В настоящее время микрофоны стали привычным оборудованием, которое используется повсеместно: будь то концерты, различного рода выступления, политические дебаты, конференции, звукозапись, клубы и т.д. Не обязательно быть профессионалом в саунд-индустрии, чтобы иметь микрофон, сейчас тысячи пользователей сети Интернет используют микрофон для записи своих видео-блогов, подкастов, аудиозаписей, для озвучивания и для общения в сети.
Поэтому желание приобрести микрофон как отдельное устройство обязательно наступает, это лишь вопрос времени. А если приобретение микрофона будет связано с каким-то вашим проектом, работой или увлечением, то от качества и характеристик микрофона будет во многом зависеть успех всего мероприятия. И вот тогда вы столкнетесь с ключевым вопросом, или даже с несколькими. Например, какой микрофон мне нужен: динамический или конденсаторный? А чем они отличаются и в чем преимущество каждого из них? Или такой: именно для моих целей какой взять микрофон, чтобы результат был наилучшим?
Постараемся ответить на эти вопросы, а также сравним два основных типа микрофонов: динамический и конденсаторный, осветив их достоинства и недостатки.
Начнем именно с динамических микрофонов, что связано с их доступностью и универсальностью.
Основными деталями динамического микрофона является специальная мембрана (диафрагма), катушка из тонкого провода и магнит, расположенный внутри катушки, который создает сильное магнитное поле. Звуковая волна создает изменение воздушного давления в области диафрагмы, что вызывает ее колебания. Диафрагма в свою очередь вызывает колебания катушки, которая движется в поле магнита. В результате явления электромагнитной индукции в катушке возникает электрический ток, величина и направление которого определяются звуковыми волнами.
Каждый микрофон имеет определенную диаграмму направленности, которая говорит о пространстве, в котором звук может быть захвачен микрофоном.
Большинство динамических микрофонов имеют кардиоидную диаграмму направленности (или просто кардиоиду), которая идеально подходит для сольных выступлений или записи одного инструмента. Кардиоида позволяет фильтровать любой фоновый шум, оставляя лишь звук, который нужно записать.
Отличаются меньшей чувствительностью и восприимчивостью к посторонним звукам или нежелательным отражениям от стен помещения.
Могут выдерживать высокое звуковое давление, поэтому идеально подходят для записи громких источников звука, например, для записи басовых и гитарных усилителей.
Надежность конструкции, микрофоны устойчивы к механическим повреждениям, а также к влаге и экстремальным температурам.
Техническая реализация очень проста, поэтому динамические микрофоны одни из самых дешевых на рынке.
Не требуют дополнительного питания.
Имеют меньший частотный диапазон, чем конденсаторные микрофоны (80-15000 Гц).
Уступают конденсаторным микрофонам в прозрачности и детализации записанного звука.
Менее точно передают тембр и характер звука.
Динамические микрофоны используются для записи громких источников звука на небольшом расстоянии, например, такие как:
гитарные динамики,
отдельные барабаны,
громкий и ревущий вокал,
духовые инструменты, которые издают громкий и яркий звук.
Также динамические микрофоны используют в акустически неподготовленных помещениях или на открытом воздухе. Из свойств динамического микрофона следует, что он лучше справится с задачей близкого снятия звука, при этом он не захватит акустику помещения, и соседние источники звука. Также динамический микрофон лучше справляется с высоким звуковым давлением и избытком низких частот.
Звуки, записанные с использованием конденсаторного микрофона, менее искажены и имеют более естественную динамику.
Как следует из названия, в конструкции конденсаторного микрофона присутствует конденсатор, который представляет собой две пластины, находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга. Изменяя расстояние между пластинами, можно изменять электроемкость конденсатора: чем ближе располагаются пластины, тем выше емкость.
При столкновении с диафрагмой микрофона звуковая волна заставляет ее колебаться, и расстояние между пластинами конденсатора периодически изменяется. Таким образом, емкость конденсатора меняется в соответствии со звуковым давлением и частотой воздействующего на микрофон звука.
Благодаря особенностям конструкции такие микрофоны могут быть самой разной формы и размера, что делает их привлекательными для покупки даже с точки зрения эстетики.
По сравнению с динамическим микрофоном конденсаторные микрофоны имеют более высокую чувствительность к звуку. Это связано с его всенаправленной диаграммой, которая позволяет улавливать каждый звук вокруг микрофона, что делает конденсаторные микрофоны идеальными для записи музыкальных коллективов или целых оркестров.
Конденсаторные микрофоны характеризуются высокой чувствительностью, равномерностью АЧХ и динамикой, благодаря которым они записывают даже самые тихие звуки, детали и изменения тонов.
Голос, записанный с помощью конденсаторного микрофона, звучит естественно и натурально.
Имеют широкую частотную характеристику 20 - 20000 Гц, что идеально подходит для записи вокала и акустических инструментов.
Конструкция конденсаторных микрофонов довольно хрупкая, поэтому их нельзя ронять и подвергать механическому воздействию.
Конденсаторные микрофоны неустойчивы к неблагоприятным погодным условиям, поэтому лучше не использовать их при экстремальных температурах или во время осадков.
Требуют идеальных акустических условий помещения, иначе в тракт будут попадать все посторонние звуки, а также звуки, отраженные от стен и потолка.
Стоимость, она существенно выше, чем у динамических микрофонов.
Студийные конденсаторные микрофоны нуждаются в дополнительном фантомном питании+48 В
Конденсаторными микрофонами снимают источники звука с большего расстояния, чем динамическими (до метра, а иногда нескольких метров), обычно это вокал в акустически идеальной студии или, например, акустическая гитара.
Конденсаторный микрофон более деликатен, чем динамический, он лучше передает нюансы звучания, например, тихой классической гитары в хорошем с акустической точки зрения помещении. И расположить его в данном случае лучше на расстоянии около 40 см от инструмента.
На вопрос «Какой микрофон лучше?» нельзя ответить так сразу. Нельзя однозначно говорить о том, что какой-то тип микрофона лучше другого, каждый из них хорош для решения определённого круга задач.
К тому же, даже внутри одного типа существуют различные модификации и модели, которые предназначены для решения конкретных задач. Например, есть микрофоны, которые созданы специально для записи человеческого голоса, например, во время интервью. Другие модели идеально справляются с записью музыкальных инструментов. Очень большую роль играют направленности микрофона.
Динамический микрофон больше подходит для шумных мест, например, клубов. Конденсаторный микрофон лучше всего подходит для более подготовленной среды, такой как концертный зал или театр.
Большинство продюсеров и артистов, которые хотят получить высочайший уровень качества звука, предпочитают конденсаторные микрофоны из-за его чувствительности и точной записи акустических инструментов.
Всегда помните о том, что инструмент покупается под задачу, а не наоборот, поэтому прежде чем выбрать микрофон, определитесь с тем, что вы с его помощью собираетесь записывать. Конденсаторный и динамический микрофоны являются важными инструментами для записи звука. Решение о том, какой микрофон больше подходит для вашей записи, зависит не только от источника звука или системы звукоусиления, но и от настроек самого микрофона.
Помните, что правила существуют для того, чтобы их нарушать. Поэтому прочитав всё, что написано выше, возьмите это на заметку, но и не бойтесь экспериментировать, пробовать новое, и успехов вам в творчестве!