Аккорды – это основа гармонии в музыке. Они являются одновременным звучанием нескольких нот, которые формируют единое гармоническое целое. Аккорды широко используются в композиции, аккомпанементе и импровизации. Давайте рассмотрим основы теории аккордов, разберем их построение и применение при игре на клавишных инструментах.
Знания о строении аккордов и принципах их исполнения на клавишных инструментах незаменимы для любого музыканта. Поэтому мы предложим вам базовые и продвинутые аккорды в виде удобной шпаргалки.
Для изучения аккордов необходимо освоить ряд музыкальных терминов, которые описывают их структуру, построение и взаимоотношения. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Аккорд - сочетание трех или более нот, звучащих одновременно и образующих гармоническое созвучие.
Нота - звук определенной высоты. В музыкальной нотации представлена нотным символом.
Интервал - расстояние между двумя нотами. Интервалы классифицируются по количеству полутонов (например, большая секунда, малая терция, чистая квинта). Интервалы являются основой для построения аккордов.
Тональность (ключ) - система, определяющая основные ноты и аккорды в музыкальном произведении. Определяется тоникой (основной нотой). Например, C-dur (До мажор), G-moll (Соль минор).
Тоника - основная нота, определяющая тональность.
Ступень - Положение ноты в гамме (последовательности нот). Первая ступень – тоника, вторая – секунда и т.д.
Прима (1) - интервал между двумя одинаковыми нотами.
Секунда (2) - интервал из двух нот, разделенных одним полутоном или целым тоном.
Терция (3) - интервал из трех полутонов или двух целых тонов.
Квинта (5) - интервал из семи полутонов или четырех целых тонов.
Септима (7) - интервал из девяти полутонов или пяти целых тонов.
Для успешного изучения аккордов важно не только знать определения, но и уметь их применять на практике, тренируясь в нахождении аккордов на клавиатуре или гитаре. Понимание интервалов поможет быстро находить нужные ноты. Изучение аккордов в различных тональностях расширит ваши музыкальные возможности.
Используйте инструменты для визуализации и обучения: музыкальные клавиатуры, нотные станы, диаграммы аккордов. Практика, чтение и прослушивание музыки значительно ускорят процесс обучения.
Для обозначения аккордов используется система нот и буквенных обозначений:
Буквенное обозначение. Буква обозначает основной тон аккорда (например, C для До, G для Соль). Добавление "maj" означает мажор, "min" - минор. Например, Cmaj, Cmin.
Числа. Цифры указывают на положение интервалов в аккорде, например, 7, 9, 11, 13. Это указывает на добавление более сложных интервалов. Например, C7 (До-септаккорд).
Дополнительные обозначения. Обозначениями типа "+" (увеличенный) или "-" (уменьшенный) обозначают тип аккорда.
Мажорный аккорд строится так: прима + большая терция + чистая квинта. Например, аккорд До-мажор состоит из нот До, Ми, Соль. Мажорные аккорды звучат радостно, светлее, чем минорные.
Минорный аккорд строится из примы + малой терции + чистой квинты. Например, До-минор состоит из нот До, Ми бемоль и Соль. Минорные аккорды звучат печально, задумчиво, меланхолично.
Аккорды с задержанием (suspensions) — это аккорды, в которых одна из нот изменена, создавая временное напряжение, которое затем разрешается в ожидаемый аккорд. Это придает музыке динамики и выразительности. Задержание не является самостоятельным аккордом, а скорее переходной стадией к целевому аккорду.
Существует несколько типов задержаний:
sus2. Вместо обычной мажорной или минорной терции используется секунда (в зависимости от того, мажорный или минорный аккорд должен получиться). Звучание sus2 обычно воспринимается как менее напряжённое по сравнению с другими видами задержаний, имея более спокойный, «мелодичный» характер.
sus4. Вместо обычной мажорной или минорной терции используется кварта. Звучание sus4 более напряжённое, чем sus2.
sus2/4. В некоторых случаях применяется сочетание обоих задержаний. Это ещё более напряжённое сочетание, которое не так часто используется в простых песнях. Это сложный переходный аккорд.
Задержание - это не просто случайная замена ноты. Это целенаправленный приём, который влияет на гармонию и эмоциональное восприятие музыки. Использование задержаний — это способ сделать музыку более интересной и запоминающейся.
Это простые аккорды, состоящие из двух или трех нот, которые часто используются в рок-музыке и других жанрах. Они основаны на квинтовом интервале, что делает их мощными и выразительными.
Стандартный пауэр-аккорд состоит из первой (тоники) и пятой (квинты) ступеней тональности, а иногда также включает октаву. Пауэр-аккорды часто обозначаются как "5" в названиях аккордов, например, C5 или G5. Они легко исполняются на электрогитаре и звучат очень мощно, особенно с использованием дисторшна.
Это аккорды, состоящие из четырех нот, которые формируются на основе терций. В септаккорде присутствует основная нота (тоника), большая или малая терция, квинта и септима. Септима может быть большой (доминантный септаккорд) или малой (минорный септаккорд), что влияет на характер аккорда.
Септаккорды часто используются в джазе, блюзе и поп-музыке, придавая гармониям более сложное и насыщенное звучание. Они могут использоваться как в качестве основных аккордов, так и для создания переходов между другими аккордами.
Это аккорды, в которые добавляются дополнительные ноты, не входящие в стандартный состав мажорного или минорного аккорда. Эти аккорды придают гармонии более интересное и разнообразное звучание.
Добавленные аккорды часто используются в различных музыкальных жанрах, включая джаз, поп, рок и фолк. Они могут служить для создания интересных гармонических переходов, добавления цвета и разнообразия в аранжировке. Например, добавление девятой или шестой может сделать звучание более легким и воздушным, тогда как использование добавленных четвертых может создать напряжение, которое требует разрешения. Добавленные аккорды могут значительно обогатить музыкальную палитру и сделать композиции более выразительными.
Это аккорды, в которых к основному трезвучию добавляется шестая ступень. Они часто используются в музыке для создания разнообразия и интересных гармонических переходов. Секстаккорды могут быть как мажорными, так и минорными, и они могут иметь различные функции в музыкальной композиции.
Секстаккорды могут разрешаться в другие аккорды, создавая гармонические движения. Например, C6 может разрешаться в Am или F. Секстаккорды могут использоваться как в мелодии, так и в аккомпанементе. Они добавляют глубину и интерес к гармоническому сопровождению.
• В джазовой музыке секстаккорды часто используются для создания более сложных гармонических прогрессий.
• В поп-музыке они могут служить для создания мелодических линий, которые звучат более богато и интересно.
• В классической музыке секстаккорды могут быть частью более сложных гармонических структур.
Это аккорды, в которых к основным звукам (трезвучиям) добавляются дополнительные ноты, что расширяет их гармоническое звучание. Надстройки могут включать в себя ноты, которые находятся выше основной октавы аккорда и могут создавать различные эмоциональные и текстурные эффекты.
Надстройки добавляют дополнительные ноты, что делает звучание аккорда более полным и сложным. Разные надстройки могут вызывать различные эмоции. Например, мажорные аккорды с надстройками часто звучат светло и радостно, тогда как минорные — более меланхолично.
Аккорды с надстройками широко используются в джазовой музыке для создания сложных гармоний и импровизаций.
В поп-музыке они могут служить для создания мелодий, которые звучат более современно и привлекательно.
В классической композиции аккорды с надстройками помогают создавать богатые текстуры и глубокие эмоциональные переживания.
На клавишах аккорды извлекаются путём одновременного нажатия соответствующих клавиш. Это делает клавишные инструментом с прямой визуализацией музыкальной теории.
На фортепиано мажорные и минорные трезвучия удобно играть, используя правую руку, но можно разделять исполнение аккордов между руками. Например, левая рука играет басовую ноту (основу аккорда), а правая - воспроизводит остальные ноты аккорда.
Клавишные инструменты предоставляют широкие возможности для исполнения джазовой музыки.
1. Изучайте теорию, понимание структуры аккордов поможет быстрее освоить их.
2. Регулярно тренируйтесь, повторение аппликатур или последовательностей укрепляет мышечную память.
3. Экспериментируйте, пробуйте создавать свои аккордовые прогрессии.
4. Используйте метроном, это поможет улучшить чувство ритма.
Аккорды – универсальный инструмент, который открывает огромные возможности для творчества. Освоив их, вы сможете играть, сочинять и импровизировать в любом жанре.