Программные синтезаторы, доступные свободно, обычно не пускают пыль в глаза красивыми интерфейсами, могут сбивать с толку новичков своей обманчивой простотой или наоборот — кажущейся сложностью. «Заводские» пресеты нередко воспринимаются как «скучные», «обычные», «несовременные». Отсюда берет начало отчасти пренебрежительное отношение к бесплатным VST.
Однако музыканты и саунд-продюсеры, давшие себе труд разобраться в «кишках» бесплатных синтезаторов, часто на долгие года становятся их преданными пользователями. Некоторые из существующих синтов — настоящие «алмазы в грязи». Давайте посмотрим на подборку наиболее популярных из них.
Этот синтезатор появился примерно в 2002 году и поначалу был программным клоном «железного» Nord Lead 2. Код написал японский разработчик Ичиро Тода, работавший тогда в одной из компаний по производству компьютеров. А его коллега Масанори Цудзи чуть позже помог с созданием версий для Mac и iOS. В 2014 году появилась 64-битная версия, которая до сих пор существует в статусе Beta, но прекрасно работает.
Разработчики занимались (и, возможно, занимаются сейчас) своим проектом только в свободное время и принципиально продолжают сохранять Synth1 бесплатным. В связи с этим у плагина отсутствует техническая поддержка, новости о нем появляются очень скудные, а сам Ичиро Тода не стремится к публичности, и даже в Японии о нем мало знают.
Зато Synth1 славится на весь мир компьютерной звукозаписи. За 20+ лет его истории энтузиасты создали к нему огромное число пресетов. Их количество оценивается в десятки тысяч. А сам интерфейс плагина способен поддерживать набор банков из 12 800 патчей. Причем создаются они и прямо сейчас, то есть Synth1 умудряется оставаться актуальным, несмотря на свой почтенный возраст, «страшный» графический интерфейс и унылые, глубоко архаичные «заводские» патчи.
Как так получилось, что продукт, словно нарочно старающийся оттолкнуть легкомысленных и падких на внешний блеск музыкантов, имеет такую популярность? Дело в том, что он реально хорош, а кое в чем просто превосходен, несмотря на присущие ему хоть и редкие, но странные глюки.
Поначалу кажется, что интерфейс Synth1 — просто образец архаики, к тому же интуитивно непонятный. Но стоит потратить 20 минут на то, чтобы разобраться, и вы понимаете — это очень экономный, рационально устроенный и вполне понятный виртуальный прибор.
Также поначалу кажется (особенно если вам не очень повезло со случайно скачанным набором пресетов), что японский старикан — инструмент для создания треков в жанре Retrowave и не более того. Его звук воспринимается немного «едким», но подождите!
На самом деле Synth1 может звучать тепло, «толсто», массивно, глубоко и современно. Если вы сами предпочитаете не вникать в техники виртуального синтеза — поищите популярные наборы пресетов для японца, и вы удивитесь. Он может поразить кинематографичностью, может дать хардстайл, может быть очень функционален в EDM и попсе.
Метод синтеза у Synth1 — субтрактивный. Люди, хорошо знакомые с ним, уверяют что плагин помогает быстро изучить его основы. И отмечают, что палитра звучания у синтезатора широчайшая.
Еще одно важное достоинство Synth1 — он отлично оптимизирован под Windows и процессоры архитектуры Intel (под Mac и iOS чуть хуже) и дает крайне низкую нагрузку на CPU. Это позволяет в одном проекте DAW использовать десятки дорожек с работающим плагином, что открывает путь к созданию многослойных синтезаторных партий (лейерингу).
Недостатки, конечно, есть — куда же без них, но выпрыгивают они на вас нечасто. Скажем, при некоторых настройках встроенных эффектов, Synth1 может выдавать странные. непредсказуемые звуки — особенно этим грешат дисторшн и «дециматор».
Изменение параметров при кручении виртуальных ручек не всегда происходит плавно. Гейн (усиление) не регулируется, поэтому иногда дает очень большие искажения, что приходится «лечить» уменьшением громкости на дорожке с синтом. Обновлений ПО не было с 2014 года и, возможно, никогда больше не будет…
Тем не менее Synth1 – выдающийся плагин виртуального синтеза, пригодный для использования в широком спектре жанров.
Где скачать: https://daichilab.sakura.ne.jp/softsynth/index.html (официальная страница разработчика).
Технически Vital — это таблично-волновой синтезатор, использующий спектральную деформацию сигнала. Его бесплатная версия довольно популярна в мире музыкального продакшна, и многие пользователи отзываются о нем с нескрываемым восхищением.
Недостатков у Vital два: разработчики не особо заботились об оптимизации кода (хотя уверяют, что заботились), поэтому плагин довольно жадно «кушает» ресурсы центрального процессора при включении унисонов и сложной модуляции. Использовать его для создания музыки на слабом компе — только расстраиваться.
Кроме того, синт не работает под старыми ОС. Для него требуются Windows 10 и выше; MacOS 10.12 и выше (Intel или Apple Silicon); Ubuntu Linux 18.04 и выше.
Во всем остальном Vital красавчик. Он позиционируется как «визуальный синтезатор» — все происходящие процессы (звукообразования, фильтрации, модуляции и т. п.) отображаются в интерфейсе с помощью схематичной анимации. Это помогает новичкам интуитивно понять, что именно те или иные модули делают со звуком.
Каждый элемент управления синтезатора поддается модуляции, причем назначается она посредством простого перетаскивания мышью одного модуля на другой. Плагин поддерживает пользовательские формы LFO и позволяет накручивать сложно меняющиеся во времени звуки.
В Vital работает «стерео модуляция», то есть раздельная модуляция для левого и правого каналов. Патчи, созданные с ее применением, звучат очень широко и богато.
Разработчики заявляют, что генераторы сигнала имеют чрезвычайно низкий уровень шума, и пользователи синта это подтверждают.
Вот как люди отзываются о Vital:
«…По сути, он делает все, что делает Serum, но лучше (за исключением фильтров, фильтры Serum являются основным отличием)».
«…Vital — это первый всеобъемлющий гибридный синтезатор, который можно применять без сложного обучения. Через несколько минут новичок будет использовать LFO для модуляции других элементов управления в формах сигналов и сэмплах. Vital создает большие и развивающиеся звуки, которые просто невозможны для большинства синтезаторов…»
«…Потрясающий VST. Базовая бесплатная версия — это все, что вам действительно нужно, и поэтому она должна быть в топе лучших бесплатных VST-чартов…»
Наряду со «стерео модуляцией» Vital имеет и другие уникальные или редкие функции. Например он умеет преобразовывать в волновые таблицы, а затем в синтетические звуки… текст на паре десятков мировых языков. Эта штука называется «text to wavetable» и при наличии сноровки и терпения позволяет создать в треке роботизированную, но хорошо звучащую партию «вокала».
К сожалению, бесплатная версия Vital имеет лишь 75 «заводских» пресетов и 25 волновых таблиц и позволяет переводить в звук ограниченное число текстовых фраз за определенный временной период. Но в остальном она полностью функциональна и дает большой простор для самостоятельного саунд-дизайна.
Где скачать: vital.audio
Этот синт — детище одного из создателей DAW Bitwig Studio, немецкого разработчика Клааса Йохансона. Первая версия Surge XT вышла в 2005 году и неплохо продавалась. Со временем Йохансон погрузился в другие проекты и в 2018 году сделал синтезатор бесплатным. Теперь его обновляет группа добровольцев, причем делает это довольно часто.
Интерфейс Surge, как и у упомянутого выше Synth1, выглядит архаичным, однако скрывает за собой настоящий музыкальный «жемчуг». Это мощный синтезатор, использующий 12 алгоритмов генерации на основе гибридно-субтрактивного синтеза.
Вот их список: Modern, Wavetable, Window, Sine, FM2, FM3, String, Twist, Alias, S&H Noise и осциллятор аудиовхода.
У синта есть 8 модулей фильтров, 12 модулей LFO и широкий набор эффектов, которые могут работать, подключенные «в разрыв» или (что нечасто встречается в VST-синтезаторах) «на посылах».
Создатель Surge озаботился тем, чтобы плагин не забивал своим звуком всю доступную вашей DAW и звуковой карте полосу частот. У 8-ми из 12-ти генераторов синтезатор обрезает ультравысокие и инфранизкие частоты, оставляя только полезный сигнал в слышимом спектре.
Одно перечисление функций «старичка» Surge может занять половину статьи, поэтому его лучше смело скачивать и пробовать. «Устаревший» интерфейс плагина на самом деле довольно нагляден и понятен даже новичку. Кроме того, он масштабируется, что позволяет разглядеть мелкие детали.
К радости музыкантов код синтезатора хорошо оптимизирован, и он мало нагружает CPU даже при использовании сложно фильтрованных и модулированных звуков.
Мировое сообщество пользователей Surge постоянно производит все новые и новые пресеты для своего любимого синтезатора, поэтому он может использоваться в очень разных музыкальных жанрах.
Взгляните, скажем, какие патчи для этого синта делают участники отечественного интернет-проекта Presetshare.com. Благодаря сообществам саунд-дизайнеров со всего мира и команде программистов, поддерживающей бывший платный синтезатор, «старый» Surge остается современным и даже своего рода вневременным инструментом.
Где скачать: surge-synthesizer.github.io
Этот 24-голосный синтезатор появился в 2020 году и с самого начала распространялся бесплатно. Создатель позиционируют его как прибор, выдающий аналоговое звучание. И пользователи Odin 2, похоже, с этим в большинстве своем согласны. Вот уже три года плагин регулярно попадает в подборки лучших бесплатных синтезаторов, публикуемые профильными интернет-СМИ и блогами.
Автор Odin 2, по его собственным словам, имеет многолетний опыт разработки аудиоплагинов. И, возможно, выпуск бесплатного синтезатора был «живой» рекламой его навыков. Во всяком случае, на официальном сайте создатель синта сообщает, что его можно нанять для производства музыкального ПО, прототипирования и т. д.
В Odin 2 имеется три генератора и 11 типов осцилляторов. Плагин использует методы синтеза от «виртуального аналога» до волновых таблиц, векторного генератора, FM, фазовой модуляции и даже генератора chiptune звуков. Каждый генератор можно включать и выключать индивидуально, что дает возможность создавать довольно сложные звуковые «схемы».
Три фильтра имитируют легендарные аналоговые фильтры железных синтезаторов — Moog-ladder и Korg-35. Среди эффектов — дилей, фейзер, хорус, фленджер и обширная матрица модуляции.
Но об Odin 2 бессмысленно просто говорить — его надо пробовать и слушать. Самый часто встречающийся эпитет, который употребляют музыканты по отношению к этому синту — «теплый». Именно за это свойство звучания Odin 2 так полюбился публике.
Что касается использования ресурсов компьютера, то оно сильно зависит от того, что вы накрутите. Сложные атмосферные пэды могут заставить кряхтеть, например, скромный 4-ядерный процессор Core i5, произведенный этак в 2015-2017 годах. А относительно простые звуки вполне сносно станут вертеться и на старом компе.
Про Odin 2 говорят, что он вроде как «бесплатная Diva» (имея ввиду одноименный синтезатор от U-He). Это касается и виртуального аналогового звучания, и ресурсов компьютера, которые требуются для того, чтобы синт шустро работал.
Где скачать: thewavewarden.com/pages/odin-2
Раз уж мы упомянули производителя виртуальных синтезаторов U-He, стоит отметить его шикарный бесплатный продукт Zebralette. Он представляет собой сильно урезанную версию синтезатора Zebra 2 (который до выхода Zebra 3 был флагманским синтом компании). По сути, «маленькая Зебра» с одним осциллятором — это реклама «Зебры» большой, имеющей их четыре.
Несмотря на то, что Zebralette — как бы тень платного продукта, этот плагин нашел своих искренних почитателей, которые включают его в каждый свой музыкальный проект.
Он использует субтрактивный «аналоговый» синтез, FM и аддитивный синтез и представляет собой модульный инструмент без имитации проводов, которая могла бы запутать пользователя.
В середине интерфейса находится окно с отображаемой формой волны, и можно напрямую захватывать ее линии и перемещать, чтобы редактировать патч. А под дисплеем находится ряд полей с отображаемыми альтернативными формами волны.
Управление другими модулями синтезатора, включая эффекты и фильтры, тоже устроены наглядно. Он плотно «набит» интересными функциями, но люди предпочитают говорить не столько о них, сколько о звучании Zebralette.
Его тоже называют «теплым», «мягким», «винтажным» и сообщают, что это настоящий «старый звук». Однако фильтры и эффекты синта вполне позволяют «накачать» мягкие патчи и сделать их гораздо более агрессивными, если кому это требуется.
«Маленькая Зебра» потребляет ресурсы компа умеренно и даже порой скромно. Это связано с тем, что создатели Zebra 2 специально стремились выпустить мощный синтезатор, который, тем не менее, не будет заставлять заикаться относительно слабые компьютеры. И по большому счету, им это удалось.
С Zebralette поставляется 300 «заводских» пресетов. И энтузиасты, само собой, делают и бесплатно раздают собственные.
Где скачать: u-he.com/products/zebralette/
Владимир Лакодин