Что такое True BYPASS: достоинства и недостатки

30 окт 2024

True Bypass (в простонародье - трушный байпас) стал своего рода стандартом среди гитаристов и музыкантов, ценящих «чистое» и максимально «прозрачное» звучание своего инструмента. О том, что это такое, как работает и какие сюрпризы может преподнести, поговорим далее.


Что такое True Bypass?

Это схема переключения сигнала в гитарных педалях, которая позволяет сигналу миновать цепь эффектов, сохраняя оригинальный тон инструмента при выключенной педали. Когда педаль с тру байпасом выключена, сигнал проходит напрямую, минуя цепь электроники. Это помогает избежать потерю частот и добавления шумов, которые могут появляться при использовании педалей с активной схемой буферизации.


История создания и развития True Bypass

Когда в 60-х годах появились первые педали эффектов, быстро возникла потребность в возможности переключаться между чистым звуком и обработанным. Байпас появился как решение проблемы помех и искажений, которые возникали, когда сигнал проходил через множество эффектов в цепи. На ранних стадиях создания гитарных эффектов, педали не имели особых технологий для сохранения целостности сигнала при выключении устройства. При выключенной педали сигнал все равно проходил через внутренние цепи, что могло вызывать потерю верхних частот и добавлять шумы, особенно при длинных цепочках с несколькими педалями.

Первые кнопки-переключатели использовали элементы от бытовых приборов, например, от пылесосов, так как других вариантов не было. Эти кнопки были однополюсными (схема SPDT), что позволяло отключать только один провод, и педали оставались частично подключенными к гитаре. Это создавало помехи и снижало качество звука. Со временем в радиоэлектронной промышленности появились двухполюсные переключатели DPDT, которые могли полностью отключить педаль от цепи.


В 1970-е годы начали появляться первые эксперименты с обходом сигнала. Один из ранних примеров настоящего обхода (механического байпаса) можно найти в педали Fuzz Face. Хотя это не называлось True Bypass, концепция уже была реализована. Позже, в 1980-х и 90-х, когда популярность педалей эффектов возросла, гитаристы стали требовать педали с «чистым обходом», и производители начали выпускать устройства с True Bypass.


Сегодня многие бренды предлагают педали с байпасом. В современной индустрии это стало важным показателем качества для многих музыкантов.

Виды байпаса

Существует несколько подходов к реализации трушного байпаса в педалях эффектов. Вот основные из них.

1. Механический тру байпас

Это классический метод, где механический переключатель замыкает или размыкает цепь, перенаправляя сигнал напрямую к выходу, минуя активные элементы схемы. Он обеспечивает «чистое» прохождение сигнала, когда педаль выключена. Однако это довольно шумный метод переключения.

2. Реле

Сегодня многие производители применяют так называемые «сайлент-свитчи», которые переводят устройство в байпас, используя электромагнитное реле. При нажатии на кнопку ток подается на катушку, создавая магнитное поле, которое замыкает контакты. При этом байпас по-прежнему остается «трушным», так как сигнал по-прежнему идет в обход схемы. Это более надежный вариант, так как реле управляется слабыми электрическими импульсами, что минимизирует износ. Реле переключаются плавно и практически не влияют на тон.

3. Буферизация на входе или выходе

В этой схеме используется также тру байпас, но с добавлением буфера на входе или выходе. Буферизированный байпас преобразует высокоомный сигнал в низкоомный, что помогает восстанавливать его после прохождения через длинные кабели и педали с высоким сопротивлением. Включение такого устройства в цепь может положительно повлиять на итоговое звучание и обеспечивает сохранение частотного диапазона без сильного вмешательства в сигнал.


4. Активный FET Bypass.

Это разработанный в 70-х годах байпас с использованием полевых транзисторов (FET), которые улучшили согласование импеданса, помогая сохранять качество звука даже с длинными цепочками педалей.


5. Цифровой Bypass 

Это обход сигнала, когда аналоговый сигнал сначала преобразуется в цифровой, а затем обратно. Он применяется в цифровых педалях и зависит от качества алгоритмов обработки и цифровых преобразователей.

Последние два вида не являются трушными.

Достоинства True Bypass

  1. Отсутствие потерь в тональности, то есть сохранение оригинального тона инструмента без дополнительной окраски.

  2. Минимальный уровень шума за счет обхода активной электроники.

  3. Простота и надежность: это механически простая схема, которая требует минимум дополнительных компонентов.

  4. Естественное звучание цепи эффектов. Использование педалей с True Bypass позволяет избегать частотных искажений, возникающих при активном байпасе, что особенно важно для цепочек с несколькими эффектами.

Недостатки True Bypass

  1. Потери сигнала на длинных кабелях. Если в цепи много True Bypass педалей и длинные кабели, сигнал может ослабевать из-за сопротивления кабеля и его емкости.

  2. Переключение с щелчком. В механических схемах байпас при нажатии педали могут появляться щелчки и шумы, так как при переключении сигнал резко замыкается или размыкается. Это особенно заметно на старых вау-педалях и фуззах: при нажатии кнопки в усилителе слышен отчетливый щелчок. В современных устройствах эта проблема минимизирована, но все же может проявляться, и это стоит учитывать. Использование старых дилэев и ревербераторов с тру байпас также может быть проблематичным: при их отключении звук обрывается резко, что далеко не всегда удачно в музыкальном плане.

  3. Ограниченная совместимость с буферами. При использовании большого количества байпас-эффектов сигнал может заметно ослабевать: он будет испытывать сопротивление, создаваемое кабелями, разъёмами и контактами переключателей. Это приведет к снижению громкости и потере высоких частот. Чтобы этого избежать, рекомендуется добавить в цепь хотя бы один буфер.

Организация педалей в педалборде

Идеально, если в педалборде всего 3–4 педали с тру байпас без буфера, так как из-за длины цепи могут возникнуть проблемы. Чаще всего отдельный буфер для педалборда не требуется: при наличии 6–7 педалей хотя бы одна из них, скорее всего, уже имеет встроенный буфер.

Экспериментируйте с порядком педалей. Расположение педалей может существенно повлиять на результат. Буферная педаль в начале цепи значительно улучшит звук. Обычно динамические педали, такие как овердрайвы, компрессоры и эквалайзеры, ставят в начале, поэтому, если одна из этих педалей имеет встроенный буфер, можно начать с неё. Добавление буферов перед эффектами перегруза может изменить атаку и компрессию сигнала, поэтому стоит попробовать разные сочетания.

Некоторые компании выпускают буферы в виде отдельных устройств для улучшения качества сигнала, которые не добавляют эффектов, а просто восстанавливают сигнал, преобразуя его в низкоомный. Многие гитаристы добавляют такие буферы в свои педалборды для стабилизации звука.


Советы по использованию True Bypass

  1. Сочетайте байпас с буфером для длинных цепочек педалей или большого количества устройств с байпас.

  2. Обратите внимание на педали с «мягким» переключением, с реле, которые устраняют щелчки при переключении, что делает звук более чистым.

  3. Используйте педали с блендом. Некоторые педали предлагают True Bypass с функцией микширования оригинального и обработанного сигнала. Это помогает сохранить исходный тон инструмента, добавляя к нему обработку.

Заключение

True Bypass — это удобный способ сохранения исходного звучания инструмента при использовании педалей эффектов, особенно в цепочках с несколькими устройствами. Он идеально подходит для музыкантов, стремящихся к чистому, прозрачному звуку без нежелательных окрасок.

Однако в некоторых случаях оптимальное звучание достигается с использованием комбинированного подхода: добавление буфера к байпас помогает сбалансировать потери сигнала и сохранить оригинальный тон.

Если вам приглянулась какая-то педаль, но смущает наличие буферизированного байпаса — оцените его на практике. Подключите педаль в цепь, затем отключите и сравните звук с прямым подключением в усилитель (лучше записать оба варианта). Если буфер качественный, разницу вы, скорее всего, не заметите.

Главный вывод такой: оценивайте влияние байпаса педали на слух, а не по рекомендациям. Часто в педалборде сочетают разные типы байпаса. Например, буферизированная педаль типа тюнера в начале цепи помогает улучшить сигнал после длинного кабеля. Далее можно использовать несколько педалей с true bypass, а добавить дилей с буфером, чтобы избежать резкого обрыва хвостов и компенсировать потери сигнала после высокоомных соединений.