Акустическая подготовка домашних студий

15 июл 2016

Можно ли в самой обычной квартире обустроить студию? Очень популярный вопрос, на который мы постараемся развернуто ответить в нашей статье.

Вы начинающий музыкант, у вас есть оборудование и вы хотите в своей комнате устроить небольшую студию для записи/сведения своих шедевров. Само собой, вы не хотите перестраивать комнату, ведь вы в ней живёте. Но и текущее звучание вас не устраивает. Если это вам знакомо, то эта статья для вас.


Мы не будем говорить об отличиях звукоизоляции и звукопоглощения, о строительстве специализированных помещений, спектрах излучения, отражения и тому подобном. Сегодня поговорим о том, как в самой обычной квартире и без серьезных вложений получить приемлемое качество звучания.

Для начала определим несколько моментов:


1. Наши советы НЕ для профессионалов — у них совсем другие реалии. 
2. Вы НИКОГДА не получите дома звук, который можно получить в специализированных, акустически-подготовленных помещениях.
3. Без минимальных вложений обойтись вряд ли получится.

Итак. Есть два варианта решения нашей задачи:

1. «Мёртвая акустика».

2. «Живая акустика».

Проще всего сделать из комнаты некое подобие бункера, обложившись подушками, одеялами, поролоном и тому подобной защитой. В таком варианте мы гарантированно получаем так называемую комнату с «мёртвой акустикой», где нет (или минимум) отражений.


Плюсы:


• Нет отражений? Значит, их нужно/можно сделать! А сделать их можно любыми! Читайте о формировании отражений ниже в статье.
• Вы не мешаете соседям, и самих соседей вы тоже не услышите.

Минусы:
• В связи с тем, что отражений нет, голос (инструменты) будут звучать очень сухо и не интересно, будут «мертвыми». Это несколько осложняет первоначальную работу над миксом.
• Необходимо иметь представление о том, какой звук характерен для каждого инструмента, иметь хотя бы начальные знания о формировании отражений.
• Комнату после такого оснащения вряд ли можно будет назвать жилой :)

Если вы не хотите получить а-та-та от мамы/жены/подруги за превращение комнаты в нежилое помещение, то этот вариант не для вас. И мы переходим ко второму варианту: комнате с «живой» акустикой.

Прежде всего нужно понять, что человеческое ухо привыкло слышать звучание не сухим/прямым, а с характерными ему отражениями. Для эксперимента можете просто поговорить в ладонь. Звучание голоса будет бубнящим, резковатым, непривычным. Отражения могут быть полезными и красивыми, создающими мягкое, воздушное звучание, а могут быть и неприятными, от которых хочется избавиться. Маленькая комната в квартире создает некрасивые отражения/переотражения, с которыми мы и будем бороться.


«Что же делать?» — спросите вы.

Для начала нужно определиться с расположением акустических систем. И в этом нам помогут несколько несложных правил:


• Если фазоинвертор находится сзади, отдаляем его от стены на расстояние 0,5 м, а еще лучше 1 м. Это позволит нам минимизировать «гудение» на низких частотах.
• Если фазоинвертор расположен на передней стороне, держим те же самые полметра от стены.
• Также необходимо понимать, что звук от акустических систем должен «бить» не в голую стену. Ковер, открытые книжные полки, акустический поролон отлично подходят для этих целей.
• Необходимо исключить направление излучателей акустических систем на зеркала, окна, полки со стеклянными дверцами.

Разберемся с некоторыми моментами относительно установки акустических систем.

Во-первых, желательно поднять акустические системы до уровня ушей. Говоря правильно, нужно добиться такого расположения АС, чтобы ось излучения совпадала с уровнем/положением уха. На практике поступают проще. Определяется место, где вы будете сидеть, и измеряется высота до уровня уха — это несложно сделать обычной рулеткой.


Далее АС располагается на необходимой высоте, а твитер (высокочастотный излучатель) направляется в ухо с соответствующей стороны. В итоге звук направляется в определенную точку.


 

Во-вторых, стены на уровне головы/плеч необходимо, как ранее уже говорилось, закрыть ковром или поролоном, дабы избежать отражения и переотражения на верхних частотах. С низкими частотами без серьезных вложений ничего сделать, к сожалению, не получится.


Лайфхак от POP-MUSIC: эксперименты с расположением акустических систем и панелей удобнее проводить при наличии лазерной указки.

А теперь давайте обсудим особенности отделки акустическим поролоном.


• Ошибочно предполагать, что если вы закрыли стены «пирамидками», то все стало хорошо. Скорее всего, вы переглушите комнату, и в ней будет некомфортно работать. Большие площади лучше закрывать листами примерно 50 х 50 см в шахматном порядке. 
• Однако, чтобы уменьшить затраты, лучшим вариантом будет определение оптимальной точки расположения акустических панелей. Если не углубляться в подробности и сложные измерения (мы ведь не строим профессиональную студию), то такими точками являются углы комнаты, а также места прямого попадания излучения АС. Вот их-то и нужно «прикрыть». 
• Стоит понимать, что применительно к нашей теме «пирамидка» совершенно не отличается от «волны». В нашем случае имеет значение только совокупная толщина самого поролона, а какой он по форме, совершенно не важно. Комбинируя разные виды акустических панелей, можно реализовывать самые смелые дизайнерские идеи, вписывая элементы в имеющееся пространство.


 

Вариант акустической отделки помещения


Важно понимать, что поролон хорошо работает только на достаточно высоких частотах, поэтому, если есть проблемы по низким, необходимо задуматься о применении так называемых «басовых ловушек». Чтобы не городить лишнего в комнате, можно расставить по углам шкафы с книгами или одеждой. Не нужно отказываться и от применения панелей на потолке; панели, короба с минеральной ватой отлично вписываются в дизайн, особенно в сочетании с различными светильниками. Это все избавляет от проблем «неприкрытого» бетонного потолка, являющегося довольно большой отражающей поверхностью.



Вариант акустического оформления потолка

Нельзя не отметить акустические экраны для микрофонов, прочно вошедшие в домашние и project-студии. Устанавливая их на стойку вместе с микрофоном, можно получить отличный результат в акустически неподготовленных помещениях. Среди преимуществ таких экранов в первую очередь хотелось бы отметить мобильность. Некоторые модели довольно компактны и их смело можно брать с собой.


 

SE Electronics SPACE

При выборе акустического экрана нужно отдавать предпочтение многослойным конструкциям на жесткой раме. В этом случае можно надеяться на равномерную АЧХ при записи. Простейшие акустические экраны можно изготовить самому — достаточно взять лист поролона и закрепить его на импровизированной раме полукругом за микрофоном. Однако хотелось бы напомнить, что в таком варианте мы получим довольно сильную неравномерность АЧХ.

 
Вариант самодельного акустического экрана

Подведем итоги


Правильная расстановка мебели дает неплохой результат по низким частотам. Дополнив акустическое оформление панелями из поролона либо каркасными конструкциями из минеральной ваты с обрешеткой, можно минимизировать резонансы и получить вполне приемлемое звучание в обычной квартире. Акустический экран для микрофона поможет решить проблему более локально.


Таким образом, можно без глобальной перестройки комнаты обеспечить вполне приемлемое рабочее пространство, позволяющее не отвлекаться на бьющие в уши резонансы.


Успехов в работе.

Автор статьи Сафронов Альберт, компания POP-MUSIC