Определяемый как колебание громкости, тремоло является относительно простым эффектом. Часто производимый естественным образом и используемый певцами и музыкантами, играющими на акустических инструментах, он фактически считается первым блоком эффектов, созданным для электрогитары, хотя до этого он использовался в качестве эффекта на электрических пианино и органах.
Гитаристы создавали тремоло с помощью ряда подручных средств (ручки регулировки громкости или педали громкости), а также собирали свои собственные электромеханические устройства с того времени, когда гитара стала подключаться к усилителю.
Звуковой эффект тремоло так же стар, как человеческий голос, но когда его стали применять в качестве гитарного эффекта? Официально история эффекта тремоло начинается в 40-х годах прошлого века, но можно копнуть глубже и найти применение тремоло еще в Византийской империи IX века.
Под тремоло мы будем понимать изменение амплитуды (а значит и громкости) звукового сигнала, которое приводит к эффекту вибрирующего звука, поэтому тремоло иногда путают с вибрато. Однако, вибрато – это колебания высоты тона, а не амплитуды.
Колебание громкости звучания ноты - древняя техника, которую использовали во время пения или крика. На протяжении веков музыканты искали способы передать эти голосовые колебания музыке. Легче всего было создать эффект тремоло на смычковых инструментах, перемещая смычок вперед и назад. То есть эффект тремоло был доступен тогда, когда появились смычковые инструменты (лира), а это примерно IX век нашей эры.
Пример механического тремоло можно найти и в XVI веке в звучании церковных органов, которые использовали несколько расстроенных труб, звучащих одновременно, создавая вибрирующий эффект. Один из самых ранних механических тремоло можно обнаружить у органа 1555 года, расположенного в церкви Сан-Мартино Маджоре в Болонье, Италия. Его механизм открывал и закрывал диафрагму для изменения давления воздуха. По мере того, как менялось давление, менялась и громкость звучания, но одновременно менялась и высота тона. Поэтому достигались одновременно два эффекта – вибрато и тремоло.
К концу XVII века тремоло и вибрато были распространены в качестве техники игры на флейте, так как колебания давления воздуха во флейте вызывали как изменения громкости, так и высоты тона.
В 1891 году Джордж Ван Дюсен запатентовал устройство, во многом похожее на вибрато, предназначенное для любого струнного инструмента. Струна закреплялась на коротком конце подпружиненного рычага. Нажатие на рычаг натягивало струну сильнее, повышая ее высоту, после чего пружина, прикрепленная к рычагу, возвращала струну на исходную высоту. В результате получался эффект вибрато, хотя Ван Дюсен назвал его тремоло в заявке на патент США. Таким образом, термины тремоло и вибрато вошли в патентный словарь, где они были взаимозаменяемы.
В 1921 году Орвилл Льюис разработал несколько похожее устройство для скрипки, работающее на основе колебания бэйджа и изменяющее высоту тона. И снова эффект назывался тремоло, хотя по сути это было вибрато. И таких примеров было довольно много. Но в отличие от смычковых и духовых инструментов, акустические гитары не имели встроенных возможностей для тремоло. Для создания эффекта тремоло требовалась электронная схема.
В 1941 году был выпущен DeArmond Model 601 Tremolo Control - первый блок эффектов для гитаристов. Он подключался между гитарой и усилителем, как и современные эффекты. Сигнал усиливался и ослаблялся за счет прохождения через слой электролита. Внутри металлической коробки находилась небольшой стеклянный сосуд с жидким электролитом на водной основе, раскручиваемый специальным электромотором. Скорость вращения емкости с электролитом (а значит и его толщина на стенках и днище) определяла время задержки сигнала.
Прежде чем стать гитарным эффектом, вышеописанный механизм встраивали в отдельные модели электропиано. К 1941 году пианино Storytone были изготовлены компанией Story & Clark и могли похвастаться тремоло DeArmond, установленными непосредственно под клавиатурой для легкого доступа.
Но в 1946 году это устройство стали выпускать серийно именно как гитарный эффект с названиями Model 60, Model 60A и Trem-Trol 800.
Второй блок эффектов тремоло предложил Эндрю Аппель в 1946 году. Свою конструкцию он расположил в металлической коробке, в которой по кругу в порядке возрастания сопротивления размещались резисторы. Мотор вращал контакт, который последовательно касался каждого резистора. В результате происходило быстрое повышение или понижение громкости звучания гитары. Однако, сам Аппель описал свое устройство как создающее «тремоло или вибрато эффекты в сочетании с электрическим типом струнного музыкального инструмента». Однако, в серийное производство устройство так и не поступило.
Стоит также отметить вращающееся рупорное устройство Дональда Лесли, который впервые попытался запатентовать свое изобретение в 1940 году, но сделал это лишь в 1945. Первый дизайн данного устройства представлял собой стационарный динамик, обращенный вверх, его звук перетекал в маленький конец вращающегося рожка. Когда рожок движется к вам, высота тона звуковых волн повышается, при движении от вас – понижается. Также и с громкостью: громкость наибольшая, когда рожок расположен перед вами, и наоборот. Поэтому устройство Лесли одновременно обеспечивало эффекты тремоло и вибрато.
Первый гитарный усилитель с вибрато создал Натан Дэниел в 1947 году, когда основал компанию DANELECTRO. Тремоло появляется на усилителях 1950-х годов Danelectro Special model.
Примерно в то же время, а именно в 1947 году компания MULTIVOX анонсирует новую модель гитарного усилителя Premier ‘66’ Tremolo как нечто революционно новое. Особенностью новинки являлось встроенное электронное тремоло, которое должно было добавить гитарному звучанию оттенок органа. Одновременно и GIBSON в 1948 году выпускает свой первый тремоло-усилитель GA-50T.
Самый ранний тремоло-усилитель FENDER появился в 1955 году, довольно поздно по сравнению с конкурентами. Секция тремоло в усилителе Fender Tremolux 5E9 использует лампу 12AX7, резисторы и конденсаторы для изменения напряжения. Все усилители с двумя или более лампами включают в себя фазоинвертор, который разделяет гитарный сигнал, позволяя двум (или четырем) лампам совместно выполнять функции усиления. Tremolux уникален тем, что переменное напряжение подается на катодный элемент фазоинвертора. Встроенное тремоло в Fender Tremolux 5E9 имело регулировки величины (“Depth”) и скорости (“Speed”) эффекта, а также ножной выключатель, подсоединённый на разъём внизу шасси кабелем с разъёмом 1/4". Эта уникальная модель усилителя пережила не менее семи модификаций производилась вплоть до 1966 года.
Усилители FENDER Brownface, представленные в 1959 году - Vibrasonic, Concert и другие модели использовали схему, называемую “гармоническое вибрато”. Это не совсем тремоло или вибрато, хотя создает похожие ощущения. Если представить тремоло как синусоидальную волну с высокими и низкими пиками, а вторую волну тремоло сместить на 180 градусов, то они погасят друг друга, суммарная громкость будет одинаковой. Однако гармонические схемы вибрато посылают более высокие частоты на одну волну и более низкие частоты на другую. При этом нет никакого фактического изменения громкости или высоты тона, а скорее своего рода фазовый сдвиг, что на слух очень похоже на тремоло.
Следующий тип тремоло FENDER отличался совершенно другой системой. Усилители Blackface, появившиеся в 1963 году, использовали лампу 12AX7 и фотоэлемент для изменения напряжения. Эта система использовала неоновый свет для открытия и закрытия фотоэлемента: более яркий свет давал более глубокий эффект тремоло, при увеличении скорости мерцания света скорость эффекта также увеличивалась. Данная технология в плане звука обеспечивала большую глубину и отрывистость по сравнению с ламповыми тремоло предыдущего поколения. Фотоэлемент тремоло имеет тенденцию звучать более прерывисто, чем более ранние схемы изменения смещения.
Оптическое тремоло и сейчас довольно популярно и востребовано, благодаря очень компактной элементной базе (в частности светодиодам и фоторезисторам), благодаря чему схему можно разместить в небольшом корпусе.
Вообще, 1960-е годы принесли совершенно новую волну тремоло-усилителей и педалей эффектов. Это связано с тем, что к концу 60-х в музыкальной индустрии активно внедрялись модные тогда операционные усилители, что позволило сделать схему электронных тремоло более компактной и разместить ее в отдельном корпусе гитарной «примочки». Важной особенностью новых тогда тремоло-эффектов было то, что они позволяли менять форму волны модуляции сигнала: чистая синусоида (волна), «пила» (или треугольная форма) или прямоугольный сигнал (квадрат). Например, легендарная уже педаль MXR Tremolo работала именно так. Более того, новые эффекты тремоло могли работать со стереофоническими сигналами как по входу, так и по выходу.
Чистая синусоида —самая простая форма волны, которую имели первые ламповые тремоло, звучит она мягко и сглажено. В некоторых тремоло эта форма может быть размыта, тогда эффект не так ярко выражен.
Прямоугольная или квадратная форма звучит жестко и отрывисто. При высокой скорости эффекта такая волна напоминает звук работы лопастей вертолета. Такая форма используется в современных тремоло.
Пила или треугольная тоже является классической формой волны. Она не такая размытая как синусоидальная, но и не такая резкая как прямоугольная. В первых оптических тремоло была именно пила, но оптика сглаживала пиковые значения волны, поэтому в современных транзисторных тремоло эта волна звучит более выражено.
Нет пределу совершенства, поэтому схемы тремоло и их исполнение постоянно улучшали, что привело к созданию в 70-х годах тремоло, который управляется скоростью входного сигнала. Эта разработка стала достижением компании ELECTRIC DRUID. Схема TAPLFO с цифровым управлением допускала управление формой волны модуляции и возможность добавления в сигнал эффекта фузза, который был характерен для встроенных тремоло усилителей Fender Tremolux ранних серий. В производство такие тремоло вышли под названием Gravitas Analog Tremolo, и выпускались они компанией CHASE BLISS AUDIO. Стоит отметить, что данные тремоло до сих пор популярны среди музыкантов и владельцев студий.
Пик популярности и вершина мастерства создания эффекта тремоло пришлись именно на 70-е годы, когда педаль тремоло приобрела тот облик и тот набор возможностей, к которому уже все привыкли. Однако, эффект тремоло определил звучание десятилетия в 60-х. Всё, что нужно сделать гитаристу сейчас, это просто приобрести педаль и правильно разместить её в своем педалборде. А правильно – это значит ближе к концу цепочки эффектов. Экспериментируйте, осваивайте новые для себя эффекты и их воплощения, и удачи в творчестве!