Речь у нас пойдет об оборудовании для частного жилища, способном закрыть 98% потребностей «продюсера из спальни» при производстве современной поп-музыки, треков для рекламы, ТВ-шоу и даже кинотрейлеров.
Мы не станем рассматривать безумные идеи записи джаз-комбо или метал-банды в квартире. Следует признать: звукозапись для жанров, в которых изданные треки обязательно должны звучать «как на сцене», требует условий студии. Потому что писать, например, медные духовые, большие струнные группы или живые барабаны чертовски сложно даже в отдельно стоящем частном доме.
О ценах рассуждать станем в долларах, ибо курс родного рубля изумляет что ни месяц. И будем исходить из довольно жестких рамок бюджета в размере 2000-2500 «зеленых». Музыкальные снобы прямо вот в этом месте заявят, что для пристойной домашней студии бюджет нереалистичный. И будут неправы.
Даже лейблу в поп- или продакшн-музыке чаще всего наплевать, на чем, как и с какими ухищрениями вы сделали трек. Музыкальных супервайзеров интересует качество идеи, драматургии, аранжировки и сведения.
А уж конечному слушателю в поп-музыке, хип-хопе, электронике, андеграундных и лоу-фай жанрах, зрителю рекламы, YouTube- и ТВ-контента вообще фиолетово, писали ли вы гитары прямо в звуковую карту или снимали звук микрофонами с дорогих комбарей. Нанимали ли вы симфонический оркестр или обошлись качественными сэпмлерными библиотеками и собственными навыками продакшна.
Конечный потребитель ждет, что музыка принесет ему богатый эмоциональный опыт. А именно — регулярные выбросы некоторых вкусных нейромедиаторов — дофамина, серотонина, эндорфинов.
Опытные композиторы, согнрайтеры и продюсеры о предмете осведомлены и стремятся при создании собственной продакшн-студии к тому, чтобы в ней можно было обеспечить прежде всего драматургические решения и именно что пристойный, а не прямо вот «топ hi-end» звук.
Сразу оговоримся — видеокарта не важна. Для офисно-бытовой архитектуры сойдет и интегрированное решение. Если же вы озаботились покупкой серверного системного блока — пригодится любая скромная видеокарта из тех, что у геймеров принято называть «затычками».
Ноутбуки стоит рассматривать только в случае, если это техника от Apple, и у вас полно денег. Речь о линейке процессоров M1-M3. В конце 2020 года M1 произвел настоящий фурор среди музыкальных продюсеров (особенно любителей цифровой рабочей станции Logic) благодаря своей производительности. M2 и M3 пошли еще дальше, и это конечно топчик. Но стоит очень, очень дорого. Поэтому мы на продуктах Apple останавливаться не будем.
Также не станем фокусироваться на решениях от Intel. Ибо железо его ближайшего конкурента AMD лишь немного уступает в производительности при музыкальном производстве, а обходится ощутимо дешевле.
Вычисления в процессе музыкального продакшна в основном «падают» на центральный процессор. Современные DAW (цифровые рабочие станции, такие как Cubase, Logic, Reaper, Ableton Live и прочие) оптимизированы под работу с многоядерными процессорами и прогопроцессорными конфигурациями. Поэтому у AMD нам нужно искать что-то с 6 ядрами и выше, и с тактовой частотой не менее 3,4 МГц.
Например, хорошо поведет себя в деле AMD Ryzen 7 7700X AM5 с 8 ядрами по 4,5 МГц. И съест он из нашего бюджета примерно 340 долларов США. Возможны решения и подешевле, и они тоже будут более-менее функциональны.
Однако при использовании «тяжелых» софтверных синтезаторов вроде Diva от u-He, «жручих» плагинов и сэмплерных библиотек все чаще придется применять некоторые хитрости для экономии ресурсов компа. А это не всегда бывает комфортно.
Две других критичных зоны в системном блоке для производства музыки — оперативная память и накопители HDD и/или SSD. Памяти нужно реально много, особенно если вы планируете заниматься оркестровой и оркестрово-гибридной музыкой.
Сегодня одна лишь дорожка первых скрипок может потребовать аж 1,5 гигабайта оперативки. А в струнной группе оркестра— пять штук голосов. Прибавьте к этому хорошо звучащие сэмплы медных и деревянных духовых, и вам станет немного грустно.
Относительно комфорное музыкальное производство начинается с 32 ГБ оперативки. В принципе, даже с 16 ГБ возможно создавать приличные оркестровые треки, но придется разыскивать старые (но при этом качественные) сэмплерные библиотеки и жертвовать некоторым комфортом. 32 ГБ относительно быстрой памяти DD4 обойдется нам примерно в 60 долларов.
Теперь накопители. Опять-таки они нужны очень емкие и сравнительно быстрые (для HDD — не менее 7200 оборотов в минуту). Одна современная библиотека сэмплов может запросто откусывать 20 ГБ постоянной памяти. А сфере оркестровой музыки производители совсем перестали стесняться — там и 150 ГБ не предел.
На первое время может хватить 500 ГБ SSD под системный диск (65 долларов). и 2 TБ HDD под библиотеки и проекты (долларов этак 57).
Материнская плата под AMD Ryzen 7 и достаточное количество оперативной памяти DDR4 (или DDR5) обойдется примерно в 180 долларов. На «матери» экономить не стоит — эта штука может быть взята «на вырост».
Блок питания тоже желательно брать с запасом — ватт на 1000. Если не шиковать, то потратить на него придется около 65 долларов.
Остается какая-нибудь видеокарта-«затычка». Это еще 30 зеленых. Итого получаем: 340+60+65+57+180+65+30 = $797 или по курсу на декабрь 2023 года — в районе 72 000 рублей. Неслабо, но и не критично, не правда ли?
За эти деньги можно собрать довольно шуструю (особенно для электронных и гибридных жанров) рабочую лошадку и забыть об апгрейде годика на три. Но и эта конфигурация может быть для многих дороговата.
При очень остром желании сэкономить можно присмотреться к вторичному рынку, пообщаться со знакомыми «железячниками». И вот наводка: сейчас примерно за 45-50 тысяч рублей можно приобрести б. у. рабочую станцию, скажем, от Hewlett Packard, которая 8-10 лет назад стоила 4000-5000 евро.
Это самый, что ни на есть крутой (хоть и бывший) корпоративный сегмент с ультра качественной сборкой. Нередко в таких системниках работает двухпроцессорная серверная материнская плата с PCI-Express 2.0 (5GT/s); парой 6-ядерных (или 8-ми) Xeon по 3,4 МГц (а то и пошустрее) и 32-64 ГБ оперативной памяти DDR3.
В подобных рабочих станциях, как правило, стоят два HDD на 250 Гб и 1 ТБ (один может быть на 15000 оборотов в минуту), а также видеокарта навроде NVIDIA Quadro 5000 или NVIDIA GeForce GTX 1060. Заодно на борту очень качественный (и когда-то дорогой) блок питания на 850-1110 ватт.
Эти вышедшие на пенсию корпоративные монстры и сейчас способны справляться с довольно нагруженными проектами. Скажем, автор этих строк лично протестировал подобную сборку с Cubase 12 в проекте, в котором в реальном времени играли 30 нагло «жручих» синтезаторов u-He Diva.
И, вы знаете, системник тащит это дело (конечно, со включенным Asio Guard) — да еще и с запасом по производительности. Бенчмарк от CPU-Z в сравнении с референсами показывает производительность в 80% от возможностей 6-ядерного AMD Ryzen 5 1600 (сокет AM4), что довольно неплохо.
Да, память DDR3 медленная. Открытия, например, нагруженного оркестрового проекта на таком компе придется ждать минуты полторы. Но сама работа в DAW и с такой памятью остается достаточно комфортной. Тем более не забываем — мы сэкономили в районе 22-27 тысяч рублей, и пару лет сможем обходиться без апгрейда.
Большой монитор при работе со звуком очень, очень повышает уровень удобства. Ведь нам часто приходится рассматривать синусоиды сэмплов, много править аудио-события, резать-двигать-вклеивать. Кроме того, интерфейсы значительного числа аудио-плагинов по сей день остаются немасштабируемыми и мелкими.
Лучше пожалеть свое зрение, даже если оно пока хорошее, ведь перед монитором понадобится сидеть часы и часы. Тем более, что большие экраны в последнее время дешевеют даже с учетом кульбитов курса рубля. Вполне приличные изделия от китайских друзей в декабре 2023-го продавались примерно по 105 долларов. Ну недорого, прямо скажем — за здоровые глаза и отсутствие головных болей после работы.
Итого, с монитором наш комп обходится где-то в 902 доллара (или 81 250 рублей на середину декабря 2023 года). На специфическое музыкальное оборудование для домашней студии у нас из гипотетического бюджета остается 1098 долларов.
Нам нужно минимально функциональное и качественное универсальное решение. Требования к нему примерно такие:
- как минимум USB 2.0 интерфейс;
- микрофонный вход с пристойным предусилителем, регуляцией гейна и фантомным питанием 48V (потом пригодится для использования конденсаторных микрофонов);
- инструментальный вход с универсальным предусилителем и регуляцией гейна (под гитару, бас-гитару и железные синтезаторы, если кому охота с ними возиться);
- качественные аналогово-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи и ровная амплитудно-частотная характеристика (АЧХ);
- как минимум балансные выходы TRS на аудио-мониторы (RCA в некоторых ситуациях шумят);
- отдельный выход на мониторные наушники;
- возможность прямого мониторинга;
- опционально — вход и выход MIDI;
- низкий уровень собственных шумов;.
- качественно написанный ASIO-драйвер от производителя.
Рассуждая о минимальных требованиях для звуковой карты, мы исходим из того, чтобы получать чистый входной звуковой тракт без излишеств. Мы отсекаем, например, пожелание, чтобы аудио интерфейс был «гитарным». Строго говоря, для хорошей direct input записи электрогитар специализированные решения не очень-то и нужны.
Мы не требуем от звуковой карты, чтобы на ней работал собственный DSP-процессинг основных эффектов (ревер, дилей, хорус, компрессор и т. п.) — обойдемся софтверными плагинами.
Но мы хотим, чтобы предусилители интерфейса не шумели, не нагружали сигнал дополнительными гармониками и искажениями. Также желательно, чтобы выход на мониторные наушники «прокачивал» изделия с высоким сопротивлениям и вносил минимум искажений.
Нашим запросам удовлетворяет довольно широкая линейка звуковых карт. Скажем, подходит не особо раскрученная, но очень качественная Tascam US-2x2HR. Замеры ее характеристик упертыми энтузиастами показали, что ее предусилители малошумные, чистые; АЦП и ЦАП — хорошо известные и очень приличные (выдают красивую ровную АЧХ с некоторым понижением на ненужных в музыке ультра низких частотах), ASIO-драйвер — быстрый и стабильный.
Пожалуй, у этого интерфейса только один недостаток: если к нему подключать мониторные наушники с низким сопротивлением, в них будут слышны некоторые искажения по высоким частотам. Поэтому железячники рекомендуют с этой картой использовать наушники с сопротивлением от 150 Ом.
Небезынтересный кандидат на малобюджетное решение для домашней студии — это Arturia MiniFuse 2. Она позиционируется как портативная, но вполне может работать стационарно. Производитель заявляет о низком уровне шумов интерфейса. ЦАПы этой коробочки поддерживают частоту дискретизации до 192 кГерц, что круто (и на практике не нужно :) и «рисуют» довольно плоскую АЧХ. ASIO-драйвер быстрый. В целом, карта полностью отвечает нашему скромному списку требований.
Минимальный порог цены для таких девайсов составляет примерно 210 – 250 долларов. После приобретения звуковой карты от нашего гипотетического бюджета на все остальное остается не менее 650 зеленых.
О входном звуковом тракте стоит добавить следующее. Как мы помним, слушателю наплевать, как вы записывали свою музыку. Поэтому понтоваться с дополнительным предусилителем в виде отдельного прибора и процессорами эффектов (скажем, «в разрыв» между микрофоном и звуковой картой) можно разве что перед друзьями-музыкантами.
А музыканты — в большинстве своем гуманитарии — сильно подвержены воздействию аудиофильских мифов, легенд и откровенных маркетинговых манипуляций.
Для приличного музыкального продакшна нам нужно всего лишь чисто снимать прямой сигнал с гитар, бас-гитар, электроскрипок и других интрументов с пьезодатчиками; аккуратно, с минимумом шумов записывать с микрофона вокал и — при возникновении потребности — тихие акустические инструменты (громкие в квартире все равно не получится).
Вся обработка в студии эконом-класса делается внутри DAW, при помощи стоковых и сторонних плагинов. Не верьте приятелям, заявляющим, что писать гитары в direct input и раскрашивать плагинами — отстой.
Во-первых, на слепых тестах работу современного софта, моделирующего звук гитарных усилителей и сигнал, записанный с физического усилителя, перестают различать даже опытные звукорежиссеры. Также мало кто способен услышать какую-то разницу между софтверным и «железным» синтезатором.
А во-вторых, конечному слушателю все равно! Он на вашу музыку тыкает в смартфоне ради эмоций, которые надеется от нее получить. Слушает он треки в основном онлайн и в пониженном качестве — с заметными потерями полезного сигнала.
И если его пронимает до мурашек, значит вы придумали правильное драматургическое решение. А дорогое железо никому еще не помогло лучше принимать такие решения и быть креативнее.
В домашней студии требуются активные мониторы ближнего поля с максимально ровной АЧХ, не окрашивающие, не преувеличивающие бас и/или высокие частоты. Опытные звукорежиссеры уверенно говорят, что басовые динамики должны быть в диаметре не меньше 6 дюймов, иначе контроль баса становится проблемой.
Для одного такого монитора цена в 250-300 долларов за штуку (500-600 за пару) — норма. Все, что явно дешевле, идет на компромиссы с качеством передачи звука, а это сулит проблемы с транслируемостью ваших миксов на устройства, на которых их будут слушать конечные потребители.
Грубо говоря, на совсем уж дешевых колонках у себя в студии вы будете слышать «приличную фонограмму», а в автомобилях, наушниках-затычках, на умных колонках, на Hi-Fi технике у людей она будет выдавать незамеченные вами артефакты и неприятные частотные резонансы и всплески.
В названном ценовом диапазоне непревзойденным пока чемпионом являются мониторы Kali Audio LP-8 V2 с 8-ми дюймовыми басовыми динамиками. Несколько лет назад они стали сенсацией на мировом рынке. За 600 долларов в рознице трудно придумать что-нибудь более функциональное, честное по звуку и со способностью показывать звукорежиссеру глубину и пространство в миксе.
Но есть еще их младшая модель Kali Audio LP-6 V2 (6-дюймовые) примерно по 233 доллара за штуку. За эту цену они не просто хороши, они изумительны и в своем бюджетном классе уверенно побивают модели других брендов.
Итак, он нашего условного бюджета в 2000 долларов у нас осталось всего 50 (если брали мониторы подороже), а мы еще не решили вопрос с микрофоном и MIDI-клавиатурой. Что ж, придется еще немного раскошелиться, но порог в 2500 долларов мы точно не превысим.
Матерые звукари, когда к ним пристают с вопросом «Ну какой же микрофон брать в bedroom студию?» отвечают: «Возьмите, блин, нормальный динамический микрофон за 100 баксов и не парьтесь».
Речь идет о таких моделях как вокальный Shure SM58 и легендарный Shure SM57 (подходит и для вокала, и для съема ряда акустических инструментов). Их сейчас трудновато раздобыть в России, но на выручку может прийти австралийский, удостоенный многочисленных похвал и призов по всему миру Rode М1.
С ним в домашней студии можно чисто и аккуратно писать вокал, но также и использовать его как универсальный микрофон. Обойдется прибор примерно в 120 долларов и будет служить вашему инди-продакшну верой и правдой.
Почему звукорежиссеры рекомендуют не заморачиваться в домашней студии с конденсаторными микрофонами? Потому что они более чувствительны и станут с ненужной дотошностью нести в ваш звуковой тракт лай собак на улице, шум автомобилей за окном, ваше шарканье по полу тапочками и гулкий звук микрофонный стойки, за которую вы всего лишь задели рукавом.
Также конденсаторные микрофоны уловят максимум отражений звука, которые гуляют в вашей неподготовленной комнате (а у кого из нас сразу была подготовленная?) К тому же бюджетные микрофоны с фантомным питанием 48V часто окрашивают записываемый звук и не всегда приятно. А этого в bedroom-продакшне средует избегать. Окрасим потом — плагинами и как нам надо :)
Динамический же микрофон эффективно снимает звук из ближнего поля. Посторонние шумы и отражения в него тоже залетают, но не так обильно, как в конденсаторный. И «красит» он сигнал совсем чуть-чуть, практически незаметно.
Можно, конечно, посылать примитивные MIDI-команды и с обычной компьютерной клавиатуры, которая с буквами, а модуляцию, питч, экспрессию и прочее рисовать потом — мышью. Но это медленно и очень неудобно.
Кроме того, многие партии — каких-нибудь электропианино, органа или rodes — совершенно невозможно будет изобразить естественно. То же касается мини MIDI-клавиатур. Захочется вам взять аккорд в широком расположении, а нет — перебьетесь, водите мышкой.
Поэтому хотя бы 49 клавиш в продакшне нам сильно нужны. Также минимальные требования к MIDI-клаве — наличие колесиков питча и модуляции и хотя бы одного фейдера, на который можно назначить экспрессию, вибрато или другую функцию. Эти вещи постоянно нужны в деле, и жертвовать самыми важными контроллерами не стоит.
Под наш запрос идеально подходит, например, USB MIDI-клавиатура Nektar SE49. Это еще примерно 126 зеленых дензнаков. Итого наш бюджет на данный момент составил около 2200 долларов.
Что бы кто ни говорил, адекватно свести фонограмму в наушниках — это почти непосильная задача. Даже с такими специализированными и крутыми плагинами как, скажем, российский Realphones.
Они несомненно помогают выстроить кое-какой частотный баланс, баланс громкостей, накидать картину пространственной обработки, но все-таки лучше контролировать финальное сведение на мониторах.
Мониторные наушники, по большому счету, нужны, чтобы обнаружить и подрезать всякие паразитные инфрабасы ниже 40 Гц, которых не слышно на бюджетных мониторах, а меж тем они «крадут» кромкость микса.
А также для того, чтобы расслышать в фонограмме артефакты: «слюни» вокалиста, щелчки на хвостах и стыках аудио событий, относительно слабые фоновые шумы, треск и прочие левые звуки, привнесенные при записи гитар и акустических инструментов.
Молодые люди в наушниках могут услышать ультравысокие частоты и тоже убрать их, чтобы не засоряли микс. Олдовые (и «глухие» в силу возраста) звукари режут их порой на глазок, исходя из опыта.
В общем, наушники — это скорее для того, чтобы искать проблемы в фонограмме. И, чего греха таить — чтобы делать в домашних условиях аранжировки. У немногих музыкантов поначалу есть для работы отдельная комната. Но даже при ее наличии постоянное проигрывание фрагментов трека на звуке может свести с ума родных-любимых-домашних, а их стоит все-таки пожалеть.
Исходя из сказанного, в домашней студии пригодятся, скажем, вполне функциональные Axelvox HD241. А стоят они всего около 38 долларов. Не такая уж серьезная прибавка к нашим 2200 долларам, которые мы насчитали ранее. Итак, на все про всё уйдет… пусть для ровного счета 2250 недружественных денег. Если с 6-дюймовыми мониторами, то 2100.
И тут читатель воскликнет «А комната? А с комнатой что будем делать?!»
Понятно, что пустое помещение, отведенное под домашнюю студию станет все портить. В нем будут отражаться и вольготно летать во все стороны звуковые волны от любых источников, а значит — искажать наше восприятие микса при прослушивании на аудио мониторах.
Чтобы этого избежать, а денег в первое время не потратить, комнату нужно лишить симметрии и завалить всяким милым звукопоглощающим хламом.
Опытные звукорежиссеры, прошедшие огонь и воду, советуют наставить в углы и вдоль стен мягкую мебель (какую угодно – старую, некрасивую, лишь бы мягкую) и кресла-мешки, а на нее накидать побольше подушек и мягких игрушек. В вашей комнате можно разложить стопки одежды, которую пока некуда девать. А также разместить шкафы и полки с разноформатными книгами и журналами.
Есть какие-то теплые куртки или там шубы на плечиках? Тащите их в bedroom-студию и вешайте на стены и шкафы. Скопились шляпы, бейсболки, шарфы? Сюда же их — пусть украшают этот безумный интерьер и поглощают отражения.
Окно стоит завешивать на время работы толстыми шторами типа blackout (для хорошего сна, кстати — отличная вещь!), а поверх них можно и еще какие-нибудь красивые шторки пристроить.
Короче говоря, пока вы не накопили денег на сносное звуковое обустройство помещения, можно за ноль рублей превратить его в милую, хоть и тесную, домашнюю барахолку, и это эффективно работает — отражения действительно гасятся, сильные резонансы не возникают.
Пафосным гостям, конечно, не покажешь :) Но нужны ли они в жизни музыканта — пафосные гости-то?..
С одной российской зарплаты бюджетную домашнюю студию, конечно, не построишь. Но и нельзя сказать, чтобы это было недоступное удовольствие. Цены чувствительны, но покупки реально достижимы.
С описанного выше сета хорошо начинать делать карьеру инди-продюсера, инди-музыканта, который сам создает и выпускает свои записи и треки друзей, а также композитора продакшн-музыки.
Владимир Лакодин