звучанию инструмент в симфоническом оркестре, контрабас является той основой, на которой идет построение музыкальной ткани произведения. Контрабас, как солирующий инструмент, часто используют при исполнении джаза и блюграсса.
Появление контрабаса как самостоятельного инструмента можно отнести к эпохе Возрождения, когда тот «вышел» из контрабасовой виолы. Контрабасовые виолы имели слабый звук и большее число струн по сравнению со скрипками, например. В качестве струн использовались кишки животных, которые затем стали обвивать медной проволокой, что позволило сделать их тоньше, а значит удобнее для исполнителя. Тогда уже струны крепились и регулировались с помощью колков с зубчатыми механизмами. Первые контрабасы были примерно на четверть больше современных.
Существенные изменения в конструкцию контрабаса внес в 17 веке мастер М. Тодини, убрав с грифа лады и оставив лишь четыре струны из шести. Далее контрабас подвергали модификации самые известные скрипичные мастера Кремоны и Брешии, пытаясь сделать контрабас похожим на виолончель, в результате чего контрабас стал выглядеть примерно так, как он и выглядит на сегодняшний день. То есть, современные контрабасы изготавливают по традициям кремонских мастеров. Менялись и форма инструмента, и его размер, и количество струн. Немецкие мастера изготавливали пять видов контрабасов. Например, самый маленький контрабас был назван «пивной бас» за то, что на нем играли преимущественно в питейных заведениях.
К 18 веку по размеру контрабас занимал промежуточное место между виолончелью и современным контрабасом, причем в разных странах он настраивался по-разному: по квартам в Англии и Италии, по квинтам во Франции.
В оркестрах Европы контрабас занимал почетное место к концу 18 века, тогда же появились и солисты-исполнители. Первым солирующим контрабасистом был Д. Драгонетти, техника игры которого была на тот момент уникальной и неповторимой. Среди виртуозов-контрабасистов стоит выделить дирижера, композитора и исполнителя Д. Боттезини, усовершенствовавшего технику исполнения до невероятного уровня.
В 20 веке преимущественно изготавливались контрабасы четырех- и пятиструнные, что определялось жанром исполняемой музыки и приемами исполнения. Например, в симфоническом оркестре для игры смычком используют пятиструнные контрабасы, а в джазе - четырехструнные для игры пиццикато (щипковый метод).
В 20-30-е годы 19 века появились попытки создать электронный контрабас, который бы не был таким громоздким и тяжелым, но при этом сохранил бы уникальность звучания инструмента. Потребовалось немало десятилетий, чтобы довести идею «до ума», чему способствовало развитие электроники.
Контрабас не теряет своей популярности и в современных оркестрах, блюз- и джаз-бэндах, имея широкие возможности, неповторимый звук, он остается востребованным в различных музыкальных жанрах.
Несмотря на внушительные размеры контрабаса, звучит он совершенно не грубо, а наоборот: звук сочный, густой и бархатистый, мягкий и красивый тембр звука, с неповторимой окраской и совершенно без агрессивной силы. Являясь источником самого низкого звука в оркестре, контрабас выступает в роли гармонической основы произведения совместно с фаготами и тубой.
Диапазон контрабаса составляет четыре октавы. Это транспонирующий инструмент, нотный текст для него записывается в разных ключах (обычно в басовом), чтобы избежать большого числа добавочных линий и для удобства чтения. Звучит контрабас на октаву ниже действительной для него нотной записи. Что интересно, контрабас - единственный современный струнно-смычковый инструмент, который настраивается по квартам E, A, D, G, а не по квинтам (как другие скрипичные инструменты).
Как было отмечено ранее, форма контрабаса претерпевала изменения за всю историю его становления и развития как самостоятельного инструмента. В результате трансформаций возникли следующие разновидности формы контрабаса: виола да гамба, скрипка, буссето, гитара и грушевидная форма. Если говорить о материалах, которые и составляют эту самую форму инструмента, то контрабас изготавливают из нескольких сортов хорошо выдержанного дерева.
Что касается конструкции контрабаса, то она типична для скрипичных инструментов: верхняя и нижняя деки, обечайка, подгрифник, резонаторные отверстия, петля, дужка, гриф, порожек, головка грифа, колки, накладка, колковая коробка, подставка.
Струны для контрабаса обычно изготавливают из стали или синтетических материалов, с обмоткой из меди или серебра.
Существуют два метода звукоизвлечения: с помощью смычка и с помощью пальцев. Смычки для контрабаса делятся на два вида: немецкий (короткий и тяжелый) и более маневренный французский (длинный и тонкий). При игре смычком немецкой системы, большой палец исполнителя располагается на деревянном основании, при этом смычок держится сбоку. Смычок французской системы исполнитель держит сверху, располагая большой палец под тростью. Оба смычка используются современными исполнителями, и выбор зависит от личных предпочтений контрабасиста.
Современные контрабасы имеют разные размеры: самый маленький - размером с виолончель, самый высокий – 1,8 м. Также высоту инструмента можно регулировать при помощи шпиля в нижней части корпуса инструмента. Существуют контрабасы, созданные специально для гастролей, они отличаются небольшим корпусом и съемным грифом. Его удобно перевозить без потери качества звука.
В первую очередь, в составе симфонического и камерного оркестров. Роль контрабаса в оркестре заключается в том, чтобы усилить басовую партию виолончелей и создать гармоническую и ритмическую основу другим струнным инструментам. В современных оркестрах количество контрабасов может достигать восьми.
Контрабас часто можно встретить и в военных оркестрах, и в концертных группах, а также в небольших коллективах, исполняющих музыку в стилях джаз, блюз, рок-н-ролл, кантри, блюграсс, танго и так далее. Несмотря на внушительные размеры и серьезное звучание, контрабас получил широкое применение в самых разных музыкальных жанрах. Если же говорить о контрабасе как о солирующем инструменте, то отдельно стоит отметить джаз-бенды, где контрабасист имеет возможность продемонстрировать свое мастерство при построении красивых гармонических басовых ходов. Также контрабас открывает широкие возможности в плане экспериментов в таких музыкальных стилях как соул, фьюжн, фанк и рок, тем более с появлением электрической версии инструмента.
Сидя или стоя, расположив контрабас перед собой. Крупный корпус и толстые струны требуют усилий от исполнителя. Раньше именно размер контрабаса не позволял обучаться игре на нем детям, сейчас, когда можно найти контрабас небольших размеров, можно начинать обучение в 6-7 лет.
Что касается приемов метода звукоизвлечения, то на контрабасе можно играть смычком или пальцами, то есть щипком струны (пиццикато). Первый способ чаще используют в оркестре или музыке в стиле танго, второй - в джазе, блюзе и т.д.
Играть на контрабасе непросто, нужно овладеть техникой и при этом иметь большие руки с хорошей пальцевой растяжкой. Также нужно иметь определенную скорость реакции, так как придется на довольно длинном грифе исполнять быстрые пассажи и скачки между позициями
С развитием технологий всё больше акустических инструментов обретают свои электрические аналоги, это и электрогитара, и цифровое пианино, и электроскрипка. Не исключением стал и контрабас. Электроконтрабас, по сравнению с акустическим, имеет скелетообразный корпус, что сказывается на размере и весе инструмента, а также на удобстве игры. При этом гриф, струны и в целом устройство инструмента не отличается от акустической версии, поэтому музыканту не придется овладевать какими-то новыми навыками, чтобы перейти на версию электрическую.
Звук электроконтрабаса не уступает звуку акустического аналога, со всеми присущими ему характерными особенностями, но благодаря встроенному усилителю, инструмент звучит громче и при этом приобретает собственный оттенок.
Первыми компаниями, представившими электроконтрабас еще в 30-х годах 19 века, были Regal, Rickenbacker и Vega. Однако, электроника в те годы не имела возможности точно передавать неповторимый звук контрабаса, поэтому тогда инструмент не вызвал широкого интереса в музыкальном мире. С современными возможностями датчиков, развитием и постоянным совершенствований технологий, электроконтрабас не может остаться незамеченным при тех преимуществах, что он дает.
Длина мензуры электроконтрабасов варьируется в пределах от 30” (76 см) до 42” (106 см), у каждого размера есть свои преимущества, например, на короткой мензуре проще учиться. В гриф контрабаса укладывается две октавы. Настраивается электроконтрабас при любой длине мензуры следующим образом: E1, A1, D2, G2, причем высота звука такая же, как у акустического контрабаса или бас-гитары.
По способам игры и расположению инструмента электроконтрабас не отличается от акустического: если музыкант играет стоя, то инструмент опирается на внутреннюю сторону бедра или таз, если сидя – то фиксируется между колен. В положении стоя правая нога располагается за инструментом, параллельно ему, а ступни образуют прямой угол.
Если электроконтрабас имеет минимальный корпус (или он почти полностью отсутствует), то предусмотрены конструкции для упора инструмента и удобного его удержания. Электроконтрабасы могут использоваться как правшами, так и левшами, легко перестраиваясь.
Электроконтрабас с полым корпусом можно использовать и без усилителя как акустический инструмент, но при этом его громкость будет уступать обычному акустическому контрабасу, а также низкие ноты будут плохо воспроизводиться, что связано с меньшим размером резонатора. Но для маленького и закрытого помещения этой громкости может оказаться достаточно. Чтобы усилить звук инструмента, обычно используют пьезоэлектрические звукосниматели, которые располагаются в бридже. Также могут применяться различные комбинации из нескольких типов звукоснимателей. От звукоснимателя сигнал поступает в предусилитель, там усиливается и немного корректируется, далее поступает в басовый усилитель или акустическую систему. Электроконтрабас также имеет отличную возможность подключать наушники, что поможет вам, например, репетировать и при этом не мешать другим.
Электроконтрабас можно считать подтипом контрабаса, но и он имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и звучанием. Например, если инструмент имеет плоский гриф и прямой бридж, то играть на нем смычком окажется непросто, такой инструмент отлично подойдет для игры щипковым методом. Электроконтрабасы с изогнутым бриджем, наоборот, идеальны для игры смычком. Корпус электроконтрабаса может быть полым, цельным, каркасным и комбинированным. Более классический звук обеспечивает именно полый корпус, чаще всего такие электроконтрабасы можно встретить при исполнении джаза, сплошной корпус – в рок-музыке и других стилях тяжелой музыки. Количество струн может быть равно четырем, пяти, шести, семи и даже восьми.
Кстати, если вы играете на контрабасе, то вы легко можете перейти на бас-гитару. Звучание контрабаса зависит не только от его конструкции и материалов, но и в большей степени от мастерства музыканта. Поэтому учитесь, совершенствуйте своё мастерство, и успехов в творчестве!