Мир бесплатных синтезаторов, сэмплеров, драм-машин и средств звукорежиссуры огромен и прекрасен. То, что на планете оказалось столько компаний и программистов-одиночек, готовых часть своей продукции отдавать людям за спасибо, похоже на чудо.
К сожалению, «культура» пиратства породила ничем не оправданное снобистское отношение к бесплатным VST плагинам — особенно среди очень молодых музыкантов, саунд-продюсеров и битмейкеров. Многие из них смотрят на бесплатное проприетарное и свободное музыкальное ПО свысока.
Это ошибка. Опытные люди из музыкальной индустрии знают, что бесплатные VST-синтезаторы и другие виртуальные инструменты, а также звукорежиссерский стафф позволяют создавать сочно и современно звучащую музыку практически в любом жанре.
Пожалуй, единственное с чем не справляются бесплатные решения (сэмплированные инструменты) — это продакшн реалистично звучащей оркестровой музыки. Также могут быть некоторые трудности с фолком. Для этих жанров нужны специфические, сложные библиотеки сэмплов. Но со всем остальным — пфф! Нет проблем.
Не стоит вручную мучаться в поисковиках. За вас уже все сделали добрые люди. Вообще, отправляясь во вселенную бесплатного музыкального ПО, стоит полагаться на две вещи: «мудрость толпы» и личное тестирование.
Мудрость толпы сегодня корректней было бы назвать «силой сообщества». Поверьте, она велика. Вот только один пример. В далеком 2000-м году некий молодой британец Бен Тёрл, увлеченный компьютерной звукозаписью, захотел научиться веб-дизайну и заодно поделиться с миром патчами для тогдашних VST-синтезаторов.
Он назвал свой маленький интернет-закуток «KVR Audio», и сейчас уже не помнит, что это значило. К удивлению Тёрла, с ним очень быстро связались такие же увлеченные люди из разных стран, которые жаждали новостей и вообще любой информации о новых технологиях компьютерной звукозаписи.
И вот вам результат: сегодня Kvraudio.com — это огромное сообщество звукорежиссеров, музыкальных продюсеров, артистов, производителей музыкального ПО, специализированных журналистов, программистов-одиночек и аудио-фриков всех мастей.
К середине 2020-х KVR превратился в колоссально большой информационный ресурс обо всем, что происходит в мире технологий VST, Apple Audio Units (AU), AAX Avid, Propellerhead ReWire, включая цифровые рабочие аудиостанции (DAW) и музыкальное ПО для мобильных устройств.
Среди разделов гигантского и невероятно ценного KVR можно найти настоящий алмаз — это база данных «Лучшие бесплатные плагины». В ней содержатся сведения о большинстве существующих продуктов (3 600 штук!), среди которых бесплатные VST синтезаторы, сэмплеры, драм-машины, ромплеры, библиотеки сэмплов, хосты и огромное количество эффектов.
База составлена силами сообщества KVR и организована максимально удобно для пользователя. Все плагины расположены в порядке популярности, для каждого представлены не только скупые оценки в виде «звездочек», но и развернутые отзывы от живых людей.
В базе по желанию можно искать только синтезаторы, или только эффекты, или только виртуальные инструменты как класс, или бесплатные библиотеки для Kontakt, или одни лишь реверы и т. п. Это очень комфортно. И на странице каждого продукта содержится правильная ссылка на интернет-сайт его производителя, откуда плагин или библиотеку можно скачать.
Дополнительные и подробные сведения о том или ином бесплатном продукте можно в изобилии обнаружить на форумах KVR — там реализован расширенный поиск по ключевым словам.
Мало того, многие производители бесплатного музыкального ПО имеют на KVR отдельные официальные ветки технической поддержки, в которых отвечают на вопросы пользователей. Как видим, сила увлеченного сообщества — вещь серьезная.
Некоторые из них когда-то были платными, но со временем перешли в свободный доступ без обновления и техподдержки. А многие продолжают обновляться создателями, и техподдержка для них тоже присутствует. По сути, это бывшие коммерческие продукты, которые делались ответственно и заработали своим авторам приличные деньги.
Таков, например, знаменитый бесплатный синтезатор Surge XT (входит в первую пятерку лучших на KVR). Его создал один из основателей Bitwig Studio (всемирно известная DAW), берлинец Клаас Йохансон.
Surge XT успешно продавался с 2005 года и был одним из первых проектов Клааса. С годами автору синтезатора перестало хватать времени и сил на поддержку продукта, и в 2018 году он перевел его в разряд свободного ПО и стал распространять бесплатно.
Однако программа не была брошена, ее подхватила группа программистов-энтузиастов именующая себя «командой Surge Synth». И в настоящее время Surge — один из самых часто обновляемых и улучшаемых бесплатных синтезаторов.
Его код считается хорошо оптимизированным, синтезатор отлично работает при создании музыки на старых и слабых компах, а звучит при этом монументально.
Некоторые критикуют интерфейс Surge — якобы он несовременный, но это досужие разговоры. Суть в том, что этот гибридный синт — настоящая, брутальная мощь — с 12-ю видами генерации звука, 8-ю блоками фильтров, 12-ю блоками LFO и набором эффектов, которые могут работать как на инсертах, так и на посылах.
К тому же сообщество любителей Surge постоянно генерируют новые пресеты к синтезатору, и он способен покрывать нужды музыкальных продюсеров в широком спектре жанров…
Многие бесплатные VST-синтезаторы производятся как урезанные варианты платных продуктов и представляют собой их «живую рекламу». При этом сами бесплатные синты имеют несомненную ценность и весьма функциональны — таков, например, популярный синтезатор Zebralette от U-he.
Он представляет собой «всего лишь» один осциллятор из платного плагина Zebra 2, но при этом чертовски полезен. Вот как говорит об этом малыше один из его пользователей:
«Я не могу обойтись без этого плагина! Я использую его для большей части своей электронной музыки и EDM. Мне нравятся любые синтезаторы, которые могут трансформировать пэды во времени, и у этого есть несколько способов это делать. Я так рад, что была выпущена 64-битная версия…»
Некоторые синтезаторы изначально были бесплатными, но все равно сделанными на совесть. Один из них — Crystal от Green Oak, использующий субстрактивный и FM-синтез. Он был выпущен более 20 лет назад, но заметьте — в 2022 году сразу несколько специализированных интернет-изданий включили его в подборку лучших бесплатных VST, и это о чем-то говорит.
А в базе данных KVR Crystal занимает 2-е место среди вообще всех 3 600 бесплатных плагинов. Его любят за уникальный звук. И да, время от времени плагин обновляется. В последний раз это происходило в феврале 2021 года. В частности в версию 2.5.8 была добавлена поддержка недавно выпущенного процессора М1 от Apple и 11-й MacOS.
Короче говоря, бесплатные VST синтезаторы могут быть очень качественными, функциональными и иметь уникальное звучание. Относиться к ним пренебрежительно неразумно — надо использовать на всю катушку!
С ними та же история, что и с синтезаторами — обычно они рекламируют более сложные продукты больших и малых компаний, но и сами по себе решают многие производственные проблемы музыкальных продюсеров и звукорежиссеров.
Некоторые изумляющие своим подходом разработчики порой отдают просто так целые пакеты плагинов VST обработки. Скажем, существует хорошо известная специалистам компания Melda Production, основанная в 2008 году в Праге опытным чешским программистом и музыкантом по имени Войцех Мелузин. И она в этом смысле рекордсмен.
Melda раздает без всяких условий пакет из 37 (!) VST плагинов, среди которых компрессор, ламповый сатуратор, ревербератор, 6-полосный эквалайзер с анализатором, фейзер, ринг-модулятор, плагин регулировки фазы, плагин для раздельного панорамирования отдельных частот, флэнджер и другие.
При скачивании MFreeFXBundle сайт Melda лишь застенчиво просит вас подписаться на почтовую рассылку, но не принуждает к этому, что отдельно радует.
По сути, этот набор навечно бесплатных плагинов закрывает процентов восемьдесят потребностей при сведении трека, если не больше. При этом плагины Melda звучат очень чисто и ясно, а их код исключительно хорошо оптимизирован, из-за чего они очень мало нагружают CPU.
Войцех Мелузин вообще большой фанат оптимизации, что связно с его личной историей. Он начинал программировать еще школьником, причем на ассемблере (в машинных кодах). Сегодня он работает на C++ — языке, сочетающим как свойства высокоуровневых, так и низкоуровневых языков. Персональный продолжительный опыт упрямой оптимизации программ позволяет Войцеху добиваться от своих плагинов отличной скорости, производительности и нулевой задержки.
Тестируя плагины Melda, вы обнаружите, что можете использовать на инсертах шин и отдельных дорожек десятки MCompressor, MEqualizer, MSpectralPan и других обработок, а ваш проект не будет при этом заикаться и тормозить — даже на очень скромном компьютере.
И эти плагины звучат! Например, MSaturator, имитирующий ламповое насыщение, очень хорош на барабанах и басах. Он гибок в настройках и позволяет добиваться максимально мясного, сочного, но очень теплого звука.
MCompressor — универсален. Он дает не только стандартное сжатие, но и максимизацию громкости, позволяет настроить жесткое, мягкое и линейное «колено», а также экспериментировать с его формой, чтобы получить интересные и странные динамические эффекты. Вы можете буквально «рисовать» форму «колена» в графическом интерфейсе плагина.
Вот как о нем (и эквалайзере от Melda) отозвался один из пользователей:
«Эта штука также невероятно универсальна, и я даже не собираюсь квалифицировать ее как «бесплатную», потому что она намного более универсальна, чем большинство других плагинов компрессоров, представленных на рынке…
…Если бы я был ограничен использованием только MCompressor (и никакого эквалайзера, кроме MEqualizer), я мог бы выполнить достойную работу по микшированию песни. Это может занять больше времени, и это может звучать не так гладко, как в случае, если бы я мог использовать все свои плагины, но я сумел бы это сделать»…
Продукты Melda — лишь один из многих ярких примеров. Есть и другие удивительные производители. Как мы уже выяснили, музыкантам по всему миру доступны более 3,5 тысяч бесплатных VST плагинов. Конечно, не все они однозначно хороши, но те, что в ТОПе — определенно круты.
Доверяя мнению коллег и лично тестируя плагины, вполне можно построить на базе своей DAW мощную виртуальную продакшн-студию. И, поверьте, даже опытные звукорежиссеры не отличат на слух трек, сделанный при помощи бесплатных инструментов, от трека, целиком построенного на платных (за исключением уже упоминавшейся оркестровой музыки).
Владимир Лакодин