Играть на гитаре смычком - идея не новая. Имя первого экспериментатора достоверно назвать сложно. Но человеком принесшим в массы игру смычком на гитаре можно назвать Джимми Пейджа, который практиковал подобное во времена альбома Led Zeppelin I. Звук, которого он добивался смычком на электрогитаре был новым, необычным, а сам процесс игры представлялся, как впечатляющее и запоминающееся шоу.
Но несмотря на внешний вид всего процесса, с самим извлечением нот были серьезные проблемы. Самая очевидная из них заключается в том, что гитара - не скрипка или виолончель, технически она никак не предназначена для игры смычком. Ни положение струн, ни сами струны, ни корпус под это не рассчитаны. Всё это приводило к тому, что звук получаемый на выходе, возможно, и был самобытным, но мало имел общего со звуком струнных инструментов. Хотя можно предположить, что на тот момент это и не преследовалось:)
Собственно по причинам, описанным выше игра обычным смычком на гитаре так никогда и не ушла в мейнстрим, оставшись уделом узкого числа экспериментаторов. Но мысль жила и ответом на её запрос стало появление электронного смычка - E-bow.
Heet Sound Products E-Bow
Удивительным образом информации о создателе e-bow - Грэге Хите - и о его компании Heet Sound Products осталось очень мало. Также, как и информации о процессе создания EBow.
Известны лишь общие факты. Идея появилась и была воплощена в жизнь в Южной Калифорнии в конце 60х годов XX века. Первый концепт появился в 1967г, и был спроектирован под влиянием творчества американской группы Iron Butterfly и британцев Led Zeppelin. В 69м на свет появилась первая рабочая модель. О ней мало известно, кроме того, что она была реализована непосредственно в корпусе гитары (этот концепт, кстати, не был забыт и позже был воссоздан компанией Fernandes. Но об этом позже). А вот 1974г. появилась ручная версия, в 76м представленная широкой аудитории на NAMM в городе Чикаго. Собственно, с тех пор EBow, мало изменившись внешне, но приобретя пару-тройку обновлений, и дошла до нашего времени.
Что же представляет из себя EBow? На самом деле схема электронного смычка удивительно проста, и если описывать ее кратко, то выглядит она следующим образом - работающий от девятивольтовой батарейки (той самой “кроны”) EBow создаёт магнитное поле, которое колеблет струну, тем самым заставляя ее звучать.
Если же вдаваться в подробности, то EBow состоит из четырех элементов - питания, звукоснимателя, усилителя и генераторной катушки (возбудителя). Звукосниматель работает также как уменьшенный гитарный датчик, только вот снимать он может одну струну за раз.
Как только включенный Ebow оказывается над струной, колебания струны воздействуют на магнитное поле звукоснимателя (быстрый вариант заставить работать EBow - это механическое воздействие на струну, т.е. хаммер-он или пулл-офф), что индуцирует напряжение в катушке. Индуцированное напряжение передается в усилитель, а затем в генераторную катушку, которая является “датчиком наоборот”. Усиленное напряжение здесь создает собственное изменяющееся магнитное поле, достаточно сильное, чтобы влиять на движение струны под ним.
А так как все эти элементы выстроены на одной линии получается, что EBow датчиком снимает колебание струны, усиливает его, затем возбудителем вызывает большее колебание струны, которое снимается гитарным датчиком…и так до бесконечности
Однако, при всей простоте конструкции в работе Ebow есть свои небольшие нюансы. Первый из них заключается в том, что наиболее активно он работает в непосредственной близости от датчика. Производитель при этом рекомендует использовать нековый датчик (это можно объяснить близостью бриджа у бриджевого датчика, который осложнит возбуждение струны). Чем ближе Ebow к активному датчику, тем громче сигнал. Собственно это и позволяет достигать эффекта смычка или тремоло. Производитель в инструкции называет этот участок HotSpot.
Далее, в конструкции Ebow есть “рельсы”, которые позволяют держать смычок на нужной высоте. Если держать слишком высоко, то звук будет тише, наоборот - струна будет звенеть о смычок или вовсе перестанет колебаться.
Чего же можно добиться, используя EBow?
Не только бесконечный сустейн
Самый банальный и одновременно самый распространенный способ использования EBow - это бесконечный сустейн. Но электронный смычок позволяет куда большее.
Возможности EBow ярко демонстрирует Фил Кигги в ролике ниже:
Посмотрите сколько техник извлечения звука предлагает только сам производитель:
- Слайд;
-
Прижим;
-
Покачивание;
-
Перкусионное спикатто;
-
Арпеджио;
-
Тремоло;
-
Тремоландо.
А вот инструменты, звучание которых можно воспроизвести, используя EBow:
- Флейта;
-
Скрипка;
-
Горн;
-
Губная гармошка;
-
Имитация гитарного медиатора.
Просто посмотрите, сколько места уделено в инструкции тому, как извлекать тот или иной звук:
Здесь мы оставим самую полную на свете инструкцию к использованию EBow с подробным описанием, как добиться всех задуманных звучаний.
Чисто технически, кстати, у электронных смычков нет ограничений по инструменту. Вы можете использовать его стандартно с гитарой, а можете и с басом, примеры тому есть. Правда, учитывайте, что толщина струны бас-гитары не позволит играть с комфортом. Чем толще струна, тем больше усилий нужно приложить для её колебания.
Отсюда, кстати, рекомендация - для наиболее эффективной работы Ebow ставьте на гитару тонкие струны
Некоторые умельцы используют Ebow даже в дрон-машинах (острожно, может быть громко):
Возвращаясь же к реальной жизни можно сказать что, несмотря на обширную палитру звуков и возможностей EBow, как сказано выше, наиболее популярным осталось использование в роли сустейнера. В чем можно убедиться прослушав исполнителей, которые когда-либо использовали электронный смычок.
А список этих исполнителей обширен. Если не брать примеры с верхней полки, где вы увидите U2, Blue Oyster Cult, R.E.M, Radiohead или Sigur Ros, то можно увидеть, например, Interpol:
или Queens Of The Stone Age:
Или вот The Airborne Toxic Event, которые совместили скрипку и гитару с EBow:
У производителя даже есть свой список артистов, но, скорее всего, там лишь малая толика примеров.
Здесь вы можете ознакомиться с ним.
EBow и его аналоги
Если сейчас вознамериться приобрести электронный смычок, то после небольших поисков можно найти ряд моделей, которые с небольшими изменениями повторяют оригинальную схему. Это:
- Собственно, сам EBow Plus;
-
TC Electronic AEON;
-
Sound Stone Sustainer;
-
Joyo JGE-01 (ссылочку).
Однако, история сложилась так, что можно не ограничиваться ручными электронными смычками, ведь в мире существует ещё...
Sustainiac - непрямой, но аналог EBow
Помните, в истории создания было упомянуто, что первые модели встраивались в гитару и эта схема была потом воссоздана компанией Fernandes? Так вот, датчики с сустейнером можно назвать одним из аналогов электронного смычка. Да, они сильно уступают по функционалу, но на протяжении статьи не раз говорилось, что в основном EBow использовали для бесконечного сустейна. И именно это датчики, типа Sustainiac, и позволяют.
Несмотря на схожесть возможностей, Sustainiac является прямым потомком не EBow, а занимательного инструмента под названием Infinite Guitar, созданным канадским изобретателем и музыкантом Майклом Бруком. Правда, надо отметить, что схема также идентична - датчик, снимающий колебания, усилитель и возбудитель.
А история возникновения гитары с бесконечным сустейном достаточно забавная. Она берет своё начало в 1985 году, когда Брук работал над своим дебютным альбомом - “Hybrid”. Во время записи у него появилась идея добавить дрон-партии с протяжным сустейном. Эту идею он подсмотрел у гитариста Be Bop Deluxe Билли Нельсона, тот открывал один из концертов партией с использованием оригинального EBow.
Впечатленный этим звучанием Брук оформил себе заказ на такой же. Только вот заказ сначала сильно задерживался, а по итогу так никогда и не пришел.
Спустя недели ожиданий Брук решил не оформлять заказ заново, а попытаться сделать что-то похожее своими руками. Как он сам говорил, он произвел пару базовых изменений совместив и поменяв пару датчиков, которые позволили снимать колебания и заставлять эти же струны колебаться. Собственно, как и у EBow. После нескольких экспериментов, окончательная версия Infinite Guitar была готова и была она построена на основе Tokai Stratocaster.
Через несколько лет Брайан Ино, знакомый с Майклом Бруком по работе над “Hybrid”, продюсировал новый альбом группы U2. И во время одной из сессий Ино рассказал Эджу, гитаристу U2, о существовании Infinite Guitar. Заинтригованный Эдж посетил Брука и после некоторого времени убедил того модифицировать один из своих стратокастеров.
Результатом же этой встречи, как и всей истории в целом, стала песня “With or WIthout You”, которая стала наиболее известной записью с использованием Infinite Guitar и одной из визитных карточек U2.
Здесь имеет место ироничный факт, заключающийся в том, что на живых выступлениях Эдж всё-таки предпочел модифицированному страту тот же EBow.
Что касается самой Infinite guitar, то она стала причиной появления на свет нескольких сустейнер-систем, среди которых:
- The Kramer (Floyd Rose) Sustainer;
-
The Sustainiac;
-
The Fernandes Sustainer;
-
The Guitar Resonator;
-
The Moog Guitar.
Среди пользователей гитар с сустейнером можно отметить Эда О’Брайена из Radiohead. Он активно пользовался EBow при построении звучания Radiohead во время записи всех альбомов, начиная с Kid A. И в 2017г. Fender выпустил подписную модель Fender EOB Stratocaster, в нековой позиции которой стоял Fernandes Sustainer.
А в нашем ассортименте вы сможете найти инструменты, оборудованные датчиками от The Sustainiac. Это, как правило, серия
Sun Valley от Schecter.
The Gizmotron, смычок без магнитного поля
Параллельно со смычками и сустейнерами, построенными на работе магнитного поля, развивался и продолжает жить еще один тип смычков для гитар, именуемый Gizmotron или Gizmo.
Его история начинается в 1969 году, когда участники группы 10cc Кевин Годли и Лоуренс Крем вместе со своими товарищами работали над первым лонг-плеем. Они были увлечены идеей добавить в записи струнные, но их ограничивал бюджет. Будь то покупка только-только появляющихся синтезаторов или наём струнного квартета, оба варианта были для них недоступны.
И их мысль переключилась на гитару, можно ли ее заставить звучать, как скрипку? Простая игра смычком на гитаре их не устраивала, т.к. она не давала искомого звука. И тогда они перешли к экспериментам, в процессе которых Годли и Крем дошли до дрели (привет, Пол Гилберт) с насадкой из резины. Вот этот звук уже их заинтересовал и показался им перспективным.
Вместе с этой концепцией они отправились к Джону МакКоннеллу, старшему преподавателю Манчестерского института науки и технологий. Тот оказался в восторге от идеи и помог им создать прототип. Первый гизмо состоял из моторчика, вала и шести нейлоновых колесиков. На поверхности каждого было по 48 гребешков, которые цепляли струну со скоростью сто раз в секунду.
Группа (кстати, это не то, чтобы забытые экспериментаторы из 70х, вы могли слышать 10cc в
"Стражах Галактики" Джеймса Гана) использовала гизмо в той или иной степени во всех своих последующих записях до тех пор, пока творческие пути пары Годли/Крем и остальной группы не начали расходиться. Дело в том, что пара экспериментаторов жаждала погрузиться еще больше в возможности своего изобретения, в то время как остальные хотели сохранять понятное “поп”-звучание.
Не вдаваясь в детали истории группы, вышло всё так, что пара пошла своей дорогой, которая их привела к Аарону Ньюману и его компании Musictronics. Совместно с ним пара создала первый прототип в 77м году, а затем и коммерческую версию в 1979 году.
Но, несмотря на рекламу, позиционирующую гизмо, как революционное устройства, и альбом, записанный Годли и Кремом с помощью прототипа, привлечь много внимания к своей разработке не получилось. Также как и не случилось коммерческого успеха.
Основных причин провала было две. Первая - девайс был очень капризным, хрупким, требовал точной отстройки и редко работал так, как запланировано производителем. Не спасла ситуацию выпущенная позже подробная инструкция от Годли и Крема.
Вторая - синтезаторы, которые к тому моменту сильно расширили свои возможности и подешевели. И из-за развития синтезаторов гизмотрон к моменту своего коммерческого релиза стал пришельцем из другого времени, противоречивым и отставшим от жизни, решавшим проблему, которой уже не было.
Низкие продажи и отзыв из продаж части произведенных гизмо подкосили дела компании Musictronics, вложившей в разработку и производство неоправданное количество ресурсов. И в начале 80х компания была продана.
Что же касается самого Гизмотрона, то несмотря на все его проблемы, он стал объектом восхищения для ряда музыкантов и занимал видное место в треках самых разных известных исполнителей в период с 1978 по 1984 год. Например, Пол МакКартни - “I’m Carrying”, или Siouxsie & The Banshees’ “Into The Light”.
Или, закольцовывая рассказ, опять вспомним Джимми Пейджа из Led Zeppelin. Ведь прослушивая именно их In the Evening, миллионы людей, не зная того, познакомились с Gizmotron’ом. Прислушайтесь к вступлению, это именно он:
Собственно, для одного из этих миллионов эта запись стала источником вдохновения для воссоздания гизмо - для Аарона Кипнесса. Мистер Кипнесс признавался в интервью, что в первый раз он услышал гизмотрон в “In the Evening”, и с тех пор этот звук преследовал его. Он не мог понять, почему никто не хотел воссоздать этот девайс (спойлер - потому что все помнили коммерческий провал оригинала и боялись даже думать о возрождении, несмотря на истечение срока оригинального патента в 90х).
Но время шло и в 2013 году, потратив практически десять лет до этого на поиск и изучение оригинальных гизмо, Аарон Кипнесс со своей командой приступил к разработке своего Gizmotron, версии 2.0.
А уже на NAMM-2015 Кипнесс представил свою версию, которую они, по его словам, собрали заново, с нуля. Она не требует никаких модификаций, особых датчиков или миди-интерфейсов. Можно установить и получить тот самый звук смычка из 70-80х.
А вот судьба оригинальных гизмотронов незавидна. Комплектующие и запасные колесики для них давным-давно сняты с производства, и гизмо обречены на постепенное исчезновение из-за износа деталей или на хранение в коллекциях, обходясь без использования.
Послесловие
Электронный смычок - вещь необычная. Как вы могли увидеть в статье, все истории создания смычков и сустейнеров начинались с экспериментаторов, желающих расширить горизонты звучания гитары. И несмотря на то, что EBow, сустейнеры или Гизмотрон широкой популярности не снискали (как реверберация или фузз, например), они создали свою нишу, к которой так или иначе постоянно обращается большое количество музыкантов, ищущих новый звук.
Может, вы хотите добавить струнные в свой арсенал, или наполнить эмбиентом свою новую запись, или, возможно, вы пишите саундтреки и вам нужен привлекающий внимание звук - электросмычки и сустейнеры могут стать вашим ответом.
Да, есть вероятность, что они не станет для вас девайсом на каждый день, но изящным аксессуаром, вносящим изюминку в ваш звук - точно да.